Панасенко Ольга Николаевна
Консультации для родителей Организация эколого-краеведческой работы ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе эколого - краеведческой работы у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, то есть личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО. Главная цель краеведения – воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край.
Краеведение невозможно без экологического воспитания. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное им. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д., которыми дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады, когда осень дарит желтые, красные и оранжевые краски, от которых нельзя отвести глаз, и когда видят яркие цветы на зелёном лугу. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.
Любой край неповторим. Наш край – это сказочные пейзажи, множество рек, озёр и заповедных лесов, место, где богатый растительный мир, а также царство зверей и птиц. Природа нашего края поражает своим великолепием и богатством.
Работа объединения экологии и краеведения, основой которого является формирование у детей эколого-краеведческого миропонимания, является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности коллектива нашего дошкольного учреждения.
Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе родного края.
Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений. Труд детей в природе дает реальные результаты, вызывает у них радость и желание ухаживать за растениями.
Третья задача – формирование у детей любви к природе родного края.
Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе.
Самым важным воздействием на детей являются наблюдение и целевая прогулка, впечатление от которых вызывает изумление и восхищение, проходят через детские сердца.
Каждой прогулке придумываем своё название: «В гости к березке», «Дышим свежим воздухом», «Мы вам рады, снегири», «Следы на снегу», «По дорогам весенних проталин», «Кто живет в траве», «День рождения Земли», «Встреча с удивительным». Вместе с нами могут гулять сказочные герои: Лесовичок,Шуршунчик, Капитошка, Гриб-Боровик.
Обычно перед прогулкой получить письмо, телеграмму, пользоваться схемами - путешествий и т. п. Свою работу по знакомству с природными явлениями организуем на территории детского сада.
Радует, что дети могут называть и показывать разные деревья, кустарники.
С помощью дидактических игр развиваем наблюдательность, речь, внимание и память, формируем мыслительную деятельность. Большое место в жизни занимают такие игры как: «Вершки и корешки» (что едят, «Живая – неживая природа» (живая – растения, животные, насекомые, неживая–вода, воздух, камни, солнце, почва, «Кто–где живет» (место обитания, «Узнай, какой зверь» (знания животных, внешний вид, повадки, «Назови травы» (закрепить название растений: мать-и-мачеха, ландыш, подорожник, крапива, ромашка).
С целью повышения заинтересованности детей, использовать музыкальные произведения о Родной земле, мультимедийные презентации – «Даурский заповедник», «Природа родного края».
Значимым в работе методом по ознакомлению с природой является метод проектов. Используя его, воспитатель становится организатором исследовательской деятельности детей, направленной на сбор, изучение, анализ, а затем презентацию материалов по взятой теме.
Тематика проектов воспитателей может быть разнообразной: «Дорог мне мой край родной», «Весёлый огород», «Важность чистого воздуха», «Такие разные камни», «Виртуальные экскурсии».
Произведения детского литературного творчества способны обогатить детей впечатлениями, расширить представления о животном и растительном мире, воспитать доброту, отзывчивость. Использовать для чтения детям произведения таких авторов как В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова, Н. Павловой, Е. Чарушина, Э. Шима, Г. Скребицкого.
В соответствии с ФГОС ДО, одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество ДОУ и семьи. Поэтому родители должны принимать непосредственное и достаточно активное участие в нашей деятельности.
Таким образом, эколого – краеведческая работа в ДОУ должна быть систематической, в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Местный материал доступен ребенку для освоения, именно на нем он понимает свою связь с окружающим миром, осознает значимость наследия родного края, учится разбираться в проблемах окружающего мира.
Викторина
«Разминка».
Командам задаются вопросы, оценивается правильность и быстрота ответов.
1. Наука о правильном природопользовании и охране живых организмов. (Экология)
2. Документ, содержащий краткие сведения о распространении и мерах охраны редких видов растений всего мира. (Красная книга)
3. Как называется растительный мир? (Флора)
4. Какой овощ содержит наибольшее количество каротина, так называемого «витамина роста»? (Морковь)
5. Наглядное восприятие детьми объектов и явлений природы (наблюдение)
6. Цветы этого дерева применяют в качестве чая при простудных заболеваниях? (Липа)
7. Полезный комнатный цветок, запах листьев которого отпугивает мух и комаров. (Герань)
8. Витаминное блюдо, приготовленное из измельченных овощей с добавлением соли и растительного масла. (Салат)
9. Великий русский полководец А. В. Суворов очень ценил эту злаковую культуру. Кашу, приготовленную из нее, он называл богатырской, ведь она не только вкусна, но и очень питательна. Что это за злак? (Гречиха)
10. Эта овощная культура до появления на Руси картофеля занимала в рационе крестьян второе место после хлеба. Как известно из народной сказки, она может вырасти до невероятных размеров. (Репа)
2 Задание: «Найди животное»
На карточках написаны слова. Найти в них названия животных.
Банка — кабан;
багаж – жаба;
колосья – лось;
кино – пони;
дудочка – удод;
пион – пони;
осада – оса;
зонтик – кит, кот;
волна – вол;
каркас - рак;
кожух – жук;
салон – слон.
3 Задание: Блиц-опрос
1. Самый лучший пернатый певец России? (соловей)
2. Самый музыкальный цветок? (колокольчик)
3. Самая красивая птица в мире? (павлин)
4. Какой водой нужно поливать комнатные растения? (отстоянной, дождевой)
5. Назовите лучшее время для пересадки растений? (весна)
6. Подземная часть растения? (корень)
7. Книга-каталог охраняемых растений и животных (Красная книга)
8. Круглый, овальный или квадратный цветник (клумба)
9. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (лисичка)
10. Наглядное восприятие детьми объектов и явлений природы (наблюдение)
11. Ель, сосна, береза, ива – это одним словом… (деревья)
12. Какое животное всегда при деньгах? (поросенок, у него всегда есть пятачок)
13. Назовите растения, которые знают и обожают все банкиры? (золототысячник, золотое дерево, золотистые водоросли)
14. Кто на себе лес носит (олень)
15. Сколько надо взять «а», чтобы получить птицу? (сорок-а)
16. Назовите символ – дерево России? (береза)
17. Назовите птицу, которая изображена не гербе Борзинского района?
(журавль)
18. Назовите символ – кустарник Забайкальского края? (багульник)
19. Сколько видов деревьев растет на территории детского сада?
20. Сколько видов кустарников растет на территории детского сада?
4 Задание: «Экологические задачи».
1. Красная шапочка беспокоясь о своей бабушке попросила охотников убить всех в лесу волков. Изменится ли что-нибудь в лесу с исчезновением волков?
Да изменится. В лесу разведется столько зайцев, что они съедят всюрастительность.
2. Машеньке, живущей рядом с лесом, надоели комары, и она уничтожила всех комаров. Что будет с лесом?
Пострадают все те, кто питается насекомыми, птицы, лягушки. Если им нечего будет есть, то они погибнут. А если они погибнут, то и деревья погибнут, их съедят личинки, жуки.
5 Задание: «Народные приметы»
Продолжите народную примету, связанную с погодными явлениями.
Кошка свернулась клубочком – к похолоданию
Ворона кричит зимой – к метели
Лягушки квакают – к дождю
Воробьи в пыли купаются – к дождю
Около луны звезда народилась – к потеплению
Собаки катаются – к пурге
Паук усиленно плетет паутину – к сухой погоде.
Уж на дороге греется – перед дождем
Стрижи, ласточки низко летают – дождь предвещают
Из березы течет много сока – к дождливому лету