Людмила Волобуева
Консультация «Что мешает развитию ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
ЧТО МЕШАЕТ РАЗВИТИЮ РЕБЁНКА?
Неблагоприятная экологическая обстановка, неблагоприятный микроклимат в семье и отклонения в соматическом и психологическом здоровье матери и отца могут оказать решающее влияние на развитие ребёнка.
Публикация «Консультация „Что мешает развитию ребёнка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
С момента зачатия ребёнка, во внутриутробном периоде, негативные воздействия могут нарушить или изменить ход развития плода. К таким воздействиям относятся: неблагоприятная экологическая обстановка (несоответствие воды воздуха санитарным нормам, несбалансированное питание и генно-модифицированные продукты); неблагоприятный микроклимат в семье (финансовая нестабильность, неудовлетворённость семейной ролью); отклонения в соматическом (текущее состояние органов и систем организма, уровень их развития и функциональных возможностей) и психологическом здоровье матери и отца (заболевание почек, печени, сердца и др., психическая и эмоциональная неустойчивость; употребление алкоголя и наркотиков; табакокурение; неконтролируемый приём лекарственных препаратов; длительная работа за компьютером).
Здоровье – состояние живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции. Здоровье человека является качественной характеристикой, складывающейся из наборов количественных параметров: антропометрических (рост, вес); физических (частота пульса); биохимических (содержание в организме химических элементов); биологических (состав кишечной флоры); психических, социальных.
Биологический уровень здоровья (совокупность антропометрических, физических, биохимических и биологических параметров) – отсутствие или наличие болезней у ребёнка. Большинство детей имеют с рождения проблемы ортопедического характера (дисплазии тазобедренных суставов, подвывихи, плосковальгусные стопы, неврологического характера (перинатальная энцефалопатия, нарушение тонуса мышц, терморегуляции сна, приёма пищи, дыхания, склонны к аллергическим реакциям, наблюдаются проблемы пищеварения (вздутие живота, дисбактериоз, нерегулярный стул).
В неблагоприятных семьях на указанные проблемы новорождённого, как правило, внимания не обращают. Недостаточность питания и несоответствие одежды ребёнка времени года создают условия для «естественного» и ежедневного закаливания ребёнка. Поэтому в этих семьях дети либо болеют очень редко, если иммунитет ребёнка позволил ему адаптироваться к таким условиям существования, либо дети проводят большую часть времени в больницах разного профиля. Получается, что дети из неблагоприятных семей часто выглядят здоровыми, но таковыми не являются. Относительное соматическое здоровье в раннем возрасте не означает здоровье в более позднем периоде. У таких детей уже в младшем школьном возрасте имеется ряд хронических расстройств, которые можно было предупредить в раннем возрасте, обеспечивая соответственное питание и лечение.
Особое место в рамках соматического здоровья ребёнка занимают простудные заболевания. Часто болеющие дети медленнее усваивают материал по возрасту (приходится пропускать занятия). Ослабленный иммунитет не способствует активности познавательной деятельности, а значит, тормозится развитие высших психических функций – памяти, внимания, мышления и речи.
Психологический уровень здоровья подразумевает соответствие двигательного, психического, личностного и речевого развития ребёнка возрастным нормативам. Принятые нормы развития имеют широкий диапазон, который нижней границей имеет отставание в развитии. Можно самостоятельно определить степень отставания или опережения ребёнком возрастных нормативов, зная примерные показатели развития на каждый возрастной период. Самыми распространёнными отставаниями в развитии являются задержка речевого развития (ЗРР) и задержка психического развития (ЗПР).
Социальный уровень здоровья подразумевает степень усвоения социальных норм поведения, формирования у ребёнка социальных мотивов деятельности и регулирования собственного поведения (система НАДО надстраивается над ХОЧУ и МОГУ, а также микроклимат в семье, который зависит от отношения родителей к ребёнку и их представлений о роли ребёнка в семье.
В большинстве случаев исследователи описывают демократический, либеральный и авторитарный стили семейного воспитания и выделяют гармоничные и дисгармоничные семьи.
А. С. Спиваковская выделила 4 типа отношений родителей к ребёнку в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно, годами сохраняя застывшие, ригидные, уже не соответствующие реалиям отношения, провоцирующих нарушение его психологического здоровья.
1. «Козёл отпущения» - объект для проявления взаимного недовольства супругов-родителей.
2. «Любимчик» заполняет эмоциональный вакуум в супружеских отношениях, забота и любовь к нему чрезмерно преувеличены.
3. «Беби» - ребёнок с ограниченными правами, с резким ограничением самостоятельности при сильной близости супругов.
4. «Примеритель» вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты и таким образом занимает важнейшее место в структуре семьи.
По мнению А. Я. Варга и В. В. Столина, риск психоэмоционального неблагополучия ребёнка усиливается при авторитарной гиперсоциализации со стороны родителей, когда ребёнку навязывают стереотипы поведения без учё та его индивидуальных особенностей: при восприятии ребёнка «маленьким неудачником», приписывая ему личную и социальную несостоятельность; при высокой степени отвержения ребёнка родителем, в первую очередь матерью ребёнка, испытывающей злость, досаду, обиду.
Аналогичную точку зрения имеет исследователь Э. Г. Эйдемиллер, подчёркивая роль эмоционального отвержения матерью ребёнка и «мистификации» (внушение родителями детям того, в чём они нуждаются, кем являются, каковы их интересы и ценности, навязывание неадекватной системы представлений о себе) в возникновении психосоматических расстройств у дошкольников и искажении их личностного развития.
Наиболее распространённым примером социальной причины отставания ребёнка в развитии является феномен «социально-педагогической запущенности», когда ребёнок при достаточных предпосылках для интеллектуального и речевого развития, но при отсутствии внимания, заботы и общения со стороны родителей начинает отставать в психофизических параметрах развития и не может усваивать материал общеобразовательных программ детского сада и школы.
Другим распространённым примером негативного социального влияния является невротизация детей дошкольного возраста в результате завышенных требований к ребёнку со стороны чрезмерно «активных» родителей, подавление самостоятельности и инициативы ребёнка. А. И. Захаровым отмечается, что личностные особенности матерей провоцируют развитие у детей психосоматических и неврозоподобных расстройств. В частности, автор выделяет такие психологические типы матерей детей с неврозами и нарушениями личностного развития, как «Снежная Королева», «царевна Несмеяна», «спящая красавица», «наседка», «суматошная мать», «вечный ребёнок».
Консультацию подготовила учитель-логопед:
Людмила Викторовна Волобуева