Тамара Лазарева
Конспект занятия «Знакомство детей с русской народной игрушкой матрёшкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог (ФИО) Лазарева Тамара Николаевна___
Образовательная область: «Познание», «Социализация», «Труд», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»___ ___ Возрастная группа: __2 младшая___
Тема занятия : «Знакомство детей с русской народной игрушкой матрёшкой»___
Публикация «Конспект занятия „Знакомство детей с русской народной игрушкой матрёшкой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
Цель: Познакомить детей с историей матрёшки.
Задачи: Расширять интерес детей к русскому народному искусству :
- дать понятие из какого материала сделана игрушка;
- закреплять знания о величинах (большая, поменьше маленькая);
- развивать память, речь, логическое мышление, делать выводы, развивать творческие способности детей, через приобщение к народно-прикладному искусству;
- вызвать эмоциональный отклик;
- воспитывать любовь, уважение к труду народных умельцев, бережное отношение к игрушке.
Методы: художественное слово, беседа, вопросы, игровой, практический.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций народно-прикладного искусства; разучивание песен, потешек, музыкальных игр в свободное время.
Словарь (активный-пассивный) : русская-народная игрушка-матрёшка, расписная, нарядная, сарафан, фартук.
Оборудование: столик с деревянными игрушками, набор матрёшек, матрёшки из бумаги, клей, салфетки, клеёнки, вырезанные цветы, красного и жёлтого цвета.
Ход занятия
Организационный момент, начало занятия :
Деятельность детей Деятельность педагога Примечание
Дети проявляют интерес и исследовательскую активность. Задают вопросы: Что это такое, что с этим делать? Как это действует?
Дети отвечают на вопросы воспитателя полным ответом. Индивидуальные и хоровые ответы.
Дети договаривают. Дети заходят в группу. На столе стоят деревянные игрушки.
- Ребята, давайте все вместе подойдём к этому столику.
Посмотрите, что стоит на нём? (игрушки).
Назовите их.
- Скажите ребята, из какого материала сделаны эти игрушки? (из дерева)
- молодцы, правильно сказали, игрушки сделаны из дерева.
- Значит игрушки какие? (деревянные)
- Скажите все вместе «Игрушки деревянные».
-Ребята, среди этих игрушек есть одна особенная. Чтобы узнать, что это за игрушка, вам надо отгадать загадку:
Есть для вас одна игрушка
Не лошадка, не петрушка,
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть,
Может три, а может шесть,
Разрумянилось немножко
Наша русская (---)
- Правильно ребята! Конечно же это матрёшка. Сюрпризный момент для мотивирования и организации внимания детей.
Стимуляция интереса и привлечение детей к проявлению исследовательской активности.
2. Основная часть занятия.
Деятельность детей Деятельность педагога Примечание
Дети соглашаются.
Дети высказывают свои варианты.
Дети проявляют интерес к матрешке, обследуют, задают вопросы.
Дети, отвечая на вопросы педагога, сравнивают, различают.
Ответы детей индивидуальные и хоровые.
«Одна матрешка», «Самая большая», «Поменьше», «Самая маленькая»,
Дети свободно перемещаются по группе и повторяют за воспитателем танцевальные движения.
Дети свободно выражают свои мысли, чувства, желания, аргументируют свою точку зрения.
Дети свободно выбирают рабочие места, объединяются в группы, подгруппы, работают индивидуально, чтобы взять тот или иной инструмент, материал.
Дети проявляют заинтересованность к процессу и результату деятельности Каждый ребенок работает в своем темпе. Посмотрите какая матрешка яркая и нарядная.
- А вы хотите узнать как появилась такая игрушка?
- Тогда садитесь поудобнее и слушайте.
- А дело было так. Однажды, из далёкой страны привезли деревянную игрушку (показ картинки, раскроешь её, а там ещё одна, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они раскрасили её в русский сарафан с цветным фартучком, повязали на голову платочек, нарумянили щёчки. И назвали старинным русским именем- Матрёна. А ласково стали называть- Матрёша, Матрёшечка.
- Ребята, а Матрёшка у нас сегодня не одна, а со своими подружками.
- А вы знаете где найти подружек Матрёшки? (нужно Матрёшку раскрыть и подружек достать)
Вот о такой интересной игрушке я знаю стихотворенье:
Много кукол деревянных, круглолицых и румяных
В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,
Всех Матрёшками зовут!
Кукла первая толста, а внутри она пуста,
Разнимается она на две половинки,
В ней живёт ещё одна кукла в серединке,
Эту куколку открой будет третья во второй.
Половинку отвинти, плотную притёртую,
И сумеешь ты найти куколку четвёртую.
Вынь её и посмотри кто в ней прячется внутри,
Прячется в ней пятая куколка пузатая.
- Посмотрите ребята, как они похожи друг на друга, а сами мал - мала меньше.
- Скажите мне сколько стало Матрёшек? (много).
- Повторите вместе Матрёшек стало много.
- А сначала сколько было Матрёшек?
-Скажите ребята, эта Матрёшка какого размера?
-Повтори Ксюша (самая большая) Правильно.
-А следующая за ней какого размера Матрёшка? скажи Злата (поменьше) повтори Никита
- Правильно ребята, эта Матрёшка поменьше.
-Настя скажи пожалуста, последняя Матрёшка какого размера? (самая маленькая)
-Давайте скажем все вместе (самая маленькая).
-Матрёшки стоят друг за другом от самой большой до самой маленькой.
-Они очень весёлые, любят петь и плясать и приглашают вас поплясать с собой.
Выходите друг за другом и вставайте в большой круг. (Танец «Мы-весёлые Матрёшки»).
- Молодцы ребята, я думаю Матрёшкам очень понравилось как вы пели и плясали.
- Теперь садитесь на свои места, я каждому дам по Матрёшечке и попробуем про них рассказать.
- Скажите, что же надето на Матрёшке? (кофточка, сарафан, фартук)
- Правильно назвали: сарафан, фартук, фартук да не простой.
- Скажите, каким узором украшены фартуки (Цветы, листья)
- Правильно, все фартуки украшены яркими цветами и листьями.
- Скажите ребята, а что у Матрёшек на голове? (платочек)
- Платочки тоже украшены цветами. Матрёшки все яркие и красочные
- Ребята, глядя на Матрёшек давайте вспомним, какие мы учили про них потешки? (дети рассказывают потешки)
- Молодцы ребята, замечательные потешки рассказали о Матрёшках.
- А у меня для вас есть вот такие Матрёшки. (воспитатель показывает 2 больших бумажных шаблона матрешек). Скажите, они настоящие?
(они бумажные)
- А чего у них ещё не хватает? (не украшены фартуки)
- Давайте вместе украсим им фартуки. На тарелочках лежат цветы и листики, клеем надо намазать цветок или листик, и приклеить на фартук. Намазывать надо на клеёнке. Приступайте к работе.
Рассказ воспитателя, способствующий получению детьми новой информации.
Воспитатель вместе с детьми обсуждает высказанные идеи, поощряет независимые суждения.
Предупреждение переутомление детей
Развитие восприятия, внимания, памяти, наглядно-образного мышления, обогащение словарного запаса детей.
Воспитатель намечает задачу для совместного выполнения вместе с детьми.
Воспитатель предлагает способы реализации намеченной цели.
3. Заключительная часть занятия :
Деятельность детей Деятельность педагога Примечание
Дети любуются своей работой.
- Нравятся вам Матрёшки? Да.
- Очень красивые фартуки у вас получились.
- С вами мы сейчас плясали и с Матрёшками играли. За ваше старанье и уменье, Матрёшка дарит угощенье. Организует демонстрацию успешности детей.