Ершова Валерия Викторовна
Консультации для родителей «Как отгадывать загадки»
▼ Скачать + Заказать документы
КАК ОТГАДЫВАТЬ
ЗАГАДКИ
Обычно детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат своеобразного состояния. Загадки развивают их умение выделять существенные признаки предмета или явления, доказать правильность своего решения, а также репродуктивное воображение (в частности, способность создавать образ предмета или явления по его словесному описанию). Однако, чтобы процесс разгадывания загадки имел развивающий эффект, необходимо сформировать у ребенка определенные умения.
Публикация «Консультации для родителей „Как отгадывать загадки“» размещена в разделах
Прежде всего, нужно научить ребенка выделять указанные в загадке признаки неизвестного объекта и сопоставлять эти признаки между собой. Такое сопоставление и приводит постепенно к отгадке. Неумение выполнять эти действия затрудняет поиск правильного ответа.
Так, часто отгадки строятся га основе только какого – нибудь одного признака, наиболее яркого и понятного. Другие признаки просто игнорируются. Или учитываются все признаки кроме одного, но очень важного. В результате загадка остается неразгаданной. Бывает и так, что ребенок сознательно отбрасывает один из названных в загадке признаков, если он мешает предлагаемой отгадке, или заменяет его своим, соответствующим кажущейся отгадке.
Для правильного хорошо обоснованного ответа, ребенок должен научиться выделять все признаки, названные в загадке. Пока загадка не разгадана. Нельзя сказать. Какой из приведенных признаков являются наиболее важным. Это можно понять только после того, как загадка отгадана, на основе составления указанных признаков. Вот почему при отгадывании нужно исходить из того, что все признаки необходимы и одинаково значимы.
Если ребенок затрудняется найти решение, не сообщайте отгадку сразу и не растолковывайте ответ даже в том случае, когда малыш просит вас об этом. Не забывайте, что главное – не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ как результат правильного умозаключения. Быстрые подсказки лишают ребенка возможности думать. Он привыкает к готовым ответам и постепенно теряет интерес к загадкам вообще.
В таких случаях ответу следует подводить постепенно. Прочитайте загадку еще раз и попросите ребенка назвать. Что именно нужно искать, какие признаки «засекреченного» объекта уже указаны в загадке. Пусть он сам или с вашей помощью назовет все эти признаки. Затем порассуждайте с малышом о том, какой объект может обладать такими признаками.
При этом обратите внимание, что у искомого объекта все эти признаки являются важными. Рассмотрим для примера следующую загадку о троллейбусе :
Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками!
Исковый объект здесь похож на вагон, который имеет «руки», и этими руками
держит «рельсы».
Когда ответ найден, научите ребенка доказывать правильность своего решения. Пусть он назовет отгадку и приведет несколько суждений, ее подтверждающих ( например: троллейбус – это «вагон», в котором перевозят пассажиров; троллейбус имеет две руки – штанги, эти штанги соединены с двумя «рейками – проводами). Попросите его также назвать еще один – два признака, которые свойственны данному объекту, но в загадке отсутствуют. Сравните эти признаки с указанными и определите, какие из них являются более важными (существенными, а какие менее важными (может быть, даже несущественными).
Отгадывание загадок с последующим доказательством их правильности оттачивает и дисциплинирует ум, приучая ребенка к четкой логике. К рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению. Формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Сложность загадки зависит от того, насколько знакомым для ребенка является сам «засекреченный» объект и сообщаемые о нем признаки. Если вы хотите сделать процесс отгадывания загадки более сложным. То перед тем как ее зачитать, прикройте рисунок каким – нибудь листочком бумаги. Ориентироваться на образы своей памяти ребенку всегда труднее, чем на реальные предметы или их изображения.