Приложение МААМ

«А я в горницу войду». Конспект заседания детско-родительского клуба «Радужная семейка»

ГАЛИНА КОНТИМИРОВА
«А я в горницу войду». Конспект заседания детско-родительского клуба «Радужная семейка»
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи: Воспитывать у детей интерес к народной культуре. Познакомить детей с сельским пейзажем. Расширять представления о русской избе, как о памятнике русского деревянного зодчества. Познакомить с конструкцией избы, интерьером крестьянской горницы учить любоваться красотой формы, отделки, украшениями. Развивать у детей способность чувствовать выраженное в картине настроение. Совершенствовать художественно-творческие способности детей, развивать умения находить композиционные решения в построении орнамента, работать с палитрой, подбирая оттенки цветов. Вовлечь родителей в совместный художественно-творческий процесс.

Публикация «„А я в горницу войду“, Конспект заседания детско-родительского клуба „Радужная семейка“» размещена в разделах

Предварительная работа: Беседы. Чтение художественных произведений: «Русская изба», «За высокими горами». Рассматривание иллюстраций (книга «Морозко») и фотографий с изображением крестьянских изб. Рисование элементов русских народных орнаментов.

Материалы: Акварельные краски, кисти, палитра, простой карандаш, масляная пастель, шаблоны, репродукции картин, иллюстрации.

Зрительный ряд: Ф. А. Васильев «Оттепель», «Перед дождем»; К. Ф. Юон «Волшебница зима»; А. К. Саврасов «Грачи прилетели», видео слайды убранства русской избы.

Словарная работа: Изба, крыльцо, сени, горница, чулан, светелка, красный угол, охлупень, лукошко, туесок, короб, резьба, прялка, лучина, рубаха, портки, рушники, чугунок, ухват, кочерга, сруб, амбар, наличники, ставни, оберег, божница, подпол, лавки, полавочники, колыбелька.

Музыкальное оформление: Русские народные мелодии и хороводные песни.

Организация проведения:

(Воспитатель в русском народном костюме встречает детей и родителей.)

Воспитатель: Милости прошу в избу. Осторожно в сенцах потолки низкие. Присаживайтесь в горнице. Посидим рядком да поговорим ладком. Ребята, какие незнакомые слова вы услышали в моем приглашении?

Дети: Изба, сенцы, горница.

Воспитатель: Правильно, ребята эти старинные слова пришли к нам из далекого прошлого. Что же такое изба?

Дети: Дом.

Воспитатель: Из какого материала русские мастера ставили себе избы?

Беседа с детьми и родителями сопровождается показом слайдов. Дети: Из дерева.

Воспитатель: Вдоль реки стоят дома,

Смотрят на дорогу.

Украшает их сама Матушка - природа.

Подарила для избы

Лес из ели и сосны,

Дуб, осину: что смогла –

Все природа отдала.

Избу рубили из дерева. Ее никогда не красили и ничем не обшивали. Человек, чувствуя себя незащищенным от стихии, стремился создать свой дом добрым и уютным. Ставил свою избу прочно, основательно, и чтобы всякий, кто смотрел на нее, радовался. Заранее рубились сосновые или березовые бревна, и из сухих бревен делали сруб. Клали бревно на бревно, соединяя их без единого гвоздя. К избам пристраивали сараи и амбары. Для чего были нужны эти пристройки?

Дети: В них хранили зерно. Держали домашний скот и птицу.

Воспитатель: Пятистенка пред тобой

Словно терем расписной.

Украшает крышу пень

По прозванью охлупень.

Уважаемые родители, что означает слово – охлупень?

Родители: Каждый русский человек сажал на крышу конька. Образ коня на крыше – солнечный знак, под защитой которого находился дом, крестьянская семья. Солнечные знаки защищали дом от молнии, от пожара, от непогоды, злых духов.

Воспитатель: Что называли «глазами» на «лице» избы?

Дети: Окна.

Воспитатель: Правильно ребята, ведь окна связывают жилище с внешним миром. Окна русский человек украшал наличниками и ставнями. Наличники – это самая украшенная часть избы. Украшали наличники резьбой.

А резьба та не простая

Контурная, прорезная,

Ажурная, накладная.

Избы отличались друг от друга своим декоративным узором. Узор это орнамент. Он построен на повторении и чередовании элементов. Из каких элементов составляли русские мастера свои узоры?

Дети: Листья, птицы, русалки, рыбы, ромбы, соты, цепочки.

Воспитатель: Поднимись ты на крыльцо,

Дерни тихо за кольцо.

Ты за эту дверь войдешь,

Сразу в сени попадешь.

Уважаемые родители, что такое сени?

Родители: Это коридор или прихожая, это помещение задерживала холод, не пропускало его в основную комнату.

Воспитатель: Которая называлась – горница. Мысленно зайдем в горницу и увидим красный угол, что это за угол и почему его так называют?

Дети: Потому что он красивый.

Воспитатель: Правильно, красивый. В этом углу находится божница – семейная икона. Красный угол олицетворял в русской избе зарю и был на восточной стороне. Центральное место в избе занимала печь как символ тепла, добра, жизни. Матушка печь в одних избах была белоснежной в других расписной. Печку расписывали особенно тщательно, так как верили, что «в подполе, под печкой жил домовой», охранитель дома.

Печь кормила семью, согревала, на ней спали малые дети и старики.

Что ж еще нужно, ребята!

Есть где кашу приготовить,

Есть где хлебушек испечь,

Есть где косточки попарить,

Сверху на полати лечь.

В избе все деревянное, вдоль стен стояли длинные лавки.

Оглядитесь, сколько лавок!

Всех их нам не перечесть,

Если вы устали очень,

То на лавку можно лечь.

Немного ниже потолка полавочники.

Что это такое и для чего они предназначались?

Родители: Это полочки, на которых стояла деревянная, глиняная посуда.

Воспитатель: Посуду в старину называли утварью.

Тут ковши, корыта, ступы,

Ложки, чашки и матрешки.

Кружки, вазы, чаши, блюда,

Вся крестьянская посуда.

Из стволовой древесины,

Из нароста, из коры,

Из сосны и липы, кедра,

Дуба, ясеня, ольхи.

Рядом с лавками стояли сундуки, украшенные разными узорами. В сундуках лежали одежда, белье, ценные для крестьян вещи. А еще сундуки служили спальными местами, ведь семьи были большими, и места на печи всем не хватало.

Что еще можно увидеть в крестьянской избе?

Дети: Прялку, стол, колыбель, табуретки, занавески, скатерть, салфетки, самовар.

Воспитатель: Крестьянский дом – это царство кружевного узора. Хозяева, потрудившись на своем огороде, управившись со скотиной, отдыхают в своем уютном, теплом доме. Каждый занят своим делом.

Мужчины, усевшись за стол, заняты узорной резьбой по дереву, украшают наличники и ставни. Молодые девушки в светелке вышивают салфетки и полотенца для красного угла.

Вот хозяйка у окна,

Вечно занята она.

«бабий кут» иль «середа»

Тут идут ее года:

То на прялке нить прядет,

Вяжет что-то, или шьет,

Ткет, иль вышивает,

Светец подправляет.

Вот мы и закончили нашу виртуальную экскурсию по деревенской избе, которая по сей день остается памятником русского, деревянного зодчества.

А сейчас я предлагаю вам на время представить себя большой крестьянской семьей, пройти в горницу с пользой скоротать вечерок.

Практическая часть:

(Дети и родители проходят к столам.)

Воспитатель: Мальчики займите места за крестьянским столом. Подготовьте эскизы для будущих наличников и ставень. Вспомните элементы орнамента. Помните, что элементы связываются различными линиями: волнистыми, зигзагообразными, прямыми, элементы в узоре должны чередоваться. В узор наличника внесите символ солнца. Начните работу простым карандашом. Наличники резные и расписные. Для украшения используйте масляную пастель.

Девочки пройдите в светелку и нарисуйте эскизы для вышивки салфеток и полотенца для красного угла. Продумайте композицию своей работы, что будет главным в композиционном центре. Используйте палитру для составления нужных цветов.

Мамы нашего дружного семейства займут «бабий куть» или «середу» и постараются нарисовать эскизы кружевных занавесок и скатертей. Наносите предварительный набросок простым карандашом. Для прорисовки четких контуров используйте фломастер.

(Самостоятельная работа детей и родителей под звуки русских народных мелодий.)

Во время художественно – творческого процесса, воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за осанкой, за техникой исполнения работ.

Итог:

(Воспитатель совместно с детьми и родителями рассматривают полученные эскизы, обращает внимание на орнамент, цветовое решение задуманных композиций.)

Воспитатель: подходит к девочкам.

А в светелке наверху

В теремочке – терему,

Дочки мастера живут,

Мастерицами слывут.

Воспитатель: подходит к мальчикам. Ай да мастера! Вот это да!

Вырезали, украшали

Плотники и мастера

Точки, ромбы, завиточки,

Полюбуйся детвора!

Воспитатель: подходит к родителям.

Вот орнамент не простой,

Посмотри–ка, ты постой!

Ты увидишь змейку, соты,

Замечательны работы!

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Собери избу» Дидактическая игра «Собери избу» Дидактическая игра на выполнение действий заданных схемой и конструировать по схематическому образцу. Возраст.

Перспективный план занятий с детьми по ознакомлению с традициями и бытом русского народа Сентябрь. 1. Экскурсия в мини-музей детского сада «Русская изба» Задачи: познакомить детей с экспонатами музея; богатым миром материальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«А я в горницу войду». Конспект заседания детско-родительского клуба «Радужная семейка»
Опубликовано: 6 октября 2014 в 20:46
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««А я в горницу войду». Конспект заседания детско-родительского клуба «Радужная семейка»» (включая файлы) размещена пользователем ГАЛИНА КОНТИМИРОВА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД