Елена Коронотова
Консультация «Детская познавательная инициатива»
▼ Скачать
Одним из методов работы с детьми, является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования. Личность — это социально - психологическая категория, это социальная оценка человека как члена общества.
Личность всегда предполагает создание чего то нового, принятие этого нового окружающими.
Творческая деятельность является главной чертой личности. Поддержка личности во многом связана с отношением социума к творению.
Публикация «Консультация „Детская познавательная инициатива“» размещена в разделах
Главная задача, связанная с поддержкой творческого начала личности, которая стоит перед дошкольным образованием, заключается в поиске форм, в которых можно осуществить такую поддержку. Познавательная деятельность детей осуществляется в конкретном культурном пространстве, представляющем собой систему норм, задаваемых взрослым. Ребенок, оказавшийся в нормативной ситуации, может действовать как в соответствии с задаваемой нормой, так и в соответствии с возможностями, обусловленными внешними обстоятельствами. Можно выделить несколько видов активности ребенка в нормативной ситуации. Прежде всего, все действия ребенка могут быть направлена выявления возможностей, существующих в данный момент обстоятельствах. Такая форма активности характерна для творческой личности. Кроме того, легко выявить случаи прямого подражания,когда ребенок следует норме, задаваемой взрослым. Подобное поведение ребенка носит формальный характер, оно не всегда успешно. Его главная особенность состоит в том, что ребенок стремится повторить действие в соответствии с задаваемым образам без выхода в пространство возможностей. Для ребенка существует только жестко заданная культурная норма. Еще один вид активности может быть выделен в том случае, когда активность протекает в пространстве возможностей, но при этом она опосредствование культурной нормой, то есть осуществляется в контексте задачи, поставленным взрослым. В этом ребенок сам ищет культурную норму как особую возможность.
Интеллектуальное развитие дошкольников может быть активизировано в ходе образовательной работы, направленной на создание нормативных ситуаций, поддерживающих инициативу детей в пространстве возможностей и обеспечивающих усвоению культурно заданных средств и способов анализа действительности.
Анализ образовательной деятельности работы,проводимой в дошкольных учреждениях, показывает, что вся система распадается на два направления. В соответствии с одним из них детям предоставляется максимальная свобода действии, а в соответствии с другим — наоборот, действия дошкольников сильно ограничены, они должны следовать указаниям взрослых. Оба эти подхода имеют существенные недостатки. В первом случае, казалось бы, ребенок движется в пространстве возможностей и у него развивается креативность. Однако это не гарантирует того уровня детского развития, который необходим для обучения в школе, где ребенок оказывается в ситуации предельной нормативности, выхваченной жесткой логикой построения предметного содержания. Как крайность в решении этой проблемы широко распространенное навязывание школьных программ дошкольному образованию. В другом случае ребенок лишается возможности самореализации и личностного роста в доступных ему формах. В связи с этим возникает особая проблема. Становления детской личности в системе дошкольного образования. Свободное движение ребенка в пространстве возможностей и приобретение школьных знаний не позволяют дошкольнику предъявить себя как личность в окружающем мире. В одном случае вся его активность, хотя и носит индивидуальный характер,не находит адекватных культурных форм выражения,в другом — хотя она и культурна, но де индивидуализирована. Именно поэтому необходимо предоставить ребенку возможность значимым образом проявить свою индивидуальность в культурной форме. Для этого ребенок должен не просто двигаться в пространстве возможностей, но и уметь оформлять результаты этого движения, создавая собственные культурные продукты.
Развитие познавательных способностей обуславливает дальнейший процесс становления детского интеллекта. Как уже отмечалось, познавательная активность ребенка осуществляется в конкретном культурном пространстве, которое можно рассматривать как систему нормативных ситуаций, поддерживающих или наоборот, тормозящих познавательную инициативу. Стимулирование инициативы ребенка или ее подавление может осуществляться в самых разных ситуаций.
Само словосочетание «творческая инициатива» предполагает выход за установившиеся пределы. Понятно, что в дошкольном учреждении в ходе образовательного процесса ребенок должен освоить определенную систему норм. Например, он должен научиться бесконфликтно взаимодействовать со сверстниками, создавать постройки по образцу освоить различные техники изобразительной деятельности и т. д. Во всех этих случаях пространства для проявления детской инициативы практически нет,если под инициативой понимать попытку создания чего - либо нового.
Перед ребенком стоят реальные жизненные задачи: он должен впервые войти в группу сверстников, занять там достойное место, научиться договариваться с окружающими, он должен быть интересен для других. Другими словами, ребенок должен научиться быть успешным,что помогает ему обрести уверенность и гордость за собственные достижения, послужит основной доверительного, дружеского отношения к миру. Но выполнение любой задачи требует и соответствующего отношения со стороны взрослого. Если ребенок чувствует, что его не воспринимают как активного участника социального взаимодействия., то он отказывается от этой роли в силу бессмысленности собственной активности. Поэтому очень важно общаться с ребенком как с личностью, стремясь разъяснять свою позицию и способствовать выражению его собственной.
Взрослые должны поддерживать инициативу ребенка — дошкольника. Такая поддержка может осуществляться в двух формах — в форме создания условий для деятельности и в форме соответствующего социального принятия творческого продукта.
Субъектность ребенка лучше всего проявляется в игровой деятельности, которая является ведущей в дошкольном возрасте. Дошкольник воспринимает социальное окружение через игру, которая раскрывает ребенку смысл взаимодействия между людьми в различных ситуациях.
Главная особенность игры заключается в условном, символическом освоении реальности, и потому не рассматривается взрослым как серьезная попытка проникновения в суть социальных отношений. Именно это обстоятельство и определяет характер требований, которые разрешается проявлять к ребенку — дошкольника. Фактически ребенку разрешается проявлять собственную инициативу только в ходе игры. Во всех остальных случаях он должен подчиняться требованиям взрослых. Другими словами, только в игре дошкольник может быть субъектом социального действия.
При этом следует отметить, что хотя игра и является пространством, в котором ребенок выступает как автор собственного поведения, результаты его деятельности носят процессуальный характер. Это означает, что дошкольник не может предъявить окружающим продукт игровой деятельности, то есть не может вступить со взрослым в равноправное социальное взаимодействие.
Дети дошкольного возраста охотно проявляют свою личность, выходя за пределы установленных норм и отношений. Однако такой выход не приветствуется окружающими. В ДОУ существует система норм, которая в ряде случаев запрещает детскую активность. Речь идет о так называемых запрещающих нормах. Например, довольно часто можно услышать следующие обращения педагога к детям : «нельзя бегать по лестнице», «нельзя обижать товарищей», «нельзя ходить одному по детскому саду» и т. д. Наличие подобных запретов во многом связано с опасением детей взрослых за их жизнь.
Мы видим, что существует своеобразная запретительная культура. Продуктом этой культуры оказываются дети, которые становятся пассивными, поскольку любая инициатива сталкивается с запретом со стороны взрослого. Более благоприятной является ситуация, когда запрет переводится в предписание: вместо утверждения «нельзя бегать», педагог говорит «иди шаг за шагом и держись за перила», вместо «нельзя обижать товарища» - «нужно ему помогать» и др. Однако даже в этом случае результат может быть таким же, как и при реализации запретов. Так, спонтанные про социальные реакции дошкольника в целом ряде случаев вызывают негативное поведение сверстников. Данный феномен объясняется не столько ошибочной интерпретацией про социального поведения сверстниками, сколько эгоцентрической позицией ребенка, его демонстрирующего — ведь сверстник не просил, а значит, и не ожидал подобных действий. В результате поведение, которое педагогом расценивается как положительное и, безусловно, про социальное,сверстниками воспринимается как вторжение в их личное пространство. Это предположение подтверждает тот факт, что в случае «запрошенного» про социального поведения уровень положительных ответов сверстников на соответствующие действия ребенка повышается в два раза.
Все вышеуказанное указывает на сложность стоящей перед педагогом ДОУ задачи — выявить и поддержать адекватную форму проявления детской инициативы, которая бы развивала творческое начало личности ребенка.
Вопрос о детской инициативе тесно связан с пониманием того психологического механизма и условий,которые позволяют ребенку проявлять собственную активность в адекватной социальной формы. [/b]