Елена Сидорова
«Жаворонки» Конспект интегрированного занятия по музыкально — изобразительной деятельности для детей 4–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
20 марта - день весеннего равноденствия, встреча весны.
Цель: - прививать любовь к родной земле, её прошлому, настоящему.
Задачи:
- расширять кругозор детей, познакомить с народной традицией встречать весну;
- познакомить детей с ритуальной выпечкой – жаворонками;
- научить приёмам лепки жаворонков из теста;
- развивать умение музыкальной импровизации.
Ход занятия
Публикация «„Жаворонки“ Конспект интегрированного занятия по музыкально — изобразительной деятельности для детей 4–6 лет» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Перелетные птицы
- Подготовительная группа
- Сороки, Жаворонки. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Часть групповой комнаты, или зала оформлено в фольклорном стиле. Звучит аудиозапись песенок – веснянок, у самовара две весёлые хозяюшки - казачки Семёновна и Мироновна. Дети и воспитатель стучатся в дверь и входят.
Воспитатель и дети- Утро доброе, хозяюшки.
Позвольте в хату войти,
В хату войти,
Да на лавочку сесть.
Семёновна- Проходите детки милые, да рассаживайтесь поудобнее.
Мироновна- Присаживайтесь, да к нашей хате приглядывайтесь.
Семёновна- Наша хата мала, да ровно тепла.
На дворе капель, так и у нас тепель!
Воспитатель- Мы веснянки услыхали
И к вам в гости прибежали!
Мироновна- Где веснянки поют – там и весело живут.
Правда, Семеновна?
Семёновна- Правда, Мироновна!
А не рассказать ли нам детям сказку?
Или небылицу?
Мироновна- Нет, лучше быль, про то, как люди в старину на Кубани веселились, игры играли да весну встречали…
Семёновна- Ну что ж, можно и небылицу, а можно и бывальщину. В старину много обычаев да праздников было. Иных и не упомнишь уже. В те времена умел народ радоваться и веселиться. Молодые мы тогда с Матреновной были, да вот как вы сейчас. Помнишь Мироновна?
Мироновна - Помню, Семеновна… Пожаловала к нам, в наш родимый край, Весна. Да не та весна – обманщица, у которой солнышко вперемешку с ветром студеным, дождиком колючим и морозцем трескучим, а пожаловала Весна – красна! Махнула она одним рукавом – расстелила кругом ковры зеленые, да цветы расписные. Махнула другим – водрузила на трон небесный солнце ясное, солнце красное.
(В это время демонстрирует рушник, вышитый цветами и растительным орнаментом.)
Мироновна - Полетели по небу птицы дивные, распрекрасные. (Демонстрирует ветку с прикрепленными к ней бумажными птичками – жаворонками.)
Семёновна - И кликнула тогда Весна – красна:
"Эй, казаки да казачки! Я – Весна – красна, вам тепла принесла! Будет вам по хатам сидеть! Выходите на улицу веселиться, играть, да песни петь!
Мироновна- Думал народ, как Весну – красну благодарить за солнце, тепло, ласку. И запел на весь свет «Весну – красну». Я буду петь, а вы - помогайте, весело подпевайте! Вот так (поёт): "Весна-красна на весь свет!"
Казачья припевка «Прилетели жаворонки».
Мироновна запевает, дети подхватывают:
1. Ой, прилетели жаворонки
(все) – Весна – красна на весь свет!
2. Ой, приносили желудочки
(все) – Весна – красна на весь свет!
3. Ой, уронили, потеряли
(все) – Весна – красна на весь свет!
4. Скоро дудочки тут вырастали
(все) – Весна – красна на весь свет!
Мироновна- А вы, детушки милые, детушки румяные да улыбчивые, рады ли вы, что Весна – красна и к вам пришла? Так давайте с вами на радостях веселый перепляс устроим. Будем ладошками солнышко звать, да ему рукоплескать. А как музыка замолкнет – сразу птичий гомон начинайте: кто вороном покаркает, кто соловушкой посвистит, кто воробушком почирикает, а кто и на свистульке посвистит. Пока музыка играет, вы танцуйте, а как музыка смолкнет - птицами становитесь! Начинаем веселый перепляс да пересвист.
Игра- пляска (импровизация) с музыкальными инструментами.
Звучит любая плясовая, например кубанская песня «Трава, моя трава», дети пляшут. По окончанию звучания музыки с помощью свистулек, дудочек изображают пение птиц.
Мироновна- Славно поплясали, славно птичками пощебетали. Даже на улице стало теплее, а на сердце веселее! Вот ещё бы таких птичек из теста вылепить, как в старину.
Семёновна-А отчего же не вылепить, если тесто почти готово! Сначала тесто долго сидело в большой миске в самом теплом месте (достает). Оно пыхтело, пыталось вылезти наружу. Но я не давала ему спуска и крепко уминала в квашне. Зато сейчас, когда будет пора уже выходить, посмотрите, как оно начнёт цепляться за стенки (вываливает тесто на стол). Ох, и начнётся сейчас главное веселье! Сначала мы попляшем на нем, посыпав мукой, затем начнём мять и хлопать ладошками. Но оно не сердится, только вздыхает: «Уф! Уф!»
- Хватит меня мять,
Хватит бить и валять
Не пора ли детям в руки отдать?
- Пора, тестечко, давно пора!
Музыка (фон – любая лирическая казачья песня, тесто разделяется на порции, отдаётся детям, те лепят жаворонков по показу взрослых.
Мироновна- Пора жавороночков печь. Но прежде, чем в печь посадить, нужно бы песенку выучить. Это для того, чтобы наши птички быстрее подрумянились.
Звучит в исполнении взрослых старинная казачья закличка «Жавороночек – дуда», затем разучивается детьми с голоса:
«Жавороночки – дуда,
Прилетите к нам сюда.
Принесите нам весну.
Принесите нам красну.
Долго мы прождали,
Лета не видали.
Всю муку умяли,
Всю кудельку спряли».
Противень с жаворонками относится на кухню. Дети этим временем одеваются, наряжают себя платками, выходят на улицу.
Мироновна и Семёновна - А вот и жавороночки поспели! Поднимите наших птичек повыше! Пусть солнышко красное увидит их, да ещё сильнее пригреет.
Дети на улице с поднятыми на палочках жаворонками, повторяют закличку, угощаются птичками, играют в подвижные народные игры. Как правило, лепят два жаворонка. Второй несут домой близким.