Анна Титова
Конспект занятия по формированию представления о природных зонах «Животные степей и пустынь»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:«Животные степей и пустынь».
Цель:создание условий для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о засушливых зонахстепи и пустыни и их обитателях.
Задачи: 1. Сформировать у учащихся представление о природных зонах пустынь и степей, их животном мире.
2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и приспосабливаемостью живых организмов; умение наблюдать, рассуждать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Публикация «Конспект занятия по формированию представления о природных зонах „Животные степей и пустынь“» размещена в разделах
3. Воспитывать бережное отношение к природе, учить понимать и ощущать ее красоту.
Тип занятия : усвоение нового материала.
Форма занятия : занятие-путешествие.
Основные понятия: степь, пустыня, суховей, барханы, такыр.
Методы исследования: словесный, наглядный, частично-поисковый.
Материалы и инструменты: презентация, карточки с животными, альбом, карандаши цветные, фломастеры, карточки со словами.
Ход занятия
Технология проведения Деятельность учителя Деятельность учеников Ожидаемые результаты
I. Мотивационный момент - Все готовы к занятию? Тогда улыбнитесь друг другу. Я вижу, что настроение у всех отличное! Только с таким настроением мы сможем совершить сегодня маленькие, но очень важные открытия. Приветствие педагога. Проявление положительного отношения к учебной деятельности, формирование мотивации к учению. (Личностные УУД)
II. Постановка учебной задачи
- Попробуйте отгадать мою загадку:
Какая ширь здесь и приволье!
Куда ни глянь - полей раздолье!
Южнее полосы лесов
Лежит ковер из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, лисицам.
Здесь суховеи любят петь.
А зовется это. (Степь.) Отгадывают загадку.
Отвечают на вопрос педагога, пытаются формулировать ответы.
Самостоятельно делать выводы, грамотно формулировать высказывания (Познавательные УУД)
Ш. Формулирование темы и целей урока - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? Узнать, где расположена зона степи, каков климат, какие животные обитают в степи. Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя
(Регулятивные УУД)
IV. Основная часть
V. Заключительная
часть
VI. Итог урока
- Итак, сегодня мы совершим путешествие в степь.
- А всё, что мы увидим и узнаем, мы будем фиксировать в своих альбомах. Постарайтесь узнать как можно больше, для нас это очень важно.
- Посмотрите на экран. Что такое степь? (изображение степи на слайде)
- «Степь» - толкование означает – «быть плоским, ровным». Степь - это бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью.
1) Погода
- Как вы думаете, какая погода в степи?
Достаточно теплая:тепла в степях больше, но осадков выпадает меньше. Лето долгое, жаркое и засушливое, +25С, +30С, жара может достигать до +40С. Погода летом солнечная, сухая, с редкими дождями. Часто дуют ветры - суховеи, иногда переходят в пыльные бури. Зима короткая и теплая, но бывают холода до -20С, -30С, снега мало.
- Как вы думаете, богата ли степь животным миром? Как они смогли приспособиться к погодным условиям?
- У вас у каждого текст на столе, прочитайте какие животные обитают в степях?
(на карточках)
В степи довольно богатый животный мир.
Здесь обитают тысячи насекомых: кузнечики кобылки, мухи, в том числе и вредитель, истребляющий огромное количество растений, - саранча (рассказывает подготовленный ученик). Это крупное насекомое длиной около 6 см может перемещаться за день на расстояние до 120 км. Саранча отличается потрясающим аппетитом – каждая из них съедает за лето столько корма, сколько хватило бы для двух овец.
Среди степных животных много грызунов.
Это суслики, хомяки, сурки, слепыши.
- Какие грызуны можно встретить в степях.
-А почему их называют грызунами?
(показать схему)
-Давайте правильно напишем название животного «слепыш»
У слепышей вытянутое тело, короткие лапки, длинные когти.
-Как вы думаете, зачем ему длинные когти?
Глаз у слепыша нет, вместо них небольшие рубцы, прикрытые кожей. Зато на задней части тела слепыша есть специальные волоски, с помощью которых он чувствует и ориентируется в пространстве.
- Как вы думаете, чем они питаются?
- Почему эти животные роют норы?
- За ними охотятся хищные птицы: орел, коршун, ушастая сова; а также змеи, которых здесь много.
- В степи нет деревьев, а где же птицы делают себе гнёзда?
-Встречаются в степи и копытные — антилопы, сайгаки.
- Почему мало крупных животных?
- Как животные приспособились к условиям степей?
- Многим животным грозит опасность, и некоторые из них занесены в Красную книгу.
- А сейчас я предлагаю вам закрыть глаза, сесть как вам удобно. Я вам буду читать, а вы должны представить место, куда мы с вами попадём.
Куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, ни травинки только песок, песок….
- Вы слышали раньше, что такое пустыня?
- Как вы думаете, какие там погодные условия?
- Богата ли пустыня животным миром?
В пустыне очень много песка. Когда дуют ветра, то образуются барханы. Барханы – это неустойчивое скопление сыпучего песка, ничем незакреплённое.
Так как в пустыне беспощадно палит солнце, то на земле образуется такыр -высыхание почв в пустыне.
Игра «Распредели на группы»
Задание: на столе лежат карточки животных, нужно распределить их на 2 группы : животные степей и животные пустынь.
Тушканчик, суслик, маленькая лисичка Фенек, рогатая гадюка, хомяк, скорпион, верблюд, варан, слепыш, антилопа.
- Пора нам подвести итог нашему занятию, подошло к концу наше путешествие. Мы возвращаемся домой.
- В каких местах мы сегодня были?
- Что вам показалось наиболее интересным?
- Что вы запомнили?
- С какими животными познакомились, где они обитают?
- Как они приспособились к условиям обитания?
- Напоследок, я бы хотела провести с вами игру «Когда так говорят?»
«Львиная грива». (О человеке, у которого на голове пышная, огромная причёска, много волос).
«Крокодиловы слёзы». (Человек, который плачет крупными, большими слезами).
«Топает, как слон». (Это тяжелая походка у человека).
«Волчий аппетит». (Человек, который очень голоден).
- Всем спасибо за занятие!
- Если кто-то дома найдет что-то о животных степи и пустыни, поделитесь с нами на следующем занятии. Пытаются формулировать ответы.
Ответы и предположения детей
Запись в альбомах слова «степь».
Запись нового слова «суховеи».
Работа в парах. После прочтения анализ прочитанного.
Предположения детей.
Ответы детей
Зверьки спасаются от летнего зноя и зимних холодов.
Спасаются от врагов.
Предположения детей
Негде спрятаться.
Рассматривают картинки животных и делают выводы : Защитная окраска, небольшие размеры, роют норы, гнёзда на земле, быстро бегают.
Ответы детей.
Обсуждение ответов детей.
Обсуждение, какие животные относятся к той или иной группе.
Рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Делают самооценку.
Самостоятельно делать выводы, грамотно формулировать высказывания (Познавательные УУД)
Совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД)
Извлекать информацию, представленную в разных формах. (Познавательные УУД)
Выдвижение предположений и их обоснование;
самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера (Познавательные УУД)
Оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД).
Оценка своих достижений, осознание трудностей. (Регулятивные УУД)
Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. (Познавательные УУД)
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностные УУД)