Марина Михайлова
Конструкт организации образовательной ценностно-развивающей ситуации с детьми пятого года жизни «Весна шагает по планете»
КОНСТРУКТ
организации образовательной ценностно-развивающей ситуации с детьми пятого года жизни
Тема: «Весна»
Цель: Содействовать формированию представлений о времени года весна. Показать взаимосвязь и отличия жизни птиц весной.
Образовательные задачи :
Воспитательные
- воспитывать толерантное отношение к животным;
- воспитывать патриотизм, бережное отношение к природе родного края.
Обучающие
- формировать представление о жизни перелётных птиц;
Публикация «Конструкт организации образовательной ценностно-развивающей ситуации с детьми пятого года жизни „Весна шагает по планете“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Конструирование, ручной труд
- Темочки
- закрепить знания детей об изменениях, происходящих в природе весной.
Развивающие
- развивать способность описывать объекты, свои впечатления, давать оценку действиям и событиям;
- формировать познавательный интерес;
- развивать умение составлять диалог.
Материалы: цветные карандаши, ножницы, клей ПВА, кисточки для клея, клеёнка для аппликации, фломастеры, восковые мелки, бумага цветная двусторонняя, бумага белая, тазик с водой, губка, зубочистки, проектор, презентация «Весна шагает по планете», письмо от весны, колокольчик
Понятия: весна, перелётные птицы, изменения в природе.
Планируемые результаты :
- осознание ребёнком представлений об изменениях в природе весной. Уметь определять разницу между временами года;
- умеют отличать и отражать в продуктивной деятельности представления о весне;
- имеют представление о жизни городских и сельских жителях весной, определяют сходства и различия;
- соблюдают установленные правила в общении: мы говорим по одному, не перебиваем, слушаем внимательно друг друга;
- умеют в ходе обсуждения высказывать свою точку зрения, делиться своими открытиями, обмениваться новыми знаниями, тем, чему научились, что получилось.
Технологическая карта с детьми 5-го года жизни
1. Мотивационный этап образовательной ценностно-развивающей ситуации (вызвать интерес, эмоциональный отклик детей)
Технологические компоненты деятельности Содержание деятельности,
действий педагога Действия детей Планируемый результат
Организация на совместную деятельность «Познавательный ковер»
Дети входят в зал, воспитатель встречает, приветствует их:
«Собрались все дети в круг,
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся».
Устанавливает комфортный социально-психологический климат.
Отвечают на приветствие взрослого.
Рассаживаются на коврике так, чтобы всем хватило мест. Эмоциональный настрой на общение, совместную деятельность;
готовы к совместной деятельности (выполняют правила круга);
Актуализация знаний детей
( работа с моделью трех вопросов: что мы знаем) Слышится стук в дверь.
Воспитатель спрашивает у детей, что они слышат, и предлагает посмотреть, кто там. Дети находят письмо.
Воспитатель читает.
- Ребята, чтобы узнать от кого письмо, нужно отгадать загадку:
Я раскрываю почки в зеленые листочки,
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня (Весна)
Ребята, вы догадались от кого письмо?
- От Весны.
- А, что же пишет нам весна? Давайте прочитаем!
«Жили-были четыре времени года : (проговорить с детьми, какие) Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали ходить в тёплых шубах. Зима в России долгая, холодая, студеная и от нее уже все устали: и люди, и птицы, и животные. Все с нетерпением ждут Весну – красну. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала : «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод».
- Пишет нам Весна, что ей нужны помощники, т. к. у неё одной очень много дел. Готовы стать помощниками? Но прежде чем помочь весне, давайте поговорим о том, что же мы знаем о ней.
«Модель трёх вопросов»
Что знаете о весне?
Тает снег, пригревает солнце.
Прилетают перелётные птицы.
Журчат ручейки.
Дети пускают кораблики.
Набухли почки на деревьях.
Люди носят весеннюю одежду.
Появляются подснежники
Что хотите узнать?
Как построить скворечник?
Как сделать кораблик?
Как появляются подснежники?
Почему весной солнце греет сильнее, чем зимой?
Как появляются проталины?
Где можно узнать?
В садике.
Из интернета.
Спросить у воспитателей.
Прочитать в газете.
Посмотреть передачу по телевизору.
Спросить у взрослых.
Фиксирует предложения детей в таблице.
Вступают в диалог с взрослым, высказывая свое мнение на вопрос взрослого, делятся опытом.
Делятся знаниями, рассказывают из опыта;
Знакомство с ценностью.
Осознание и проговаривание темы (с опорой на опыт детей) Общий вывод по результатам подводящего диалога:
- Мы получили письмо от Весны и выяснили, что ей нужна наша помощь. Вспомнили, что мы знаем о весне, признаки весны. Выяснили, в чём отличие весны от других времён года.
Что мы хотим узнать?
Что мы можем сделать, чтобы помочь весне? (сделать скворечники, сделать кораблики)
Фиксирует предложения детей в таблице «Модель трех вопросов». Осознают и проговаривают полученную информацию Обмениваются знаниями;
Работа с «Моделью трех вопросов» : Что мы знаем? Что хотим узнать?
Представление новой информации
Просмотр видео презентации
- Что хотите узнать еще о весне?
Выслушивает детей, побуждает к диалогу.
Фиксирует предложения детей в таблице «Модель трех вопросов».
Заполненную модель вывешивает на информационную доску (мольберт).
Дает новую информацию.
Слайд 1
Весна шагает по планете
Слайд 2
М а р т Первый весенний месяц. Этот месяц называют в народе капельником, а дни со звонкими капелями – солнечниками.
Март – начало весны.
В марте появляются первые весенние проталины
Звенит капель
Река побуждается от сна
Слайд 3
Детвора любит изготавливать кораблики и пускать их по ручейкам. Кораблики можно изготовить из разного материала.
Слайд 4
Ещё лежит снег, а зимующие птицы почувствовали приближение весны.
Слайд 5
Грачи прилетают раньше других птиц. Считается, что с их прилёта и начинается у нас весна.
Слайд 6
Угадайте, какие птицы возвращаются к нам весной? Всех перелётных птиц черней, Чистит пашню от червей. Взад – вперёд по пашне вскачь. А зовётся птица … Грач
Слайд 7
В апреле солнце сгоняет последний снег.
Слайд 8
Пробуждается и оживает каждый кустик, дерево и травинка. Это - первые весенние цветы. Как называются эти цветы?
Слайд 9
Прилетают скворцы
Слайд 10
Для перелётных птиц скворцов люди делают специальные домики – скворечники. Это специальное деревянное строение, которое состоит из стен, крыши и небольшого отверстия для входа птиц. Люди вешают скворечники на деревья в парках и на улицах.
Слайд 11
Май-травник
Слайд 12
В мае повсюду зеленеют и цветут кроны деревьев.
Слайд 13
В мае у лисиц и волков - выводки.
Динамическая пауза
Вот подснежники проснулись, (улыбаются и потягиваются)
Улыбнулись, потянулись.
Раз – росой они умылись. (Умываются).
Два – изящно покружились (Кружатся).
Три – нагнулись и присели (Наклоняются и приседают).
И на солнце поглядели. Встают и протирают глаза.
Поднимают голову вверх.
Ребята, и так, что мы узнали? Как вы считаете сейчас сможем мы помочь Весне? Что мы можем для неё сделать? С помощью взрослого обсуждают, что бы они хотели узнать ещё о весне.
Просматривают видеоматериал, обсуждают, включаются в обсуждение, дополняют информацией из собственного опыта - высказываются;
делятся информацией (знаниями, полученными в предшествующем опыте, выражают мнение;
- проявляют интерес к новой информации;
- высказываются по ходу просмотра слайдов;
- задают уточняющие вопросы, сравнивают.
Продолжение работы с «Моделью трех вопросов: Что нужно сделать, чтобы узнать?»
Обозначение культурно-смыслового контекста последующей деятельности (культурной практики)
Проживание ценностной ситуации выбора (планирование совместно/самостоятельной деятельности детьми в центре активности, с учетом культурно-смыслового контекста предстоящей деятельности;
групповое/ индивидуальное обсуждение
- Я подготовила для вас 4 центра, в которых вы сможете найти некоторые ответы, на поставленные нами вопросы. В каждом центре могут работать не более 5 человек.
- Для выбора центра, вам необходимо взять свою картинку и поставить её в кармашек, соответствующий выбранному центру.
- Ребята давайте договоримся, что начинать и завершать работу будем по сигналу колокольчика. Когда вы услышите звук колокольчика мы с вами снова соберемся на нашем «Познавательном ковре», на котором вы представите результаты своей работы из различных готовых материалов по теме «Весна шагает по планете».
- Перед началом работы я предлагаю вам поиграть с пальчиками, расскажем о грачах.
Пальчиковая гимнастика
Мы лепили куличи. «Лепить пирожок»
Прилетели к нам грачи. «Помахать крыльями»
Первый грач испек пирог, Загибать пальчики по очереди на одной руке.
А второй ему помог.
Третий грач накрыл на стол,
А четвертый вымыл пол,
Пятый долго не зевал
И пирог у них склевал.
Раз, два, три, четыре, пять, Загибать пальчики на другой руке.
Выходи грачей считать.
Ведет диалог с детьми, следуя за их инициативой, учитывает их интересы, раскрывает содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов. Задает уточняющие вопросы.
- Подумайте и решите, чем бы вы хотели заняться? Какой центр выберете?
- У кого созрел план?
- Что будешь делать? (продукт). Для чего? (культурно-смысловой контекст).
Варианты вопросов к отдельным детям:
- Расскажи о своих планах. (Что ты планируешь делать)
- Где можно это сделать? В каком центре?
- Тебе нужны помощники?
- Кого бы ты хотел видеть своим партнером?
(Я рада, хороший выбор.)
- Кто еще хочет поделиться своим планом?
- Чем бы ты хотел сегодня заняться?
- Где ты можешь это выполнить?
- Тебе нужен партнер?
(Очень хорошо. Здорово! Я одобряю твой выбор.)
- Я думаю, что у вас у всех появились свои планы. Сейчас вы пойдете в выбранный вами центр, и выполните свои планы.
В центре, при необходимости, побуждаю детей к деятельности:
• Что тебе нужно для того, чтобы выполнить план?
• Как ты это будешь делать?
• С чего ты начнешь?
• Какие материалы тебе понадобятся (нужны, пригодятся?
• Какие материалы ты собираешься использовать в центре? Как ты будешь это делать?
• Тебе нужна помощь (партнер?
• Как ты планируешь распределить работу?
• Кто будет ответственным в вашей работе?
• Что у тебя должно получиться?
Сигнал колокольчика (начало работы)
- Приступайте к работе!
Сигнал колокольчика (завершение работы)
Включаются в выбор, эмоционально настраиваются на деятельность, получение нового опыта.
Испытывают ощущение общности и внимания к себе.
Тренируются в коммуникативных умениях: проговаривании и выслушивании планов. Включаются в диалог.
Высказываются, опираясь на актуальный опыт.
Зрительная и слуховая память, внимание.
Осуществляют выбор, обосновывают его, определяют культурно-смысловой контекст предстоящей собственной деятельности.
Обсуждение итогов работы в центрах конструирования - Подойдите к центрам друг к другу, покажите, что у вас получилось.
Воспитатель с детьми подходят ко всем центрам по очереди. Идут на ковёр.
Подходят к каждому центру по очереди.
Рассказывают о результатах своей деятельности.
Эмоционально реагируют. Анализируют результат своей деятельности, аргументируют выбор центра, овладели информацией о признаках весны, о перелётных птицах.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния - Нашей гостье Весне очень понравились ваши работы и поделки, она обязательно постарается прийти к нам побыстрее.
- Я вам хочу показать солнышко настроения: оно покажет ваше настроение и эмоции от проделанной работы.
(Обращаем внимание детей на плакат настроения. Предлагаю каждому ребёнку сделать выбор и объяснить его) Эмоционально реагируют.
Слушают и рассматривают плакат. Берут свои карточки и ставят их на выбранное солнце, обосновывают свой выбор. Анализируют собственное эмоциональное состояние и результат собственной деятельности, внутреннего состояния.