Баймашкина Н. И.
Конспект занятия во второй младшей группе «Блокада Ленинграда»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия во второй младшей группе на тему «Блокада Ленинграда»
Цель: Ознакомление детей с историческим моментом нашей страны – Великой Отечественной войной, блокадой Ленинграда (Санкт – Петербурга, развитие словарного запаса, воспитание патриотических чувств.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект занятия во второй младшей группе „Блокада Ленинграда“» размещена в разделах
- познакомить с историей нашей страны – Великой Отечественной войной, блокадой Ленинграда (Сант – Петербурга);
- формировать умение внимательно слушать и анализировать услышанное;
- способствовать развитию интереса к истории нашей Родины.
Развивающие:
- пополнять знания о Великой Отечественной войне, Блокаде Ленинграда;
- развивать речь, пополнять словарный запас;
- уметь правильно формулировать свои мысли;
- развивать интерес к музыкальным произведениям.
Воспитывающие:
- развивать умение сопереживать, сочувствовать;
- испытывать гордость за свой народ, свою Родину;
- воспитывать уважение к военным и людям старшего поколения;
- воспитывать бережное отношение к хлебу и другим продуктам питания.
Предварительная работа:
- беседы о войне;
- чтение художественной литературы о войне и военных;
- рассматривание иллюстраций с изображением военной техники;
- прослушивание песен о войне;
- беседа о домашнем растении – фикусе.
Методы и приемы:
Наглядные:
- рассматривание фотографий военных лет, карточек с изображением военной техники, фотографий города Ленинграда (Санкт – Петербурга).
Практические
- беседа,
- использование художественной литературы,
- прослушивание музыкальной композиции.
Игровые
– использование тематической физкультминутки.
Материалы и оборудование:
настенная доска, фотографии военных лет, карточки с изображением военной техники, фотографии города Ленинграда (Санкт – Петербурга, отрывок из книги В. Семенцевой «Лист фикуса», небольшой кусок серого хлеба, запись песни «Вставай страна огромная», запись воздушной тревоги
Ход занятия
Сегодня мы поговорим о блокадном Ленинграде. Хоть вы еще маленькие, но по книгам, фильмам и рассказам взрослых тоже знаете о страшной смертоносной войне с фашистами, которую наша страна выиграла в жестокой битве. Много лет тому назад, когда нас ещё не было на свете, была Великая Отечественная Война с фашистской Германией. Это была жестокая война. Она принесла много горя и разрушений. Беда пришла в каждый дом. Эта война была самым страшным испытанием для народа.
Кто же напал на нашу страну?
В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Война ворвалась в мирную жизнь ленинградцев. Город тогда назывался Ленинградом, а его жители - ленинградцами. В начале войны родилась замечательная песня. Она звала на борьбу народ: «Вставай, страна огромная!» И весь русский народ встал на защиту своей Родины!
Звучит фонограмма песни «Вставай страна огромная»
Очень скоро враги оказались рядом с городом. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали Ленинград. Полыхали пожары, падали на землю убитые. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить его блокадой. Фашисты окружили город, перекрыли все выходы и входы в город. Город оказался в блокадном кольце.
-Что такое блокада? Это осадное кольцо, в которое взяли город.
Проводится игра: собери картинку «Танк» и «Самолёт»
Но жители Ленинграда, ленинградцы – мужчины, женщины, пожилые люди, дети, проявляли стойкость и мужество, и всеми силами поднялись на защиту города.
Город регулярно обстреливали с воздуха по 6-8 раз в сутки. И звучала воздушная тревога
Запись воздушной тревоги
Когда люди слышали такой сигнал, то все прятались в бомбоубежище, и чтобы их успокоить по радио звучал звук метронома, который напоминал звук биения сердца, говорившим людям, что жизнь продолжается.
-А что такое бомбоубежище? (Это специальные помещения под землёй, где можно было укрыться от бомбёжки)
Жизнь в городе становилась всё труднее.
Эту девочку, (показ фотографии и ее записи) которая не дожила и до 15 лет, всегда вспоминают в связи с блокадой Ленинграда. Она – символ тех страданий, которые перенесли все его жители. Её дневник, состоящий всего из девяти записей, передает весь ужас и чувство безнадежности, которые охватывали её душу, когда один за другим уходили все её близкие. Таня (Татьяна Николаевна) Савичева родилась 23 января (по другим данным - 25 января) 1930 года в селе Дворищи под Гдовом (Псковская область, а выросла, как и ее братья и сестры, в Ленинграде. Таня была пятым и самым младшим ребёнком в семье — у нее было две сестры и два брата. Летом 1941 года Савичевы собирались уехать из Ленинграда, но не успели, война застала их врасплох. Им ничего не оставалось кроме того, чтобы остаться в блокадном городе и помогать по мере сил фронту, надеясь на окончание этого ужаса. Записная книжка досталась Тане в память о старшей сестре Нине, пропавшей без вести во время обстрела. В семье её все считали погибшей. Тогда Таня и стала делать свои страшные записи:
«Женя умерла 28 декабря в 12.00 час. утра. 1941 г.»
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня. 1942 г.»
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.»
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 г.»
«Дядя Леша 10 мая в 4 часа дня. 1942»
«Мама - 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Савичевы умерли»
«Умерли все»
«Осталась одна Таня»
Таню нашли в её доме служащие санитарных команд, обходившие ленинградские дома в поисках выживших. Её вывезли в поселок Шатки Горьковской области вместе со многими сиротами, такими как она, но спасти девочку уже не удалось. Таня Савичева умерла 1 июля 1944 года в поселке Шатки, так и не дожив до Победы, так и не узнав, что ее сестра Нина и брат Миша живы, что она не одна. Дневник Тани стал одним из доказательств обвинения на Нюрнбергском процессе, а сегодня он выставлен в музее истории Ленинграда, его копия — в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища. Сама же Таня навсегда осталась в памяти тех, кто выжил в эти страшные годы.
Воспитатель:
В самый тяжелый период блокады нормы выдачи хлеба были очень маленькими. Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день (показ). И все, больше ничего — только вода, за которой ходили на Неву. Из последних сил везли воду домой, ведь там ждали те, кто уже совсем не мог ходить. Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод.
За мужество и героизм город Ленинград получил звание «Город-герой»
Наше занятие закончилось. Мы говорим спасибо всем, кто отстоял этот город. За наше мирное небо, за наше счастливое детство.
Память о них мы сохраним в наших сердцах.
Воспитатель: -Ребята за чем говорить о блокаде?
(ответы детей)
Ребята что нового вы узнали на занятие?
(ответы детей)
Что вам запомнилось больше всего?
(ответы детей)
Воспитатель: -Ребята вы молодцы, можете быть свободны, до новых встреч!