Мухамеджанова Зифа
Конструирование как продуктивный вид деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конструирование – это практическая деятельность, заключающаяся в соединении отдельных частей с целью получения определенного целого предмета. Возникновение конструктивной деятельности зависит от уровня развития восприятия, игровой деятельности и мышления, а также от развития двигательных навыков, познавательной активности и общения.
Занятия конструированием влияют на :
• физическое воспитание – действия с материалами для конструирования развивают тонкие движения пальцев,
Публикация «Конструирование как продуктивный вид деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
• влияют на координацию движений,
• пространственную ориентацию,
• нравственное и эстетическое воспитание – мы учим детей видеть красоту в том, что они делают,
• развиваем вкус, параллельно знакомя с архитектурными формами;
• в процессе изготовления подарков к праздникам, формируем бережное и заботливое отношение к близким, желание радовать их,
• трудовое воспитание – процесс занятий формирует у детей целеустремленность, самостоятельность, инициативность и организованность.
Конечно, прежде всего, конструктивная деятельность имеет существенное значение для умственного развития. Благодаря ей дети узнают внешние свойства предметов (цвет, форма, размер, их физические качества, устойчивость, плотность, вес, учатся сравнивать их и соединять между собой, обогащают свои представления об окружающем мире, развивают речь и творческие способности.
Также стоит отметить, что конструктивная деятельность – один из эффективных способов подготовки к школе: развивая необходимые для обучения качества, она делает это совершенно ненавязчиво, поскольку привлекательна и интересна для детей. Занятия со строительным материалом развивают творческую инициативу и фантазию.
Существуют следующие виды конструирования :
• из строительного материала,
• наборов конструкторов,
• бумаги,
• природного, и других материалов.
Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников.
Конструируя из строительного материала, дети знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций.
Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма. Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов.
Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественному типу. Оно развивает творческое воображение. К важным условиям организации обучения конструированию следует отнести :
• органические взаимосвязи с другими видами деятельности (игрой-драматизацией, рисованием, сочинением смешных и грустных историй и т. п.) ;
• целенаправленные экскурсии в парк, лесопарк, лес;
• создание у детей установки на самостоятельный поиск через особую позицию педагога — «не учить, а сотрудничать» (поддерживать инициативу ребенка, в случае необходимости помогать, подсказывать) .
На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей : усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей. В рисунке, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем мире и выражают свои отношения к нему. Изобразительная деятельность только тогда сможет приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями.
Создание у детей установки на самостоятельный поиск через особую позицию педагога — «не учить, а сотрудничать» (поддерживать инициативу ребенка, в случае необходимости помогать, подсказывать) .
Система работы с детьми старшего дошкольного возраста, целью, которой является всестороннее развитие творческих способностей старших дошкольников через продуктивную деятельность.
Для реализации цели следующие задачи:
• развитие творческого воображения ребёнка,
• формирование важных качеств; умения слушать воспитателя, принимать умственную задачу и находить способ ее решения,
• развитие образного мышления; свойств мышления (анализ, синтез, умение сравнивать,
• воспитание самостоятельности, целеустремленности, волевых качеств ребенка,
• формирование умения предвидеть будущий результат;
• обогащение и развитие речи;
• формирование пространственных представлений,
• развитие мускулатуры руки, координации движений,
• стимулирование сотворчества детей со сверстниками и взрослыми в продуктивной деятельности,
• формирование таких качеств, как пытливость, инициатива, любознательность и самостоятельность.
Содержание продуктивной деятельности :
• работа по образцам;
• работа по графическим схемам;
• работа по словесному описанию;
• работа по понятию;
• работа по замыслу.
Продуктивная деятельность осуществляется по следующим направлениям:
• изготовление предметов для игры и познавательно-исследовательской деятельности;
• создание произведений для собственной художественной галереи;
• создание макетов;
• изготовление украшений и сувениров к праздникам (поздравительные открытки, пригласительные билеты, афиши, гирлянды, ёлочные украшения и пр.) ;
• создание и оформление «книги» (книги по собственным рассказам детей, летопись группы, дневник природы, книга сказок) ;
• создание коллективного рассказа, где все слова начинаются с одной буквы и пр., данный вид деятельности развивает устное творчество детей, способствует освоению чтения и письма;
• подготовка материалов для «театра»(спектакля) — изготовление декораций, элементов костюма и пр. Данный вид деятельности связывает продуктивную деятельность с детской сюжетной игрой, с чтением художественной литературы.
Результатом работы является:
• создание системы занятий продуктивной деятельностью старших дошкольников;
• формирование у детей творческих способностей;
• улучшение психологического самочувствия каждого ребенка в группе;
• успешное подготовка детей к обучению в школе.
Введение новых Федеральных государственных требований к дошкольному образованию диктует обновление содержания и форм работы с детьми. Интеграция образовательных областей является научно-методической основой ФГТ. Продуктивная детская деятельность связывает, как правило, следующие образовательные области: познание, художественное творчество, труд, коммуникация, социализация, безопасность. Занимаясь художественным творчеством нельзя не сделать акцент на развитие речи детей. В настоящий момент в речи детей существует множество проблем: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений.
При взаимодействии с родителями используются следующие формы работы:
• консультации,
• папки – передвижки;
• выставки с участием родителей,
• изготовление поделок,
• развлечения,
• родительские собрания.