Елена Хабибулина
Конспекты занятий по лепке с детьми старшего дошкольного возраста. Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
«Плетень с подсолнухами»
Программное содержание. Продолжать учить детей творчески составлять коллективную композицию, используя ранее усвоенные способы лепки. Закреплять умение сочетать в поделке пластилин и природный материал. Развивать фантазию и воображение. Продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения. Раздаточный материал. Листы картона, пластилин, тыквенные семечки, семечки подсолнуха, тонкие веточки деревьев, стеки, дощечки для лепки.
Публикация «Конспекты занятий по лепке с детьми старшего дошкольного возраста, Часть 1» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Старшая группа
- Темочки
Ход занятия
Прочитайте детям стихотворение М. Пляцковского «Подсолнушек» : Под солнышком,
Под солнышком,
Прямо у дорожки,
Золотой подсолнушек
Застыл на тонкой ножке.
Наверно, важный генерал,
Прославленный всемирно,
Ему однажды приказал
Стоять по стойке «смирно»!
Спросите детей:
О чем это стихотворение? (О подсолнухе.) На что похож подсолнух? (На солнышко.) Предложите сделать плетеный забор, за которым растут подсолнухи. Разделите детей на группы по 3–4 человека, дайте каждой группе по одному листу картона. Научите детей делать подсолнухи: сначала нужно скатать из пластилина шар оранжевого цвета и немного приплюснуть его. Потом нужно по краям получившегося круга вставить тыквенные семечки (лепестки, а в сердцевину – черные семечки. Теперь покажите детям, как сделать плетень: нужно скатать много длинных столбиков и расположить их горизонтально в нижней части картона. Для плетня можно использовать и веточки деревьев. На заднем плане нужно расположить подсолнухи. Также можно вылепить круглое солнце, облака.
«Вылепи свою любимую игрушку»
Программное содержание. Учить детей создавать в лепке образ любимой игрушки.
Закреплять разнообразные приемы лепки ладошками и пальцами. Воспитывать стремление доводить начатое до конца. Формировать эстетическое отношение к своим работам, учить оценивать их.
Материалы. Глина (пластилин, доска для лепки, стека (на каждого ребенка).
Ход занятия.
Спросить у детей, кто из них какие игрушки любит.
Наиболее интересные и доступные для изображения игрушки обсудить, решить, какие
можно использовать способы лепки. Поощрять интересный замысел, следить за использованием правильных, разнообразных способов создания изображений.
В конце занятия полюбоваться всеми работами, выбрать наиболее интересные, обратить внимание детей на их красоту и выразительность.
Физкультминутка
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Игры детей с игрушками.
«Овощи на тарелке»
Программное содержание. Учить детей лепить с натуры сложные по форме овощи разных размеров, применяя лепку пальцами для получения вмятин, сужения формы, характерных для тех или иных овощей. Учить подбирать в процессе работы нужный цвет пластилина, размер поделки. Закреплять умение лепить тарелку на основе пластилинового шара.
Материал. Муляжи овощей, сложных по форме: баклажан, перец, свекла, репа и т. д. Пластилин, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).
Ход занятия
Прочитайте детям стихотворение Н. Нищевой:
В огород пойдем,
Урожай соберем.
Мы моркови натаскаем
И картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный, очень вкусный,
Щавеля нарвем немножко.
И вернемся по дорожке.
Спросите у детей: «Какие овощи встретились нам в этом стихотворении? (Морковь, картошка, капуста, щавель.) А какие еще овощи вы знаете?» (Ответы детей.)
Предложите детям рассмотреть муляжи баклажана, перца, свеклы, репы, лука и других овощей. Обратите внимание на их форму, цвет.
Физкультминутка
После этого каждый ребенок выбирает овощи, которые он будет лепить, самостоятельно подбирает цвет пластилина и лепит овощи нужного размера.
Ребенок может вылепить по 2–3 овоща, а затем сложить их в вылепленную тарелку.
Для изготовления тарелки раскатывают большой шар, сплющивают его в диск, вдавливают середину, пальцами оттягивают и подравнивают края.
«Осеннее дерево»
(Барельеф из пластилиновых колбасок)
Программное содержание. Учить детей выкладывать на картоне силуэт дерева из пластилиновых колбасок. Закреплять умение раскатывать тонкие колбаски и лепить мелкие детали: скатывать шарики из пластилина и украшать ими изделие. Развивать творчество.
Материал. Картон, пластилин, дощечка для лепки (на каждого ребенка).
Ход занятия
Прочитайте детям стихотворение Л. Шевченко «Осень» :
Тихо. Все застыло
В свете сентября.
Где же ты, художник?
Как зовут тебя?
Кто раскрасил листья —
Непонятно мне:
Все деревья леса
В золотом огне.
Предложите ребятам вылепить осенние деревья: «Давайте изобразим лесные деревья с разноцветной листвой. А деревья будем делать из тонких пластилиновых жгутиков (раскатанных колбасок). Для этого надо раскатать много коричневых колбасок и выложить из них на картоне дерево с ветками, а на кончиках веток расположить листья в виде шариков из пластилина красного, желтого, оранжевого, зеленого цветов».
Физкультминутка
Дети приступают к лепке.
«Кто сказал - мяу»
Программное содержание. Закреплять умение лепить пластическим и комбинированным способом в зависимости от того, что нужно изобразить. Развивать у детей способность передавать пропорции, соотношение фигур по величине, выразительность поз, движений, деталей. Учить создавать скульптурную группу из двух фигур, развивать чувство композиции. Продолжать учить придавать композиции выразительность: животные смотрят друг на друга, нападают, дерутся и т. д.
Раздаточный материал. Пластилин, тряпочки, стеки, картонки-подставки, дощечки для лепки.
Ход занятия
Заранее познакомьте детей со сказкой В. Сутеева «Кто сказал „мяу“?».
Вспомните эту сказку на занятии.
Спросите детей:
– Кто главные герои этой сказки? (Кошка и щенок.)
Физкультминутка
Предложите детям вылепить кошку и щенка, изобразив один из сюжетов этой сказки. Кошку лучше лепить конструктивным способом – из отдельных частей (туловище, голова, лапы, хвост, а щенка – комбинированным (туловище и ноги из одного куска, а голову и хвост – из отдельных частей). Кошке и щенку необходимо придать определенную позу, в зависимости от того, что они делают. Можно добавить и других персонажей сказки – петуха, собаку, рыбу, лягушку, пчелу, мышонка.
«Весёлые человечки»
Задачи: Учить лепить фигурки человека рациональным способом из удлинённого цилиндра (валика) путём надрезания стекой и дополнения деталями (фигурка мальчика).
Закрепить и усложнить способ лепки фигурки человека из конуса (фигурка девочки). Учить понимать относительность величины частей, располагать поделку вертикально, придавая ей устойчивость.
Оборудование: Пластилин, стека, клеёнки, дощечки, салфетки матерчатые.
Ход занятия
Воспитатель показывает, что весё лых человечков можно изобразить по-разному: нарисовать на бумаге или на песке, слепить из пластилина, глины или соленого теста. Сегодня мы будем делать их из пластилина.
Воспитатель показывает детям удлинённый цилиндр (валик) и предлагает подумать, как лучше слепить мальчика (проблемная ситуация). Скорее всего, дети предложат знакомый способ - долепить ножки из колбасок (валиков). Воспитатель соглашается, что можно сделать и так, но предлагает освоить новый способ.
Показывает и комментирует: Вот длинный цилиндр (валик, вверху голова, внизу должны быть ноги. Беру стеку и разрезаю цилиндр вдоль до середины, чтобы получились две ноги. Слегка расставляю ноги, чтобы фигурка стояла на ножках и не падала.
Пальчиковая гимнастика: «Смешные человечки».
Бежали мимо речки
Прыгали-скакали,
Солнышко встречали.
Забрались на мостик
И забили гвоздик.
Потом бултых в речку.
Где же человечки?
Предлагает детям самим слепить сначала фигурку мальчика, а потом девочки.
«Дымковский конь»
Программное содержание. Продолжать приобщать детей к искусству дымковских мастеров, закреплять и углублять знания о дымковской игрушке. Учить лепить с натуры, передавая форму, строение, величину и пропорциональное соотношение отдельных частей предмета. Учить сглаживать неровности мокрыми пальцами. Развивать у детей зрительную память в процессе сравнения поделки с натурой. Воспитывать в них любовь к красоте, самостоятельность и творчество. Демонстрационный материал. Дымковский конь, олень. Раздаточный материал. Глина, мисочки с водой, тряпочки, стеки, дощечки для лепки.
Ход занятия
Вспомните с детьми об истории дымковской игрушки. Предложите детям стать сегодня дымковскими мастерами и вылепить коня. Для начала рассмотрите его, выделите характерные особенности: у коня сильное крепкое туловище, длинные ноги, хвост из скрученной колбаски, прищипнутые грива и ушки.
Физкультминутка
Вспомните с детьми, как лепить коня: к корпусу-основе нужно прикрепить толстые короткие ноги. С одной стороны корпуса нужно примазать шею с головой. Покажите детям, как скрутить колбаску и прикрепить ее на месте хвоста. Ушки и глаза лепятся отдельно. Места соединения всех деталей смачиваются водой и заглаживаются.
Когда глина подсохнет, нужно покрыть поделку водоэмульсионной краской или белой гуашью, смешанной с каплей клея ПВА.
«Снегирь на ветке»
Задачи: Закрепить умение детей отделять от большого куска пластилина небольшие комочки и раскатывать их в жгутик между ладонями обеих рук; Учить приёму скатывания жгутика по спирали для получения плоского изображения исходной формы. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги; Воспитывать у детей любовь к природе и бережное отношение к пернатым друзьям.
Материалы: пластилин, контурный рисунок с изображением снегиря, лист бумаги, фотография или картинка с изображением снегиря.
Ход работы
Для этого нам потребуется фотография снегиря.
Для начала нарисуем контурный рисунок снегиря, прорисовывая отличительные черты птицы.
Следующим этапом необходимо заполнить рисунок пластилином. Для этого нам нужно отщипнуть маленький кусочек черного пластилина скатать в ладони жгутик, свернуть его по спирали. Должны получиться маленькие ракушки. Полностью покрываем поверхность головы, спинки и хвоста птицы ракушками черного цвета стараясь не выходить за контуры рисунка.
Физминутка
Далее берем пластилин красного цвета. Делаем такие же маленькие ракушки из красного пластилина. Заполняем рисунок красной грудки снегиря. Для лучшего светотеневого эффекта можно смешивать пластилин для получения разного оттенка.
Берем пластилин коричневого цвета. Из него мы сделаем веточки дерева, на котором сидит снегирь. Для этого мы отщипываем небольшие кусочки пластилина и в ладони скатываем жгутики, закругляя кончики, приклеиваем на рисунок. Приклеиваем ягодки, скрученные из пластилина оранжевого цвета.
Клюв и крылышки снегиря выполняем таким же способом и приклеиваем на рисунок.
«Кувшинчик»
Программное содержание. Учить детей создавать изображение посуды (кувшин с высоким горлышком) из целого куска глины (пластилина) ленточным способом. Учить сглаживать поверхность изделия пальцами (при лепке из глины смачивать пальцы в воде). Воспитывать заботливое, внимательное отношение к маме.
Материалы. 3–4 разных, но близких по форме небольших кувшинчика. Глина (пластилин, доска для лепки, стека (на каждого ребенка).
Ход занятия
Сказать детям, что сегодня они будут лепить кувшинчик в подарок маме. Рассмотреть с ребятами разные кувшинчики, уточнить их форму, предложить вылепить любой кувшин на выбор. Вспомнить с детьми приемы лепки, сглаживания поверхности. Сказать, что на одном из следующих занятий они будут расписывать кувшин-
Связь с другими занятиями и видами деятельности.
Физкульминутка
Выставка керамических изделий.
«Зимние забавы»
Задачи: Учить составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними. Закрепить способ лепки в стилистике народной игрушки - из цилиндра (валика, надрезанного с двух концов. Продолжать учить передавать несложные движения (наклон и поворот туловища, сгибание рук, перемещение ног).
Материал: Пластилин, доски для пластилина, стеки.
Ход занятия
- Как хорошо, что у нас есть зима!
- Что мы делаем ещё зимой на улице?
- Давайте слепим человечков, которые прибежали на улицу и теперь метко бросают снежки, весело катаются на лыжах, дружно лепят снеговиков, строят снежную крепость.
Представьте, кого вы хотите слепить, мальчика или девочку, а может быть, двух друзей или подружек, что будут делать ваши человечки?
Не забудьте про зимнюю одежду. Как вы будете лепить человека в зимней одежде?
Закрепление приемов лепки человечка.
Рассматривание схем лепки человека разными способами. Анализ (дети с небольшой помощью воспитателя) : соотнесение частей по величине и пропорциям.
Физминутка
Самостоятельная работа.
Индивидуальная работа: способ лепки, приемы, детали одежды, позы.
- Как можно назвать эту выставку? (зимой на прогулке, зимние игры, зимние забавы, ах как весело зимой).
- Как вы думаете, красиво получилось?
- А почему получилось так красиво? (когда мы делаем все вместе, стараемся, договариваемся, не ссоримся – всегда получается хороший результат).
«Автомобиль»
Задачи: Учить детей составлять на плоскости транспорт, добиваться точной передачи формы транспорта, его строения и частей. Продолжать формировать интерес к работе с пластилином в знакомой технике-пластилинография, развивать мелкую моторику рук.
Материалы: Картон с нарисованным паровозом, предметные картинки по теме, пластилин, стеки, доска для лепки.
Ход занятия
Воспитатель: дети посмотрите на наши игровые уголки. Как вы думаете, что мы будем лепить? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте я вам помогу. Отгадайте загадки
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два слепящих огонька.
Дети: Автомобиль
Воспитатель: Правильно мы сегодня будем лепить автомобиль. Посмотрите у вас на столах лежат картон с нарисованной машиной. Но почему она грустная, как вы думаете ребята? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно ребята. Машина у нас черно-белая, давайте ее украсим. А украшать их мы будем пластилином.
Физкультминутка
Воспитатель показывает приемы нанесения пластилина на рисунок.
В конце занятия воспитатель хвалит детей и предлагает пройти на выставку своих работ. Ребята оценивают работы друг друга.
«Спортивный праздник»
Задачи: Учить детей составлять из вылепленных фигурок коллективную композицию. Закрепить способ лепки из цилиндра (валика, надрезанного с двух концов. Продолжать учить передавать разнообразные движения человека (бег, прыжки, элементы борьбы, верховая езда) и несложные взаимоотношения между действующими лицами сюжета (скрепление рук, размещение друг за другом или рядом.
Материалы: У детей: пластилин, стеки, мелкие пуговички и бисер для оформления маленьких деталей; подставки, клеёнки, матерчатые и бумажные салфетки.
Ход занятия
Воспитатель в короткой беседе уточняет представление детей о спортивном празднике: какие соревнования проводятся, что делают спортсмены во время состязаний. Раздаёт детям (или поочерёдно показывает) карточки со схематическим изображением человечков в движении (бежит, прыгает на двух ногах, на одной, в мешке, скачет на лошади, стреляет из лука, борется с противником) и предлагает принять такие же позы - желательно в парах. Дети поочерёдно выполняют упражнение, остальные в это время наблюдают за движениями и позами. В ходе игры взрослый обращает внимание детей на положение рук и ног, просит описать позу словами, чтобы уточнить наблюдения. Педагог предлагает всем детям договориться между собой и вылепить из пластилина человечков на весёлом спортивном празднике. Дети ещё раз вспоминают и распределяют виды упражнений, самостоятельно ищут способы передачи движения. Педагог показывает и поясняет, как можно вылепить самые сложные фигурки всадника на коне и борцов.
Физкультминутка
Представьте, кого вы хотите слепить. Что будут делать ваши человечки? Дети выбирают пластилин нужного цвета, договариваются о размере лепных фигурок и начинают лепить. Воспитатель советует тем детям, которые хотят лепить всадников и спортсменов-борцов объединиться в пары или небольшие группы, чтобы было удобнее комплектовать фигурки. В конце занятия дети переносят вылепленные фигурки на общую основу и составляют коллективную композицию.
«Каргопольские птички»
Программное содержание. Познакомить детей с каргопольскими изделиями и учить видеть выразительность форм. Учить лепить с натуры пластическим способом (из одного куска, соблюдая формы и пропорции деталей, и равномерно и красиво устанавливать вылепленную фигурку на подставке. Закреплять умение намечать стекой перышки, крылья и глаза.
Материал. Каргопольские глиняные игрушки: свистульки (трубочки, уточки, курочки, фигурки животных (кони, олени, собаки, быстрая тройка белых коней). Глина, мисочки с водой, тряпочки, стеки, дощечки для лепки.
Ход занятия
Расскажите детям историю каргопольской игрушки:
"На севере, в Каргополе, находится центр производства глиняной игрушки. В старину купить игрушку было русскому крестьянину не по карману. Поэтому крестьяне сами лепили игрушки из красной глины, подсушивали их в избе и обжигали в русской печи 6–8 часов. Потом украшали игрушки мелом и печной сажей. Когда игрушек становилось много, их возили на продажу на базар".
Физкультминутка
Предложите детям слепить каргопольскую птичку: нужно скатать столбик и отогнуть меньшую часть вверх, сразу выделить шею и голову, оттянуть пальцами клюв. С другой стороны столбика нужно вытянуть хвост. Теперь остается установить птичку на вылепленную подставку.
Когда глина подсохнет, нужно будет покрыть поделку водоэмульсионной краской или белой гуашью, смешанной с каплей клея ПВА.
«Девочка в зимней шубке»
Цели: вызвать у детей желание передать образ девочки в лепке. Учить выделять части человеческой фигуры в одежде (голова, расширяющаяся книзу шубка, руки, передавать их с соблюдением пропорций.
Материалы: куколка в зимней одежде, глина, доски для лепки, стека, проигрыватель, запись музыки «Зима».
Ход занятия
Воспитатель загадывает загадку про зиму.
Воспитатель. Да, все верно. Назовите, пожалуйста, другие приметы зимы. Молодцы, ребята.
К нам пожаловала гостья (показывает куколку в длинной шубке, шапке и сапогах). Как вы думаете, ей холодно было к нам добираться? (ответы детей). Почему вы так думаете?
Дети. Она одета очень тепло.
Физкультминутка
Воспитатель. Ребята, она не просто так пришла к нам. Ей очень грустно играть на улице одной, ее подружки бояться выходить гулять из-за холода. Мы поможем сделать ей подружек. Ну что ж, тогда давайте подумаем, как именно мы будем лепить девочек-подружек.
Воспитатель. Кусок глины мы делим на несколько частей. 2 части небольшие : для рук и головы, а одна часть большая – для лепки туловища в длинной шубке. Куски поменьше мы откладываем, а большой берем в руки и начинаем ему придавать форму. Сначала лепим толстую колбаску, а потом начинаем ее вытягивать так, чтобы одна сторона стала узкая, а другая широкая. Как называется такая фигура? ( дети: конус). Когда мы закончили лепить туловище, нужно поставить его на доску и проверить, устойчиво ли стоит. Затем берем один отложенный кусок глины и лепим из него голову.
А теперь нам осталось сделать руки. Разделим последний кусочек глины на две одинаковые части. Нужно оба куска глины раскатать в колбаски так, чтобы они были одинаковой длины и толщины. Затем приставить их с двух сторон к туловищу и немного надавить. Затем сгладить место соединения. Тогда можете занять свои места и начинать лепку куколок.
«Зайчонок»
Задачи: Закреплять умение детей лепить животных, передавая форму, строение и величину частей : овальную (туловище, округлую (голова, цилиндрическую (ноги); передавать пропорциональное соотношение частей и детали (уши, хвост, лапы); Упражнять в применении разнообразных способов лепки. Учить передавать простые движения фигуры.
Материал: пластилин (белый, черней, красный, синий, доска для лепки, стека. мягкая грушка заяц, заранее вылепленные детали: туловище, голова, ноги, лапы, уши, хвост.
Ход занятия
Воспитатель:
- Ребята, сегодня к нам в гости пришел необыкновенный гость.
Отгадайте, кто это?
Не барашек и не кот,
Носит шубу целый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы другого цвета!
Дети: Зайчик.
Воспитатель: Правильно, вот посмотрите (рассматривают картинку на плакате и игрушку—зайца.) какие они. А зайка – это дикое или домашнее животное? И где живет зайчик?
Дети: Дикое животное. Живет в лесу.
Физкультминутка
Давайте слепим зайчику друзей.
Нужно взять стеку, отломить кусочек пластилина, раскатать круговыми движениями ладоней, чтобы получился шар, потом прямыми движениями раскатываем пластилин в форме овала.
Голову нужно делать так: раскатать пластилин круговыми движениями в форму шара. Лапки и уши делаются способом раскатывания «колбаски». Для хвостика берется самый маленький кусочек пластилина и раскатывается маленький шарик. Обратите внимание. Сначала к туловищу прикрепляется голова, затем ноги, лапки, к голове – ушки, потом хвост. Каждую деталь нужно плотно примазывать при соединении.
«Новогодние игрушки»
Программное содержание: Вызвать интерес к предстоящим новогодним праздникам. Повторить правила безопасности украшения елки. Расширять кругозор детей: знакомство со старинным обычаем изготовления игрушек для елки. Воспитывать желание участвовать в оформлении праздничной елки.
Материалы: плоскостные картонные шары на веревочке, соленое цветное тесто (красное, желтое, зеленое, синие, коричневое, белое, стеки, колпачки от фломастеров, тряпочка, стакан с водой, кисточка №2, бисер, бусины.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, а вам письмо: От кого же оно? Давайте откроем и узнаем, что в нем (распечатываю, достаю лист бумаги, читаю) :
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Скоро наступит новый год. Мой верный друг снеговик привезет к вам в зал пушистую елку. Приготовил я вам игрушки на елку, да вот налетела злая вьюга и разбила все игрушки. Чем же сейчас украсить елку? Ребята, помогите, сделайте игрушки для новогодней елки. Заранее вас благодарю. Ждите меня на праздник.
Ваш Дед Мороз».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь Деду Морозу?
Дети: Да.
Воспитатель: А чем можно нарядить елку?
Дети: Игрушками, хлопушками, гирляндами…
Физкультминутка
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что раньше был такой старинный обычай изготавливать самодельные игрушки: хлопушки, рыбки из яичной скорлупы, звезды из фольги, домики, избушки, гирлянды…
Давайте и мы тоже украсим елку самодельными игрушками. Для этого нам понадобятся: плоский шар на веревочке, цветное тесто, бисер, бусинки, колпачки, стеки и ваша фантазия.
Дети приступают к работе.