Ольга Щербакова
Конспекты занятий по математике у детей подготовительной группы. Тетрадь «Игралочка. Ступенька к школе Часть 4 (1)»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по математики в подготовительной группе по теме : «Повторение»
Занятие №5
Тема занятия : открытие нового знания
Тема: «Число и цифра 2»
Цель:
- повторить порядковый счёт, понимание детьми значение слова пара; сформировать представления о способе печатания цифры 2 в клетках; состав числа 2;
- уточнить пространственные (слева - справа) и временные (часы, дни недели, месяцы) представления;
Публикация «Конспекты занятий по математике у детей подготовительной группы, Тетрадь „Игралочка, Ступенька к школе Часть 4 (1)“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- сформировать выполнения самопроверки по образцу.
1. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
- сформировать представление о способе печатания цифры 2 в клетках;
- закрепить способ действий «если чего – то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по образцу»
Ход занятия:
Воспитатель:
- Знаете ли вы как правильно печатать цифру 2? (Да, нет)
- Почему вы даёте разные ответы? (Потому что мы не знаем точно, как правильно печатается цифра 2, ещё не учились печатать цифру 2)
- Что вам сейчас нужно узнать? (Как правильно печатать цифру 2)
- Как это можно узнать? (Можно придумать самим, а потом проверить себя по образцу)
- Предлагаю вам самим напечатать цифру 2 в клетках, лежащих у вас на столе.
Дети выполняют задание самостоятельно. Затем воспитатель вывешивает образец задания на доску, дети проверяют по образцу.
2. Работа в учебнике – тетради «Игралочка – ступенька к школе» ч. 4 (1)
Дидактические задачи:
- уточнить пространственные (слева - справа) и временные (часы, дни недели, месяцы) представления;
- сформировать выполнения самопроверки по образцу.
Задание №1
Воспитатель:
- В домах расположенных справа от самого высокого и самого низкого дерева, живут по 1 человеку. В доме, находящемся за рекой, и в доме между берёзами – по 2 человека. Запишите на флажках количество указанных жителей.
- Где расположены оставшиеся дома? (Между маленькой и большой ёлкой). Запишите, что в этих домах живут по 2 человека.
3. Работа в учебнике – тетради «Игралочка – ступенька к школе» ч. 4 (1)
Дидактические задачи:
- тренировать умение обозначать цифры 1и 2 с помощью точек и печатание в клетках;
- формировать опыт работы в парах, выполнение взаимопроверки.
Задание №2
Воспитатель:
- Жители числовой страны очень любят цветы, особенно им нравятся тюльпаны. На зиму луковицы тюльпанов выкапывают и складывают до весны. Жители числовой страны просят детей помочь навести порядок в кладовке, где хранятся луковицы тюльпанов.
- Как вы думаете, о чём хотят попросить вас жители? (ответы детей)
- На коробках надо записать количество луковиц с помощью цифры и с помощью точек.
- Как можно проверить правильность выполнения задания? (сравнить по образцу)
4. Работа в учебнике – тетради «Игралочка – ступенька к школе» ч. 4 (1)
Дидактические задачи:
- закрепить представления о составе числа 2, сложении и вычитании, взаимосвязь между ними, переместительном свойстве сложения;
- тренировать умение выделять в числовом равенстве часть и целое, записывать сложение и вычитание с помощью знаков «+» и «-».
Задание №3
Воспитатель:
- Жители числовой страны хотят отправить подарки своим друзьям в геометрическую страну.
- Один подарок в большой жёлтой коробке жители Числовой страны уже выбрали, но они хотят, чтобы второй подарок ни по одному признаку не был похож на первый, и просят вас помочь им такой подарок выбрать.
Дети должны выбрать маленький красный круг и обосновать свой выбор: «Второй подарок отличается от первого цветом, размером и формой».
Воспитатель:
- Переложите большую жёлтую коробку в первый мешок, а маленькую круглую коробку во второй мешок.
- Как узнать, сколько всего подарков приготовили жители Числовой страны для своих друзей? (Надо части сложить)
Дети зарисовывают большой жёлтый квадрат маленький красный круг в большом мешке.
Воспитатель:
- Как это равенство можно записать с помощью цифр?
Дети проговаривают, а затем записывают (печатают) в своих тетрадях 1+1=2
Для проверки воспитатель помещает образец.
Воспитатель:
- Как по другому можно выполнить сложение? (Надо части поменять местами. Целое при этом не изменится)
Дети делают соответствующий рисунок, записывают числовое равенство и проверяют себя по образцу. Рядом воспитатель записывает равенство 1+1=2.
Воспитатель:
- Жители Геометрической страны получили посылку и сначала достали квадрат.
Дети зарисовывают фигуры в мешки, выполняют вычитания, записывают равенство и проверяют себя по образцу. Рядом воспитатель записывает равенство 2-1=1.
Воспитатель:
- Что осталось если бы сначала вынули красный круг?
Сначала дети проговаривают, а затем записывают фигуры в мешки, выполняют вычитание, записывают равенство и проверяют себя по образцу. Рядом воспитатель записывает равенство 2-1=1.
Итог:
Дидактические задачи:
- сформировать первичный опыт осмысления собственной деятельности и опыт позитивного отношения и познавательной деятельности.
Воспитатель:
- Где вы сегодня побывали?
- Что вам удалось сделать?
Конспект занятия по математики в подготовительной группе по теме : «Повторение»
Занятие №7
Тема занятия : открытие нового знания
Тема: «Число 3»
Цель:
- Сформировать представление о составе числа 3 из двух меньших чисел;
- Закрепить представления о смысле сложения и вычитания, их записи, взаимосвязи части и целого, переместительном свойстве сложения, числовом ряде;
- Тренировать умение соотносить цифры с количеством, составлять числовые равенства сложения и вычитания.
Ход занятия:
Введение в ситуацию.
Дидактические задачи:
- мотивировать детей на включение в игровую деятельность;
Воспитатель:
- Верите ли вы в волшебство?
- Какое волшебство вы бы попросили у волшебника, если вам представилась такая возможность? (Выслушиваются все ответы детей)
Воспитатель:
- Как вы думаете, почему молодильные яблоки так называли?
- Кому бы вы хотели дать такие яблоки? (Ответы детей)
- Предлагаю вам отправиться в сад для того, чтобы набрать молодильных яблок.
- Хотите пойти за молодильными яблоками?
- Сможете их набрать?
Игровая деятельность.
Работа в тетради «Игралочка – ступенька к школе» ч. 4 (1)
Задание №1 Игра «Сбор яблок»
Дидактические задачи:
- сформировать представление о составе числа 3;
- закрепить представления о части и целом, смысле сложения и вычитания, взаимосвязи между ними, переместительном свойстве сложения, записи числовых равенств с помощью знаков «+», «-»;
- тренировать в умении действовать по алгоритму и выражать в речи выполненные шаги, работать в группе, договариваться.
Воспитатель:
- Хозяин сада – добрый волшебник – говорит, что, для того, чтобы яблоки подействовали, надо съесть 3 яблока.
-Сколько яблок надо взять сначала каждому, чтобы быть уверенным в том, что никто не останется без яблок? (Одно)
- Как надо поступить дальше? (Снова взять по одному яблоку)
Воспитатель:
- Сколько яблок нужно для того, чтобы волшебство произошло? (3 яблока)
- Получилось у вас сорвать 3 яблока? (Ответы детей)
- Почему ни кто не смог этого сделать? (Потому что больше на яблоне яблок нет)
Воспитатель:
- Вы смогли сорвать только одну часть яблок.
- Что нужно сделать для того, чтобы у каждого было по 3 яблока? (Ответы детей)
- Другую часть нужно сорвать с другого дерева.
- Сколько яблок получилось у детей? (3)
- Как вам удалось получить 3 яблока? (Часть сорвали с одного дерева, часть – с другог)
- Назовите части. (Одна часть – это красные яблоки, другая часть – жёлтые яблоки).
- Какое равенство можно написать, если вы сначала сорвали одно яблоко, а потом два?
Дети проговаривают (воспитатель записывает на доске) : 1 + 2 = 3
- Какое равенство можно написать, если сначала сорвали два яблока, а потом одно?
Дети проговаривают (воспитатель записывает на доске) : 2 + 1 = 3
Воспитатель:
- Три можно составить из двух частей. Одна часть – это 1, а вторая часть – это 2.
Воспитатель помещает на доску домик.
Воспитатель:
- Число 3 на крыше – это целое, числа, живущие на одном этаже, т. е. расположенные на одной строке – это части, которые при сложении дают число 3.
- Если части поменять местами, целое не изменится.
Работа в тетради «Игралочка – ступенька к школе» ч. 4(1)
Задание №2
Дидактические задачи:
- закрепить представление о составе числа 3 из двух меньших чисел;
- повторить смысл сложения и вычитания, связь между действиями и действиями с числами, взаимосвязь между частью и целым;
- формировать опят самопроверки по образцу.
Воспитатель:
- Представьте, что молодильные яблоки положили в мешки.
- Заполните мешки так, чтобы во всех равенствах были одинаковыми части и целое.
Задание выполняется фронтально.
- Назовите первую часть. (Это 2 жёлтых яблока)
- Назовите вторую часть. (Это 1красное яблоко)
- Что получится в результате сложения? (Получится цело – 2 жёлтых яблока и 1 красное яблока)
- Какое равенство можно записать? (2 + 1 = 3)
- Как по другому можно выполнить сложение? (Можно части поменять местами)
- Что при этом произойдёт с целым? (Оно не изменится)
Далее дети самостоятельно выполняют сложение мешков, соединяют с нужным равенством, обводят целое и подчёркивают части. После этого проверяют себя по образцу.
Рядом с образцом с образцом воспитатель записывает равенство: 1 + 2 = 3.
Воспитатель:
- Какое действие надо выполнить в следующем случае? (Вычитание)
- Назовите целое (2 жёлтых и 1 красное яблоко)
- Назовите часть (1 красное яблоко)
- Что получится в результате вычитания (Другая часть – 2 жёлтых яблока)
Рядом с образцом воспитатель записывает равенство: 3 – 1 = 2.
Аналогично рассматривается последний случай, после чего дети проверяют себя по образцу.
Рядом с образцом воспитатель записывает равенство: 3 – 2 = 1.
Воспитатель:
- Что можно сказать о целом во всех равенствах? (Оно везде одинаковое)
- Что можно сказать о частях во всех равенствах? (Одна часть – это 1, другая часть – это 2)
Итог:
Дидактические задачи:
- сформировать первичный опыт осмысления собственной деятельности и опыт позитивного отношения к познавательной деятельности.
Воспитатель:
- Что полезное и важное вы сегодня сделали?
- Какое новое знание вам помогло?
Конспект занятия по математики в подготовительной группе по теме : Открытие нового знания «Число и цифра 3»
Занятие №8
Цель:
- Уточнить представления о составе числа 3 из двух меньших чисел, познакомить со способом обозначения числа 3 с помощью точек и с помощью печатания цифры в клетках;
- Тренировать умения составлять задачи по картинкам и решать их, выделять и называть свойства предметов, сравнивать предметы по свойствам;
- Сформировать опыт выполнения действия по образцу, самопроверки, осмысления собственной деятельности, развивать эмоциональную отзывчивость.
Ход занятия:
Введение в ситуацию.
Дидактические задачи:
- мотивировать детей на включение в познавательную деятельность;
- эмоциональную деятельность, развивать эмоциональную отзывчивость;
- формировать опыт сопереживания героям сказок.
Воспитатель:
- Давайте вспомним сказку «Три поросёнка»
- Чему учит эта сказка? (Она учит трудолюбию, взаимопомощи, взаимовыручке)
- Вы можете назвать себя трудолюбивыми? Почему?
- Приходилось ли вам выручать кого – то в трудной ситуации?
- Оказывали ли вам друзья помощь в нужную минуту?
Воспитатель:
- Когда Ниф – Ниф и Наф – Наф поселились в одном домике, они поняли, как хорошо, когда есть дом, в котором тепло, уютно и безопасно. И стали поросята строителями. Много домиков они построили в лесу и предложили зверям туда заселиться.
- Давайте поможем зверям выбрать домики.
- Хотите помочь зверям в выборе жома?
- Сможете это сделать?
Работа в тетради – учебнике «Игралочка – ступенька к школе» ч. 4(1) Задание №1
Обведи красной линией разные круги, а синей – одинаковые квадраты. Запиши их количество.
Дети выполняют, проговаривая задание. (Обводят большой красный круг и синий круг среднего размера).
Воспитатель:
- Сколько кругов получилось (2)
- Запишите в мешке возле знака «круг» цифру 2.
Дети выполняют, проговаривая задание. (Обводят три маленьких квадрата)
Воспитатель:
- Сколько квадратов получилось? (3)
- Запишите в мешке возле знака «квадрат» цифру 3
Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
- сформировать представление о способе печатания цифры 3 в клетках;
- закрепить способ действий «если что - то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по образцу)
Воспитатель:
- Знаете ли вы, как правильно печатать цифру 3? (Да, нет)
- Почему вы даёте разные ответы? (Потому что мы не знаем точно, как правильно печатается цифра 3, ещё не учились печатать цифру 3)
- Что вам сейчас нужно узнать? (Как правильно печатать цифру3)
- Предлагаю вам самим напечатать цифру 3 в клетках, лежащих у вас на столе.
Дети выполняют задание самостоятельно. Затем воспитатель вывешивает образец задания на доску, дети проверяют по образцу.
Воспитатель:
- Теперь вы можете напечатать цифру три в задании (1? (Да)
Дети выполняют задание 1.
Работа в тетради – учебнике «Игралочка – ступенька к школе» ч. 4(1) Задание №3
Дидактические задачи:
- закрепить представления о составе числа 3 из двух меньших, смысле сложения и вычитания, их записи, взаимосвязи между целым и частью, переместительном свойстве сложения;
- тренировать умение составлять задачи по картинкам и решать их.
«Составь задачи. Запиши решения, используя мешки и числовые равенства»
Дети рассматривают картинки.
Воспитатель:
- Два медвежонка ходят в лесную школу. Сегодня им задали задание, и медвежата просят вас помочь им выполнить его.
Дети придумывают задачу на первой картинке.
- В пруду плавала 1 рыбка. К ней приплыли ещё 2 рыбки. Сколько всего рыбок стало плавать в пруду?
Воспитатель задаё т вопросы:
- Что нужно в задаче узнать (Надо узнать целое)
- Как можно узнать целое?)надо части сложить)
- Известны ли вам части? (Да. Одна часть – это 1, другая часть – это 2)
Воспитатель:
- Предлагаю вам решить эту задачу с помощью мешков. Для этого давайте договоримся, как мы будем обозначать рыбок, например треугольниками.
После этого дети зарисовывают треугольники в мешки: В первый мешок – 1 красный треугольник, во второй мешок – 2 желтых треугольника и ставят знак «+». Затем дети выполняют сложение.
Воспитатель:
- Чему равно целое? (Целое равно одному красному и двум желтым треугольникам)
- Как можно записать решение задачи с помощью цифр?
Дети проговариваю, а затем записывают (печатают) 1 + 2 = 3
Воспитатель помещает на доску образец (треугольники, рядом с образцом записывает равенство: 1 + 2 = 3 (подчеркнуть части и обвести в кружок целое).
Аналогично придумываются, анализируются и решаются задачи по остальным картинкам. Правильность решения проверяется по образцу.
Воспитатель:
- Посмотрите внимательно на записи, сделанные в тетради и на доске.
- Что интересного вы увидели? (Во всех равенствах одинаковые части и целое. Если при сложении части поменять местами, целое не изменится. Если от целого отнять первую часть, то останется вторая, и наоборот).
Воспитатель:
- Медвежата благодарят вас за помощь.
Итог:
Дидактические задачи:
- сформировать первичный опыт осмысления собственной деятельности и опыт позитивного отношения к познавательной деятельности.
Воспитатель:
- Кому вы сегодня помогли?
- Какое новое знание вам помогло?