Лариса Секунова
Консультация «Игры в помощь педагогам с целью формирования экологической культуры дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультации для педагогов и родителей
по проблеме экологического воспитания
Консультация для воспитателей
Публикация «Консультация „Игры в помощь педагогам с целью формирования экологической культуры дошкольников“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
с целью формирования экологической культуры»
Современное человечество оказалось перед лицом глобальных экологических проблем. Перед человечеством остро стоит задача сохранения экологически благополучных условий жизни в биосфере.
Сегодня от каждого человека, его поведения, деятельности или же бездействия зависит, какой будет окружающая среда на нашей планете. Человек должен строить свои взаимоотношения с природой по таким законам, которые не нарушали бы естественной эволюции жизни и не противоречили её развитию. Таким образом, одним из важнейших звеньев стратегии охраны природы окружающей среды является осуществление экологического обучения и воспитания, конечная цель которого – формирование у человека высокой экологической культуры, ответственного отношения к природе.
Формирование начал экологической культуры начинается с воспитания правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и к людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Экологические знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, то есть он сам, а потому важно проявлять заботу и внимание по отношению к окружающим нас людям и живым существам, даже самым маленьким, например, муравьям.
Игра является наиболее естественной формой жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с миром природы. Поэтому для себя я выбрала игру в качестве основного метода экологического воспитания. Я считаю, что игра должна активно применяться в разных формах воспитательно – образовательной работы по экологическому направлению. Посредством игры я знакомлю детей с живой и неживой природой, с многообразием живых существ, с их развитием, ростом, размножением, приспособлением к среде обитания.
Игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей позволяют в доступной и увлекательной форме познакомить дошкольников с многообразием животного и растительного мира.
Я продумываю и организую игровые обучающие ситуации, инсценирование литературных произведений с помощью кукол и других игрушек, обыгрываем персонажей сказки.
Игры – драматизации по экологической тематике воспитывают положительное эмоциональное отношение к природе, пробуждают у дошкольников эмоциональный отклик на художественные произведения о природе, формируют потребность сопереживать миру природы, гуманно относиться к миру природы.
Игры – дискуссии доступны уже старшим дошкольникам. Например, игры «Найди свою группу», «Какое слово я задумала» и подобные стимулируют дошкольников к рассуждениям по той или иной экологической проблеме, позволяют обсудить, уточнить и конкретизировать личный опыт общения и взаимодействия с природой.
Дидактические игры особенно широко включаются мною в занятия экологической направленности, труд, наблюдения.
Подвижные игры экологической направленности, например, «Ловля рыбы», «Совушка» в процессе проведения прогулки помогут укрепить здоровье детей и в увлекательной деятельности уточнить и конкретизировать знания о живой и неживой природе.
В воспитании экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей. Поэтому воспитатель, применяя сенсорные игры, типа «Группировка овощей (фруктов) по цвету и форме», «Классификация по вкусовым качествам», «Подбери эпитет», «Назови противоположность вкусов фруктов», «Подбери цвет к времени года» и подобное продолжает его накапливать и расширять – уточняет форму, цвет, размер, запах, характер поверхности и другие особенности объектов природы, учит по – разному, образно обозначать эти особенности, сравнивать явления, подбирать эпитеты, синонимы.
Созданная в группе развивающая среда (разнообразные атрибуты и наборы игрушек экологической тематики) стимулирует моих воспитанников на организацию сюжетно – ролевых, например, «Магазин овощи – фрукты», «Рыбалка», «Пикник» и режиссерских игр, например, «Ферма», «В Африке» с сюжетами экологического содержания. Отмечаю, что данные сюжеты вовлекают широкий круг играющих, и надолго удерживают игровой интерес.
Уважаемые коллеги! Я убеждена, что игры экологического содержания призваны воспитать у дошкольников бережное и гуманное отношение к природе; сформировать у них нетерпимость к нарушениям правил общения с природой. Игра закрепляет знания и позволяет их широко применять в практике жизнедеятельности, в личном опыте взаимодействия с природой.