Галина Хомушку
Конспект занятия «Вянет, вянет лето красно, улетают ясны дни…»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
Цель: учить детей замечать изменения в природе, происходящие ранней осенью. Различать виды деревьев по коре и форме (береза, тополь, клен, дуб). Обобщить знания об однолетних растениях (пастушья сумка, ромашка, о многолетних (одуванчик, мать-и-мачеха) : однолетние успели расцвести, дать семена и засохнуть, а у многолетних остаются в земле корни (они много лет на одном и том же месте). Закрепить знания о перелетных птицах, сравнить их с постоянно зимующими (воробей, ворона, галка). Продолжать учить чувствовать красоту осенней природы.
Публикация «Конспект занятия „Вянет, вянет лето красно, улетают ясны дни…“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лето
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Оборудование: Старичок -паркович, презентации «Осенний лес», «Цветы», картинки деревьев, цветов, семена, горшок.
Ход
Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения А. Пушкина:
…Унылая пора! Очей очарование!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье.
Воспитатель. О каком времени года Александр Сергеевич Пушкин написал это стихотворение?
Дети. Об осени.
Воспитатель. А как вы догадались об этом. (Дети называют приметы осени.)
Воспитатель. Почему поэт начинает свое стихотворение со слов «унылая пора», как вы думаете? (Ответы детей.)
Воспитатель. А какой сегодня день?
Дети. Ясный, ветреный.
Воспитатель. Как вы догадались, что сегодня ясная погода?
Дети. Светит солнце, облака не закрывают все небо.
Воспитатель. А что вы почувствуете вы, если подставите щеку?
Дети. Оно еще греет, ощущается его яркий свет.
Воспитатель. А если закроете глаза?
Дети закрывают глаза и описывают свои ощущения.
Дети. Тепло солнца, легкое дуновение ветра, как он скользит по щекам.
Дети открывают глаза и видят сидящего старичка.
Воспитатель. Дети, кто это? Давайте спросим у него.
Старичок. Я Старичок -парковичок, я живу в парке, слежу за порядком, чтобы все изменялось вовремя, расцветали и увядали травы, вовремя опадали листья и улетали птицы. Вот я пришел в гости к вам. Хотите, мы вместе с вами прогуляемся по парку, и поиграю с вами?
Дети соглашаются, и Старичок -парковичок ведет их по парку. (Показ слайда «Осенний лес».) Старичок -парковичок находит в траве и показывает на растение «мать-и-мачеха». (Показ слайда.)
Старичок. Как называется это растение? Расскажите, что вы знаете о нем?
Дети. У это растения лист с одной стороны мягкий и теплый - это мать, а верхняя сторона холодная-мачеха. Весной появляются желтые цветочки, а летом - растения.
Старичок. Молодцы! А с каким растением путают иногда мать-и-мачеху?
Дети. С одуванчиком.
Старичок. А почему путают. Догадайтесь?
Дети рассматривают оба растения, сравнивая картинки мать-и-мачехи и одуванчика.
Рассказ Старичка -парковича. Цветки желтые у обоих растений, но у одуванчика стебель голый, без листьев, а у мать-и-мачехи с чешуйками. Желтый цветок мать-и-мачехи расцветает ранней весной, а одуванчика – когда уже проявляются листья. Пройдет некоторое время, и он станет белым шаром. А сейчас уже оба растения отцвели, но в земле остались корни. Корни остаются зимовать в почве, а листочки отомрут. Растут они на одних и тех же местах много лет, поэтому их называют многолетними. А есть и однолетние растения.
Старичок. Какие из них вы знаете?
Дети. Пастушья сумка, ромашка.
Старичок. Правильно, дети! Попробуйте найти их среди цветов. (Показ слайда.)
Дети находят и показывают Старичку.
Старичок. Остается корень на зиму у этих растений?
Дети. Нет. Он отмирает. Семена разлетаются повсюду, и цветы вырастут на новом месте.
Старичок. Вот и вам принес их семена.
Воспитатель. Спасибо, тебе Старичок -парковичок, за твой рассказ. Давайте, дети, засеем семена растений.
Дети сажают семена вместе со Старичком.
Воспитатель. Старичок- парковичок, а деревья ты хорошо в своем парке знаешь?
Старичок. Конечно.
Воспитатель. А вот мы посмотрим. Сейчас наши дети загадки будут загадывать, а ты отгадай, про какое дерево они тебе говорят, садись и слушай.
Дети рассказывают рассказы-загадки, составленные ими самими, например: «У этого дерева кора белая с черными точками, ветки очень тонкие, растет в любом месте. Ее все называют кудрявой и стройной. Кору этого дерева используют для поделок, и называю берестой». («Береза»)
Используя этот рассказ в качестве примера, дети описываю по схеме те деревья, которые есть в парке (тополь, клен, дуб).
Старичок. Я вижу, вы много знаете о деревьях, поэтому я хочу поиграть с вами в игру «С чьей ветки детки».
Игра «С чьей ветки детки».
Старичок раздает всем по осеннему листику и предлагает найти соответствующее дерево (картинки деревьев). Дети находят дерево и называют его.
Воспитатель. А мы еще раз полюбуемся ярким разноцветным нарядом деревьев
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, желтый, золотой,
Как красив ты, лист цветной!
А ветер щеки толстые
Надул, надул, надул
И на деревья пестрые
Подул, подул, подул!
Красный, желтый, золотой
Облетел весь лист цветной.
(Аудиозапись звука ветра).
Воспитатель предлагает детям побегать по листьям, послушать, как они шуршат под ногами.
Воспитатель. Старичок -парковичок, а знаешь ли ты, что по отдельным деревьям можно узнать о приближающейся погоде? Послушай-ка, что скажут тебе детки.
Дети называют приметы:
- если осенью лист березы начинает желтеть сверху – к ранней весне, а снизу – к поздней;
- раннее цветение рябины – признак устойчивого тепло, если она расцветает позднее обычного – к долгой осени:
- если в начале октября лист с березы опадает не полностью – к позднему снегу и к холодной зиме;
- много рябины – к дождливой осени и к сильным морозам зимой, а мало- к сухой осени;
- если шишки на ели растут низко- к ранним морозам, а если высоко- к холодам в конце зимы и др.
Старичок. Молодцы, дети. Мне нравится общаться с вами. А знаете ли вы, что окрашивает листья на деревьях в разные цвета?
Дети. Свет, а свет дает солнце.
Старичок. Правильно. А мы могли бы жить без солнца?
Дети. Нет.
Старичок. Давайте попросим здоровья у солнышка.
Старичок - парковичок предлагает детям прочесть закличку с движениями.
Физминутка
Солнышко красно!
Гори, гори ясно!
В небе пташкой залети,
Нашу землю освети,
Чтоб садам и огородам
Зеленеть, цвести, расти!
Солнышко красно!
Гори, гори ясно!
В небе рыбкой проплыви,
Нашу землю оживи,
Всех на свете ребятишек
Обогрей, оздорови!
Старичок. Мы попросили у солнышка здоровья, а сейчас давайте чуть- чуть отдохнем – и послушаем.
Дети закрывают глаза и слушают пение птиц. (Аудиозапись звука пения птиц.)
Старичок. Открывайте глазки. Что вы услышали?
Дети. Пение птиц.
Старичок. Это птички моего парка поют. Какие птицы улетают от нас?
Дети. Ласточки, скворцы, грачи.
Старичок. А какие остаются?
Дети. Вороны, воробьи, сороки, галки.
Старичок. Давайте подумаем, почему они остаются? (Ответы детей.) а теперь поиграем в «Улетают – не улетают». Я назову птиц. Если они осенью улетают, вы машете руками, как крылышками, если нет – приседаете, говоря при этом слово – признак (ворона хитрая).
После проведенной игры Старичок благодарит детей, прощается и машет рукой.
Воспитатель также благодарит детей, спрашивает у них, что они узнали.