Получи документы

Конспекты занятий по коммуникации (обучение грамоте) в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития

Лариса Кутукова
Конспекты занятий по коммуникации (обучение грамоте) в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития

Звук и буква О.

Цель.

Закрепить навык четкого произношения звука о; учить слышать его в словах и выделять из слова; продолжать знакомить с термином «гласный звук»; учить выделять звук о из ряда гласных; развивать слуховое внимание; познакомить с буквой О.

Интеграция образовательных областей.

Коммуникация. Приучать детей — будущих школьников — проявлять инициативу с целью получения новых знании. Помогать осваивать формы речевого этикета. Продолжать работу по обогащению словаря (начало слова, конец слова, середина слова). Совершенствовать речь как средства общения. Совершенствовать умение различать звуки на слух и в произношении.

Публикация «Конспекты занятий по коммуникации (обучение грамоте) в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития» размещена в разделах

Безопасность. Закреплять умения соблюдать правила пребывания в детском сада.

Социализация. Побуждать к самостоятельности в игре, вызывая у детей эмоционально-положительный отклик на игровое действие; закреплять умение подчиняться правилам в групповых играх.

Демонстрационный материал. Картинки с изображением окна, осы, облако, овощи.

Раздаточный материал. Карточки с тремя делениями, фишки красного цвета, косточки.

Ход занятия

Орг. момент

Дети называют слова, которые начинаются на звуки а и у.

Работа с предметными картинками: окна, осы, облако, овощи.

- Какой звук повторяется во всех этих словах?

Артикуляция звука о.

Характеристика звука.

Проговаривание звука хором и по одному.

Выделение звука о из ряда других гласных звуков.

Работа по карточкам. Выделение звука в начале слова.

Физкультминутка

«Игра с обручем». Дети в кругу перекатывают обруч, по сигналу бубна они делают остановку. Тот, у кого в этот момент оказывается обруч. Говорит слово со звуком о.

Характеристика буквы О.

- выложите из косточек букву О.

- Что вы выложили? (Букву).

- Почему вы считаете, что это буква?

Работа по букварю.

Итог занятия.

Дефектолог обобщает материал, изученный на занятии.

Звук м. Буква М.

Цель.

Закрепить навык четкого произношения звука м; учить слышать его в словах и выделять из слова; продолжать знакомить с термином «согласный звук»; развивать слуховое внимание; познакомить с буквой М.

Интеграция образовательных областей.

Коммуникация. Приучать детей — будущих школьников — проявлять инициативу с целью получения новых знании. Помогать осваивать формы речевого этикета. Продолжать работу по обогащению словаря (начало слова, конец слова, середина слова). Совершенствовать речь как средства общения. Совершенствовать умение различать звуки на слух и в произношении.

Безопасность. Закреплять умения соблюдать правила пребывания в детском сада.

Социализация. Побуждать к самостоятельности в игре, вызывая у детей эмоционально-положительный отклик на игровое действие; закреплять умение подчиняться правилам в групповых играх.

Демонстрационный материал. Картинки с изображением мак, муха, машина, мяч, музыка.

Раздаточный материал. Карточки с тремя делениями, фишки синего цвета, счётные палочки.

Ход занятия

Орг. момент

Дефектолог беззвучно произносит гласные звуки и предлагает детям узнать и назвать их. В ходе упражнения дети повторяют, что при произношении гласных звуков, воздух проходит свободно, не встречая преграды.

Работа с предметными картинками: мак, муха, машина, мяч, музыка.

- Какой звук повторяется во всех этих словах?

Артикуляция звука м.

Характеристика звука. (согл; тв;)

Речевая зарядка:

Ма –мя

Мо – мё

Му – мю

Мы – ми

Физкультминутка.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы топаем ногами,

Топ-топ-топ,

Мы руки опускаем:

Хлоп-хлоп-хлоп,

Мы руки разведём

По кругу все пойдём.

Дид. Игра «Наоборот»

Быстро –медленно, твердый – мягкий,

Глупый –умный. большой – мягкий.

Ссорится – мириться, узкий – широкий.

Характеристика буквы М.

Работа по букварю.

Итог занятия.

Дефектолог обобщает материал, изученный на занятии.

Звук с. Буква с.

Цель. Закрепить навыки четкого различения и произношения звуков с, с' в слогах, словах, фразах; выделение звука с в начале, середине, конце слова; учить словооб-разованию относительных прилагательных, согласованию их с существительными; упражнять в составлении предложений с предлогами; закрепить навык пересказывания; развивать фонематический слух внимание, намять, мышление.

Ход занятия

Организационный момент.

Организационный момент

Игра «Повтори, не ошибись». Дефектолог произносит цепочки слогов и предлагает детям повторить их: са —со —су; су— сы —са—со и т. д.

Основная часть

Характеристика звука с

— Какой согласный звук повторялся в слогах? (Звук с.)

Дается характеристика звук с (артикуляция при произнесении звука с губы растянуты в улыбке, зубы сближены, края языка прижаты к передним зубам.

Речевая зарядка.

Са—са—са — в лесу бегает лиса.

Со—со—со — у Вовы колесо.

Усь—усь—усь — на лугу пасется гусь.

Су—су—су — было холодно в лесу.

Си—си—си — сук в руке неси.

Словообразование относительных прилагательных.

Согласование прилагательных с существительными.

а) осень—осенний апельсин—. фасоль—.

весна—весенний ананас—. мясо—.

сосна—сосновый слива—. стекло—.

осина—осиновый капуста—. кокос—.

6) осенний осенняя осеннее осенние

лист погода небо листья

воздух листва солнце поля

костюм слякоть пальто сады

лес, сад обувь поле леса

Составление рассказа по вопросам:

а) Наступила (что) осень. С лип, кленов, осин осыпаются на землю (что) сухие листья. Соня, Саня, Вася и Сима гуляют (где) в осеннем саду. Они поднимают с земли (что) осенние листья. Из осенних листьев они сделают (что) осенний букет. Дети поставят букет (куда) в синюю вазу;

б) Педагог читает текст;

в) вопросы по тексту: Какое время года наступило? С чего осыпаются сухие листья? Кто гуляет в осеннем саду? Что делают дети? Из чего они сделают осеннийбукет? Кто поставит букет в вазу?;

г) Повторное чтение с установкой на запоминание;

д) пересказ текста.

Физкультминутка.

Знакомство с буквой с.

1. Показ буквы.

2. Нахождение в кассе букв.

3. Выкладывание буквы из зерен.

4. Прорисовывание в воздухе.

5. Анализ и синтез слогов: са, ус, су, ос.

Подведение итога занятия.

Соединяем буквы, читаем слоги.

Цель. Учить слиянию букв в один слог, свободно читать слоги из двух гласных. Учить определять на слух сколько звуков в слоге, анализировать прочитанные слоги (сколько букв (звуков, какая первая буква (звук, какая вторая буква (звук). Интеграция образовательных областей. Коммуникация. Приучать детей — будущих школьников — проявлять инициативу с целью получения новых знании. Помогать осваивать формы речевого этикета. Совершенствовать речь как средства общения. Совершенствовать умение различать звуки на слух и в произношении. Формировать умение делить двусложные и трехсложные слова Безопасность. Закреплять умения соблюдать правила пребывания в детском сада. Познание. Продолжать развивать фонематический слух.

Ход занятия

Орг. Момент Уточнить у детей время года, месяц, день недели, время суток.

Основная часть

Ребята, какие гласные звуки вы знаете? Почему они называются гласными?

Какие согласные звуки знаете? Почему они называются согласными?

Почему их называют звуками? Работа с доской.

Что написано на доске? Почему их называют буквами?

Физкультминутка.

Мы листики осенние,

Мы листики осенние,

На веточках сидели, Ветер дунул, полетели. Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял. Повертел их, покружил И на землю опустил.

Дети изображают действия «листочков»: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.

Работа с букварём.

Итог занятия.

Дефектолог обобщает материал, изученный на занятии.

Звук и буква Х

Цель. Закрепить навык различения и правильного произношения звука х в слогах, словах; развивать фонематический слух; учить выделять звук х в начале и в конце слова; познакомить с буквой х; развивать память, внимание, мышление.

Интеграция образовательных областей.

Коммуникация. Приучать детей — будущих школьников — проявлять инициативу с целью получения новых знании. Помогать осваивать формы речевого этикета. Продолжать работу по обогащению словаря (начало слова, конец слова, середина слова). Совершенствовать речь как средства общения. Совершенствовать умение различать звуки на слух и в произношении. Отрабатывать дикцию: развивать умение внятно и отчетливо произносить слова. Учить выделять последовательность звуков в простых словах.

Безопасность. Закреплять умения соблюдать правила пребывания в детском сада.

Социализация. Побуждать к самостоятельности в игре, вызывая у детей эмоционально-положительный отклик на игровое действие; закреплять умение подчиняться правилам в групповых играх.

Демонстрационный материал. Картинки.

Раздаточный материал. Касса букв; счётные палочки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Назовите слова которые начинаются на звук а, у, о, м, с.

II. Знакомство с новым материалом.

1. Выставляются картинки: халат, хлеб, хомяк, халва, хлопушка, художник, хобот и др. Спрашивает, какой звук чаще всего слышится в названиях картинок (звук х).

2. Уточняется артикуляция звука (теплая струя воздуха выдыхается).

3. Характеристика звука (согласный, твердый, глухой).

4. Выделение звука х из ряда слогов:

ка—то—ху—мы— по—ти—ха—мо—ху—ат—ик—.ух—ок—ох—ым—ых.

5. Дефектолог произносит слова без последнего звука. Дети договаривают звук х и называют слово полностью.

Словарный материал:

пету. отды. мо.

пасту. коню. пу.

лопу. запа. сме.

горо. шоро. стра.

6. Дидактическая игра «Замени первый звук в слове на звук х». Словарный материал:

салат — халат шрам — храм

голод — холод свалить — хвалить

сор -хор гудеть — худеть

год — ход Глеб — хлеб

7. Отгадывание предметов по описанию. Выделение звука в начале, середине и конце слова:

л) мягкий, душистый, вкусный, свежий, с хрустящей корочкой (хлеб);

б) мягкий, но не хлеб, пушистый, но не мех, белый, но не снег (пух);

в) с красным гребнем, зерно клюет, голосисто пост (петух);

г) маленькая, черная, по комнате летит, звонко жужжит (муха).

III. Физкультминутка.

Кто живёт у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка, (наклоны туловища вправо-влево)

Мой сверчок, щегол и я – (повороты туловища влево-вправо)

Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши)

IV. Знакомство с буквой х.

1. Показ буквы.

2. Нахождение в кассе букв.

3. «Из скольких элементов состоит буква?»

4. Выкладывание буквы из палочек.

5. Прорисовывание в воздухе.

6. Анализ и синтез слогов: ах, ух, их, эх, ох, ха, ху, хи, хэ, хо.

Работа по букварю.

Итог занятия.

Дефектолог обобщает материал, изученный на занятии.

Публикации по теме:

Занятие кружка по чтению с использованием ИКТ «Звук и буква А» для детей 5–6 лет Программное содержание: Закрепить знания детей о том, что слово обозначается прямоугольником. Познакомить со звуком «А» - гласным звуком.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспекты занятий по коммуникации (обучение грамоте) в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития
Опубликовано: 29 марта 2014 в 16:29
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД