Баричевская Александра
Конспект занятия «Взаимосвязь и взаимодействие живых организмов в природе» на основе сказки В. Бианки «Сова»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать элементарные экологические представления средствами художественной литературы (произведение В. Бианки «Сова»)
Программное содержание:
1. Развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между животными и растениями (выстраивание звеньев «экологической цепочки» на основе произведения В. Бианки «Сова»).
2. Углублять представление детей о понятии «экологическая цепочка».
Публикация «Конспект занятия „Взаимосвязь и взаимодействие живых организмов в природе“ на основе сказки В, Бианки „Сова“» размещена в разделах
- Бианки В. В.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сова, совушка, совенок, совята
- Сова. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- «Сова», Бианки В.В.
- Темочки
3. Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: «Обидел человек сову, и пострадал сам»
4. Закреплять умение передавать свое отношение к природе в продуктивных видах деятельности.
Словарная работа: «белить» (чай с молоком, «шмель»-«шмели»; «экологическая цепочка», «кормовистый» (клевер) «уваживать» (уважать).
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Предварительная работа: чтение сказки В. Бианки «Сова»; рассматривание иллюстраций с изображением насекомых, грызунов, птиц, травянистых растений, животных, дидактические игры с экологическим содержанием, целевые наблюдения и прогулки.
Материал и оборудование:
- Демонстрационный материал по сказке В. Бианки «Сова»;
- Иллюстрации на тему: «Человек и природа»;
- Раздаточный материал для создания медали «Мы – защитники леса»;
- Цепочка или бусы;
- Фланелеграф, магнитная доска;
- Игрушка сова;
- Аудиозапись «Звуки природы».
Ход занятия:
В: Ребята, сегодня к нам на занятие прилетела из леса гостья.
(Сюрпризный момент с игрушкой – совой)
Сова : Здравствуйте, дети! Я-Совушка-Сова, большая голова, уши торчком, нос крючком. Скажите, в какой сказке так же называл меня один старик?
(ответы детей)
Воспитатель. Да, правильно, «Сова»! Кто автор этой сказки? Верно, автор - Виталий Валентинович Бианки.
(педагог использует наглядный материал)
Воспитатель: Кто еще главные герои сказки?
Скажите, зачем старику нужна была сова?
Д: Мышей ловить.
В: Что будет, если сова перестанет ловить мышей?
Д: Мышей станет много и они съедят всех шмелей.
В: Что будет, если на лугу не станет шмелей?
Д: Не будет клевера.
В: Что будет, если на лугу не будет клевера?
Д: Корова останется голодной.
В: Что будет, если корова останется голодной?
Д: Старик останется без молока.
В: Я вижу, вы хорошо помните сказку, молодцы!
В: Почему Сова перестала ловить мышей? (Обидел ее старик, не захотел с ней дружить). Получается, что в природе все взаимно связано, все зависит друг от друга – обидел человек птицу, в результате сам и пострадал. Такая зависимость друг от друга называется экологическая цепочка. Давайте вместе повторим это слово. Почему используется слово «цепочка»? (ответы детей)
В: Верно, ребята! Потому что в цепочке каждое звено связано друг с другом. Если выпадает хотя бы одно звено, то разрушается вся цепочка
(при этом педагог демонстрирует цепочку или бусы).
В: давайте мы с вами построим экологическую цепочку с героями нашей сказки «Сова»
(педагог использует наглядный материал, игрушку сова)
В: Что произошло, когда сова перестала летать на луг?
Что стали делать мыши?
Шмели нужны лугу?
Кому был нужен клевер?
Что произошло с клевером на лугу?
Что произошло с коровой?
Вот такая цепочка у нас получилась: сова – мыши – шмели – клевер – корова – человек.
Каждое звено этой цепочки важное. При исчезновении хотя бы одного звена, нарушается вся цепочка, что может привести к гибели живых организмов. В сказке В. Бианки «Сова» такого не произошло. Сова простила старика? Все стало хорошо. Экологическая цепочка сова – мыши – шмели – клевер – корова – человек восстановилась.
Воспитатель: Давайте немного поиграем с нашей гостьей: встанем и на минутку превратимся в «совушек».
Совушка - сова, большая голова.
(руки положим на голову, покачаем головой из стороны в сторону,
На суку сидела
(не убирая рук с головы, покрутим ею из стороны в сторону,
Головой вертела, мышек увидала, крылами замахала.
(машем руками)
В: Скажите, а человек входит в экологические цепочки? (ответы детей)
В: Да. Человек входит в экологические цепочки.
В: Человек – это часть природы. Нам, людям, важно делать все, чтобы сохранять живые экологические цепочки.
Какие действия человека могут навредить природе? (ответы детей).
Какие действия помогают сохранить экологические цепочки? (ответы детей).
Какие вы знаете правила поведения человека на природе? (ответы детей)
(изготовление открыток «Мы - защитники леса!»)
Эти правила мы с вами отобразим на открытке, мы с вами сделаем открытки «Мы - защитники леса!». Каждый из вас выберет себе любую картинку, где будут изображены различные ситуации поведения детей на природе. Картинки, где вы увидите правильное поведение детей - обведете зеленым цветом, а если на картинке неправильное поведение – зачеркнете красным цветом двумя линиями, этот знак будет обозначать: «Так делать нельзя!»
Дети работают с картинками, фоном служит музыкальное сопровождение
«Звуки природы» по ходу работы воспитатель осуществляет индивидуальную работу с детьми
В: Эти открытки вы можете подарить своим друзьям и близким.
В: Дети, с кем мы сегодня повстречались на занятии? (ответы детей) Мы повстречались с Совушкой-совой, которая напомнила о прекрасном произведении В. Бианки «Сова». Вы сделали чудесные открытки, и я надеюсь, что вы будете большими друзьями природы.
Сова : Мне очень понравилось играть с вами, но мне пора обратно в лес. До свидания!
В: Спасибо, ребята! Молодцы!