Юлия Буслаева
Консультация «Как развивать память у дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация № 2 "Как развивать память у дошкольника"
Многие взрослые полагают, что, чем старше ребёнок, тем хуже у него память. Некоторые дети в три года могли пересказывать целые рассказы - с точностью до слова. И с той же интонацией, и с теми же паузами. Родители и окружающие говорят о таких детях, что они "необычные, вундеркинды". Чадо отдают в школу раннего развития - с двумя языками, с занятиями логикой и литературой, с музыкой. Но, по прошествии некоторого времени, замечают, что никаких особых способностей и не видно. И запоминает ребёнок ровно столько, сколько скажут.
Публикация «Консультация „Как развивать память у дошкольника“» размещена в разделах
Конечно, в возрасте 6 лет говорить о том, что ухудшение памяти - следствие возраста, совершенно не правильно. И память, и внимание, и мышление, наоборот, активно развиваются. Ослаблять познавательные способности могут внешние неблагоприятные условия. Например, излишние нагрузки. Какими бы интересными и увлекательными ни были занятия, их тоже может быть слишком много. У детей бывают состояния, похожие на синдром хронической усталости, когда интерес к происходящему теряется, и способности ослабевают. Ухудшение памяти может быть следствием психической травмы. Причём не сразу, а в отдалённом периоде, когда, казалось бы, все неблагоприятные события уже остались в прошлом.
Такие же изменения бывают, если ребёнок постоянно подвергается стрессам - пусть и не особенно сильным. Например, живёт в условиях конфликтов взрослых или часто меняет место жительства. Конечно, имеет значение и общее состояние здоровья. Трудности с запоминанием могут быть при неврологические заболеваниях, болезнях ухо-горла-носа, любых нарушениях, сопровождающихся болями. В этих случаях, конечно, стоит начать лечение основной проблемы - и память сразу улучшится.
Игры и упражнения для развития памяти
«Найди, что изменилось»
Положите перед ребёнком 5-6 игрушек, попросите запомнить, а потом положить игрушки на место. Количество «замен» увеличивайте, пока ребёнок не сможет восстановить весь ряд полностью.
«Клубок»
Вы начинаете и говорите: «Мы собираемся в отпуск. Сейчас я достану чемодан и положу туда брюки». Ребё нок продолжает: «Я положу туда брюки и майку». Вы перечисляете то же самое и что-то добавляете ещё. Игра, кроме того что тренирует память, помогает снять напряжение, успокоиться.
«Визуализация»
Вернувшись домой с прогулки, спросите ребёнка о том, что было, пока вы гуляли. Кого встретили? Во что он был одет? Какая машина стояла у подъезда? Можно также вспоминать обстановку дома у бабушки или, например, расположение столов в детском саду. Устно или с помощью рисунка. «Пары слов»
Подберите пары слов, связанных между собой по смыслу. Собака – миска, окно – занавеска (всего 20 пар). Произнесите все пары ребёнку. Потом, через минуту, говорите одно слово из пары, а он называет второе. По прошествии 30-40 минут ещё раз говорите одно слово из пары – ребёнок опять вспоминает второе. Тренирует и кратковременное, и долговременное запоминание.
«Повторяй за мной»
Взрослый встаёт за спиной ребёнка и проделывает ряд манипуляций с его телом. Например, поднимает одну руку, сгибает в локте другую, наклоняет голову. Потом просит ребёнка выпрямиться и заново проделать эти движения по памяти.
«Кто больше?»
«Что бывает синего цвета?» - спрашиваете вы, и ребёнок должен назвать 305 предметов только синего цвета. Потом он сам даё т задание: «Что бывает только круглое?» Играть можно всей семьёй.