Екатерина Гвоздева
Виды конструктивной деятельности с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Термин «конструирование» пришел к нам из латинского языка, где слово construere обозначает – создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных предметов, частей, элементов.
Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта. Как вид деятельности, оно играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, отвечает интересам и потребностям детей, носит познавательный и творческий характер.
Темочки:
Конструирование – одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным для малыша. Конструирование создает необходимый фундамент всестороннего развития ребенка: способствует активному формированию технического, пространственного и математического мышления, развивает наблюдательность, любознательность, сообразительность, находчивость, усидчивость, формирует потребность в творческой деятельности, трудолюбие, самостоятельность, активность, терпение, аккуратность.
В процессе конструирования у детей формируется сенсорный опыт в поиске конструктивных действий, экспериментирования со строительными элементами, деталями конструкторов, обыгрывающим материалом. Обследуя предметы, дети называют их признаки и конструктивные свойства (большой, маленький, синий, красный, длинный, короткий и т. д.).
Результатом игровых ситуаций по конструированию с детьми старшей-подготовительной группы стало: развитие элементарных конструктивных умений (соотносят детали, их взаиморасположение; устанавливают детали разнообразными способами, комбинируют их размещение, чередуя элементы, строят простые перекрытия); формирование пространственных понятий (вверху, внизу и т. д.); развитие познавательной деятельности, расширение элементарных представлений об окружающих реальных предметах и конструируемых объектах, соответствующих их восприятию.
Виды конструирования
В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:
1. Конструирование из строительных материалов;
2. Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;
3. Конструирование из природного материала.
Конструирование из строительных материалов:
Самый простой вид конструирования, который доступен самым маленьким. При помощи различных фигур геометрической формы (куб, призма, цилиндр и т. д.) выстраиваются самый простые строения – башни, домики. По мере приобретения опыта, конструкции могут постепенно усложняться добавлением новых элементов.
Конструирование из природного материала
Как правило, при работе с природными материалами используются пластилин, клей, картон и прочие дополнительные предметы. Данный вид конструирования ближе всего к изобразительной деятельности. Он помогает сформировать у малыша художественное и эстетическое восприятие. Учит видеть в малом красоту окружающего мира.
Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов
Этот вид конструирования включает поделку игрушек с использованием бумаги, картона и других материалов. Данный вид конструирования требует определенных навыков. Ребенок должен уметь самостоятельно клеить и владеть ножницами.
Конструирование из бумаги – «оригами»
Оригами - вид декоративно-прикладного искусства, древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.
Какие же возможности даёт нашим детям искусство оригами?
• Знакомит с бумагой и её свойствами;
• Развивает мелкую моторику рук;
• Способствует улучшению ориентации в пространстве;
• Знакомит с некоторыми геометрическими понятиями;
• Способствует концентрации внимания;
• Развивает конструктивное мышление;
• Развивает художественный вкус.
Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.
Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе — умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу.