Александра Курепова
Консультация для педагогов «Познавательная активность детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательная активность.
Условия её формирования и развития.
Общая структура познавательной сферы складывается к пяти-шести годам.
В активной поисковой деятельности детей возникают и развиваются новые мотивы деятельности. После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимается на новую качественную ступень. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений.
Публикация «Консультация для педагогов „Познавательная активность детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Меняется характер общения ребё нка с взрослыми: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контакты. Общаясь с родителями, другими членами семьи, педагогом, ребёнок приобретает новые знания, расширяет свой кругозор, уточняет личный опыт.
Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и разнообразных видах творческой деятельности.
Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности.
Учёными-педагогами выявлены педагогические условия, которые обеспечивают достаточно устойчивые познавательные интересы дошкольников :
• Создание обогащённой предметно-пространственной среды для начала развития интереса;
Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Развивающая среда должна способствовать утверждению уверенности в себе, давать возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление самостоятельности, инициативности, творчества, познавательной активности.
• Включение занимательности в содержание занятий;
Приступая к подготовке занятий с дошкольниками, необходимо учесть главное - детям должно быть интересно. Взрослые зачастую спешат дать ребёнку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это даёт ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребёнка заниматься математикой, если ему скучно?
Основное усилие педагогов, и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. Ведь и сами взрослые работают наиболее продуктивно, если занимаются интересным и любимым делом. Именно в этом случае они могут трудиться с полной отдачей, не считая времени, не жалея сил, и получать удовольствие от самого процесса труда.
• Создание проблемно-поисковых ситуаций;
Психологи Б. Т. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. М. Матюшкин и др. сходятся в одном: мышление – это высшая форма познавательной деятельности и трактуют его как процесс решения человеком новых для него проблем.
Основная функция мышления - открывать неизвестное, новое. При соотнесении этих определений с практикой обучения детей дошкольного возраста невольно возникает вопрос: если ребёнок по своей природе творец, а мы его обрекаем в течение многих лет на воспроизводящую деятельность, не отразится ли это на развитие его творческого потенциала? Теория и практика обучения дают утвердительный ответ, потому что творческое начало в ребёнке может развиваться лишь в творческой деятельности.
При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. При таком обучении деятельность ребёнка приобретает поисково-исследовательский характер, предполагает сотрудничество педагога с ребёнком в творческой деятельности по решению новых для него проблем.
Необходимым условием проблемного обучения дошкольников является создание проблемно-поисковой ситуации. Именно она составляет необходимую закономерность творческого мышления, его начальный момент.
• Вовлечение в выполнение творческих заданий;
Быстро меняющийся мир требует от нас быстро ориентироваться, обучаться. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни.
Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся мире? Решение современных задач всё больше требует не узкоспециального, а системного подхода, умения видеть и проблему в целом, и отдалённые последствия своих действий.
Регулярное столкновение с творческими задачами, в том числе такими, на которые пока нет ответа, так же необходимы формирующему уму, как витамины – растущему организму.
Многолетний исследовательский опыт показал, что ребёнок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. Он умеет и хочет учиться. У него высокий уровень познавательной активности, развитое воображение.
В детстве творческий процесс в большей степени выражается в играх, речевой и изобразительной деятельности. Игры детей или стремление к сочинительству – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности. Умение использовать признаки объекта необходимо при решении творческих задач. Это способствует развитию воображения и является первым шагом в формировании творческих способностей человека.
• Интеграция разнообразной деятельности;
• Организация экспериментирования;
Исследовательские методы обучения как средства развития познавательной активности.
К исследовательским методам обучения относятся:
• Наблюдение
• Эксперимент, опыт
Самый популярный и доступный метод исследования – наблюдение. Он применяется в большинстве наук и часто используется в повседневной жизни. Чтобы наблюдать, надо обладать наблюдательностью, которую называют сестрой внимательности. Можно сказать, что наблюдательность – это сплав внимательности и мышления.
Почему ребёнок по собственной инициативе подмечает в предмете какие-то новые стороны и специфические особенности? Его восприятие и внимание носят аналитический характер – он не просто фиксирует объект, он анализирует его, сравнивает, оценивает, находит общее с другими.
Важнейшим методом исследования считается эксперимент. Он используется практически во всех науках. Эксперимент предполагает проведение практических действий с целью углубить представления детей о живой и неживой природе, учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение, обобщать результаты опытов.
Эксперименты бывают мысленные и реальные. Из мысленных например, такого вида: Что можно сделать из куска бумаги?
Что будет, если все станут выше ростом?
На какое животное похожа темнеющая туча? И т. п.
Но самые интересные эксперименты – реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.
• Стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности.