людмила петровская
Конспекты занятий по ознакомлению с животным миром Краснодарского края «Птицы» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
по ознакомлению с животным миром Краснодарского края
«Птицы»
(для детей 6-7 лет)
Авторы: Петровская Л. Е.
Губарь Т. В.
воспитатели «Детский сад № 85»
Публикация «Конспекты занятий по ознакомлению с животным миром Краснодарского края „Птицы“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Краснодарский край, Краснодар
- Подготовительная группа
- Природа Краснодарского края. Животные и растения
- Птицы нашего края, области
- Птицы. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Ознакомление с физической картой Краснодарского края
Программное содержание: Знакомить детей с понятием карта (что это такое и для чего она нужна, с условными обозначениями на карте : цветовые оттенки, обозначающие географические зоны земли: зеленый лес, коричневый
- горы, голубой - водоемы, желто-коричневый - степи, поля, желтый -пустыни. Дать детям название нашего края : Краснодарский (по названию города) или Кубань - по названию реки, названия некоторых городов: Краснодар, Новороссийск, Сочи, названия водоемов: Черное и Азовское моря, Кубанское водохранилище, название гор - Кавказские. Сравнить границы нашего края на карте и на глобусе.
Материал: физическая карта, глобус, интерактивная доска, видеоролик о Кубани, цветные флажки, лист бумаги и карандаш для каждого ребенка.
Ход занятия.
1. Познавательный рассказ-беседа :
Что такое карта? Для чего и кому нужна карта? Как и кто карты делает?
2. Игра-задача: «Догадайся сам».
Почему карта состоит из разных цветов, каких?
Каждый цвет обозначает место, где больше всего воды, травы, деревьев,
земли, песка?
Как вы думаете, что обозначает зеленый цвет?
Как вы думаете, какой цвет больше подходит для обозначения : рек, морей, прудов, озер, гор, лесов, полей, пустынь и почему?
(дети поднимают на каждый вопрос выбранный цветной флажок и объясняют, почему).
3. Краткий исторический рассказ об образовании земли Кубанской казаками. Выделить на карте границу Краснодарского края. Отметить на карте города, названия которых даем. Названия морей можно отметить условно начальными буквами: А - Азовское, Ч- Черное.
4. Сравнение карты и глобуса, (очень кратко, но точно)
Глобус похож; на большой шар или мяч. Наша планета Земля тоже похоже на шар. Глобус - это наша планета Земля, только очень маленькая. Глобус
- это модель нашей Земли, как бывают модельки настоящих машин. У них все настоящее и no-правде, но только очень, очень маленькое. Так и на глобусе нарисовано все по-настоящему, только очень маленьких размеров. Такой круглой и маленькой нашу Землю из космоса космонавты со своих космических кораблей.
А карта - это рисунок нашей круглой Земли, сделанный на ровном листе. Карты бывают большие и маленькие. Для того, чтобы правильно нарисовать на карте горы, леса, моря, их сначала измеряют, а потом наносят рисунок на карту и т. д. (примерно в таком же духе)
5. Предложить детям нарисовать свой путь от детского сада домой в виде рисунка-плана, (здание детсада заранее обозначить на листе).
Ознакомление с Красной книгой России и Кубани
Программное содержание: Познакомить детей с главным документом по охране природного мира - Красной книгой. Рассказать, кто и для чего создал эту книгу. Рассмотреть эти книги, объяснить детям, почему животные, птицы, рыбы, растения занесены в эти книги. Красная книга - закон об охране природного мира и как человек этот закон исполняет. Познакомить с животными Кубани, занесенными в Красную книгу.
Материал: интерактивная доска, презентации: «Красная книга Краснодарского края», видеоролики «Как человек заботится о природе», печатный материал о создании Красной книги, Красная книга России и Кубани, карта м схема-таблица.
Ход занятия.
1. познавательный рассказ о об истории создания Красной книги с опорой на исторические факты эволюции природного мира с древних времен до наших дней, (можно использовать рисунок-схему, починая с появления человека по эрам: вымирание и истребление древних животных)
2. Рассматривание самой Красной книги. Почему она именно красного цвета, а никакого-либо другого: потому что красный цвет -- цвет крови, значит жизни большинства живых существ. Красная книга призывает всех людей сохранить редким или малочисленным обитателям природы и т. д.
3. Выбрать по Красной книге Кубани картинки обитателей природных зон Кубани на схеме-таблице и пометить красным кружочком те из них, которые занесены в эту книгу.
4. Дидактические игры: «Кто что ест?»,
«У кого какой домик?», «С какого дерева листок?», «С чьей ветки детки?», «Кто лазает, прыгает, бегает, летает?».
5. Чтение отрывков из природных рассказов по желанию детей.
6. Придумывание загадок.
7. Работа с картинками-раскрасками.
Ознакомление с водными просторами Кубани: моря,
водохранилища, озера, реки, плавни, лиманы.
Программное содержание: Познакомить детей с названиями основных водоемов Кубани: Азовское и Черное моря, Краснодарское водохранилище -Кубанское море, озера: Ханское, Голубицкое, самая большая река Кубань и ее притоки: Бя, Лаба, Афипс. Рассказать, что такое плавни и лиманы. Рассказать о том, для чего человеку нужна вода, какую пользу и вред она может приносить природе и людям. Дать краткие характеристики этим водоемам. Охрана водоемов Кубани человеком.
Материал: карта, схема-таблица, природоведческий материал о водоемах, конкретные их характеристики, глобус, интерактивная доска, презентации: «Водоёмы Краснодарского края», «Курорты Кубани», ментальная карта.
Ход занятия.
1. Рассматривание глобуса. Отметить, что больше всего на нашей Земле воды: реки, озера, моря, океаны.
2. Работа с картой: отметить основные водоемы на карте флажками. Выучить их названия.
3. Познавательный рассказ об этих водоемах. Дать их краткие отличительные характеристики. Рассказ о пользе и вреде, которые приносит вода.
4. Рассматривание схемы-таблицы о роли воды в природе и для человека:
Человек - растения -животные, птицы, рыбы –средства передвижения
для человека, рыб, растений.
5. Беседа по схеме-таблице «Круговорот воды в природе» (у каждого должна быть такая схема).
6. Зарисовка схемы «Роль воды в природе», (по образцу) Чтение отрывков из рассказов, стихов.
7. Загадывание и придумывание загадок.
8. Беседа с детьми о том, как они летом отдыхают на море, на реке, на озере.
9. Рисование рисунка: «Летом на море».
10. Работа с ментальной картой.
Птицы, живущие рядом с нами, на ближайших полях и лугах
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с особенностями внешнего вида, повадками птиц. Приспособляемость к окружающему миру, особенности питания, гнездования, размножения. Дать 8-10 названий птиц : ворона, сорока, воробей, галка, ласточка, сойка, перепелка, кукушка, сыч, ястреб. Как эти птицы уживаются рядом друг с другом. Какую пользу или вред они приносят природе и человеку. Как человек заботится о птицах.
Материал: интерактивная доска, презентации «Птицы нашего участка», «Птицы гор, полей, лесов, водоплавающие», таблица-схема, картинки предметные и сюжетные, иллюстрации в книгах, фотографии, открытки, характеристики-описания. Пособия для игр. Красная книга.
Ход занятия.
1. Познавательный рассказ вообще о птицах и о каждой конкретно по общей схеме. Дать понятия: зерноядные, насекомоядные, хищные. О заботе и охране птиц человеком. Красная книга.
2. Дидактическая игра «Какая птица что ест?» (по клюву).
3. Беседа по результатам наблюдений, проводимых ранее за птицами на участке детского сада, в поле, в лесополосе (отметить самое интересное в их поведении и повадках). Например, вороны рано утром летят в поля кормиться, а вечером возвращаются в городские парки и скверы. Объяснить, почему.
Перед дождем ласточки летают над землей очень низко, потому что вверху воздух становится холодным и все насекомые опускаются ниже к нагретой солнцем земле, а ласточки и стрижи питаются насекомыми…
4. Сбор и рассматривание плодов, ягод, семян для будущей подкормки птиц зимой. Закрепить их названия: рябина, шиповник, боярышник, калина. Подготовка их к хранению.
5. Загадки о птицах : загадывание и придумывание.
6. Чтение отрывков из рассказов, стихов.
7. Зрительный диктант "Покажи такую же картинку".
8. Работа со схемой-таблицей: найти и разложить нужные картинки птиц по зонам обитания.
Птицы водоемов Кубани (водоплавающие и береговые)
Программное содержание: Знакомить детей с характерными особенностями птиц, живущих на водоемах Кубани: на море, озере, реке, в плавнях и лиманах. Дать представление о их особенностях внешнего вида, приспособляемости к среде обитания, гнездования, питания, размножения Какие из них зимующие и перелетные. Дать им краткие характеристики. Какие из птиц занесены в Красную книгу и почему. Охрана птиц человеком на Кубани.
Материал: картинки с изображениями птиц, их гнезд, характеристики-описания, карта, схема-таблица. Пособия к играм, детская природоведческая литература, загадки. Интерактивная доска. Презентации: «Водоплавающие и береговые птицы», ментальная карта.
Ход занятия.
1. Работа с картой: закрепить названия основных водоемов Кубани. Показать их местоположение на карте по флажкам.
2. Познавательный рассказ о птицах водоемов в сравнении: водоплавающие и береговые. Их характеристики. Рассказ о птицах, занесенных в Красную книгу Кубани, об охране птиц человеком.
3. Работа со схемой-таблицей: выбрать картинки птиц, живущих на водоемах и в их окрестностях и поместить в соответствующий карман на схеме.
4. Дидактическая игра «Какая птица плавает, какая нет и почему?»
5. Чтение рассказов и отрывков о птицах.
6. Загадывание и придумывание загадок.
7. Зрительный диктант «Покажи такую же картинку».
8. Работа с ментальной картой.
«Певчие птицы»
Программное содержание: продолжать знакомить детей с разновидностями птиц, с их отличительными особенностями, где они живут (в полях, в лесах, на берегах водоемов). Дать названия певчих птиц : сорока, кукушка, дрозд, щегол, удод, зяблик, синица, скворец, овсянка. Знакомить с голосами певчих птиц. Охрана птиц человеком.
Материал: интерактивная доска, презентации: «Певчие птицы», «Декоративные птицы», иллюстрации, открытки, фотографии, аудиозапись с голосами птиц, схема-таблица, Красная книга, пособия к дидактическим играм, ментальная карта.
Ход занятия.
1. Слушание грамзаписи голосов птиц : Что это за звуки, Какая птица поет?
2. Рассматривание иллюстраций в сопровождении рассказа об этих птицах.
3. Рассказ о том, какие из этих птиц занесены в Красную книгу (рассматривание иллюстраций).
4. Дидактические игры: «Найди по описанию и правильно назови», «Кто где живет?», «Кто что ест?», «У кого какой домик?».
5. Работа со схемой-таблицей: выбрать картинки нужных птиц и разложить их в соответствующие карманы.
6. Загадывание и придумывание загадок.
7. Чтение природоведческой литературы (Бианки «Чей нос лучше?», Пришвин).
8. Слушание голосов птиц.
9. Беседа об охране птиц человеком. Результаты наблюдений, сделанных ранее.
10. Работа с ментальной картой.
Какие птицы живут в горах?
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с разновидностями птиц : горными птицами. Дать названия некоторых из них: горная трясогузка, кавказский тетерев, горная индейка, хищная птица канюк, ястреб. Дать характеристики по плану. Какие из них занесены в Красную книгу? Какую пользу или вред они приносят человеку, природе? Охрана горных птиц человеком.
Материал: интерактивная доска, презентации: «Птицы гор Краснодарского края», ментальная карта, иллюстрации, картинки, открытки, фотографии, природоведческая лит-pa, краеведческая лит-pa, карта, схема-таблица. Красная книга, пособия к играм.
Ход занятия.
1. Вводная обобщающая беседа: Кто такие птицы? Что есть у птицы? С помощью чего летают? Для чего птице нужен клюв? Какие клювы бывают у птиц? Где живут птицы? Что каким клювом птицы клюют?
2. Дидактическая игра - «найди по описанию и правильно назови» (по ранее изученным птицам).
3. Рассказ воспитателя о горных птицах с показом иллюстраций, открыток, фотографий.
4. Работа с схемой-таблицей: выбрать нужную картинку с птицей и правильно поместить ее в соответствующий карман.
5. Придумывание и загадывание загадок об этих птицах.
6. Дидактические игры: «Кто у кого?», «Кто что ест?», «Чей нос лучше?», «Поет птица или нет?».
7. Развивающая игра «Круги Эйлера» - формирования родового понятия «птицы» по месту обитания: Лесные, полевые и луговые, водоплавающие, береговые, горные
8. Чтение художественной природоведческой литературы.
9. Рассматривание Красной книги.
10. Работа с ментальной картой.
Особенности зерноядных, насекомоядных и хищных птиц (по зонам)
Программное содержание: Закреплять названия птиц. Учить детей на основе анализа внешних отличительных особенностей птицы относить ее к нужному разряду (по форме клюва, по месту обитания).
Материал: интерактивная доска, презентации «Зерноядные птицы», «Птицы-хищники», ментальная карта «Птицы», иллюстрации, открытки, фотографии, карта, схема-таблица, схемы-часы, природоведческая лит-pa, пособия к играм.
Ход занятия.
1. Рассматривание иллюстраций в книгах, закрепление названий птиц, их особенностей внешнего вида, мест обитания, к какому разряду относятся (доступно).
2. Развивающая игра - задача «Кто что ест?» - по схеме-часам.
3. Работа со схемой-таблицей: из множества картинок птиц выбрать нужную (по зонам обитания) и поместить в соответствующий карман.
4. Загадывание загадок о птицах.
5. Дидактические игры: «Хищная ли птица, подскажи», «У кого чей домик?», «Кто где живет?», «Чей хвост самый красивый?» (экзотические птицы, «Найди по описанию и правильно назови».
6. Чтение природоведческой литературы о птицах (Бианки «Чей нос лучше?», «Кто чем поет?»)
7. Рассматривание Красной книги. Рассказ об охране птиц человеком.
8. Рассматривание сравнительной таблицы различных по их размеру.
9. Рассказ о доисторических птицах с показом иллюстраций.
10. Работа с ментальной картой.
Перелетные и зимующие птицы Кубани
Программное содержание: Продолжать систематизировать знания детей о птицах, их характерных особенностях. Закреплять их названия. Учить логически мыслить на основании анализа, синтеза, сравнения, обобщения, разделяя птиц на зимующих и перелетных. Какие из них занесены в Красную книгу. Охрана птиц человеком. Особенности зимующих и перелетных птиц.
Материал: интерактивная доска, презентации «Перелётные птицы», «Зимующие птицы», «Птицы нашего участка», ментальная карта, иллюстрации, картинки, открытки, карта, схема-таблица, природоведческая и художественная детская литература, пособия к дидактическим играм.
Ход занятия.
1. Работа со схемой-таблицей: рассмотреть по зонам всех птиц, помещенных в разные карманы таблицы. Разложить эти картинки перед детьми и предложить разделить их на 2 группы «зимующие» и «перелетные». Закрепить их названия.
2. Рассказ воспитателя об особенностях зимующих и перелетных птиц : Почему птицы улетают в теплые края? (нет корма, боятся холода) Как приспособились зимующие птицы к зиме? Как человек может помочь птицам зимой?
3. Чтение интересных рассказов о птицах.
4. Анализ наблюдений за птицами на участке детского сада. Беседа с детьми.
5. Загадки о птицах, (описательные и художественные)
6. Дидактические игры: «Кто что ест?», «У кого какой домик?», «Найди по описанию», «Кто где живет?».
7. Охрана птиц человеком. Рассматривание Красной книги.
8. Развивающая игра «Круги Эйлера» - формирование родового понятия «птицы по месту обитания» (лесные, поля и луга, водоемов, гор, живущие рядом с человеком, можно использовать схему-часы.
9. Работа с ментальной картой.
Викторина «Угадай по описанию»
Тема: «Птицы края, где я живу», (составить по 3 описательные
характеристики птиц всех зон Кубани)
Программное содержание: Продолжать систематизировать и закреплять знания детей о птицах нашего края различных его зон. Учить детей применять сваи знания о птицах на практике, делать выводы на основании сравнения, обобщения, анализа и синтеза, правильно называть птиц и обосновывать свой ответ.
Материал: игровые столы со звуковым сигналом, 5-6 заданий: лаконичные и точные описания птиц каждой из зон, песочные часы, призы победителям.
Ход викторины.
1. Представление команд или игроков друг другу.
2. Объяснение темы игры, (птицы нашего края)
3. Объяснение правил игры:
После зачтения описания птицы ставятся песочные часы на 5 минут.
В это время команда или игроки думают и выбирают новый ответ.
Как только ответ найден, нужно нажать на кнопку сигнала (не позже
отведенного времени)
Право на ответ получает та команда или игрок, от которого поступил
сигнал.
Побеждает та команда или игрок, кто наберет большее количество баллов
(очков).
4. Чествование победителей.
Экскурсия на станцию юннатов
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с животным миром нашего края, с экзотическими животными других стран. Учить детей выделять их характерные особенности: внешнего вида, повадок, питания, обитания. Знакомить с назначением таких станций. Знакомить с трудом человека по уходу за животными на станции : кто там работает, что они делают, для чего нужны такие станции. Учить детей вести наблюдение за животными и замечать что-либо интересное в их поведении. Какие из этих животных занесены в Красную книгу. Охрана их человеком.
Материал: подготовить план рассказа работника станции о содержащихся у них животных (по общей схеме, фотоаппарат, какой-либо корм для животных.
Ход экскурсии.
1. Проводить экскурсию лучше всего во время кормления животных.
2. Наблюдения за животными.
3. Беседа с работниками станции. Его рассказ о животных станции (по плану).
4. Участие в кормлении животных, (с разрешения работников станции)
5. Беседа в процессе наблюдений, закреплять названия животных,
Список литературы:
1. Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников_ Аркти, Москва, 2005
2. Николаева С. Н. Юный эколог – Мозаика Синтез, Москва, 2010
3. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста – СПб: Детство-Пресс, 2007
4. Николаева С. Н. Экологическое воспитание детей при подготовке к школе – Книголюб, Москва, 2007
5. Прохорова В. В. Путешествия в мир природы… - Аркти, Москва, 2009
6. Матяш Н. В., Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших школьников – Москва, 2002
7. Бочарова Н. И. Туристические прогулки в детском саду – Аркти, Москва, 2007
8. Чернякова В. Н. Экологическая работа в детском саду – ТЦ Москва, 2008
9. Маневцова Л. М. Мир природы и ребёнок – СПб Детство-Пресс, 2007