Татьяна Ловчикова
Конспект занятия «Звуковая культура речи» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия с детьми старшей группы
по ОО «Речевое развитие».
Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч.
Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Бах-бах»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Форма занятия: групповая.
Цель: учить детей дифференцировать звуки ц-ч. Познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Бах-бах (перевод с англ. М. Боровицкой)
Программные задачи:
Публикация «Конспект занятия „Звуковая культура речи“ в старшей группе» размещена в разделах
Обучающие:
Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков Ц-Ч
Учить различать на слух и отчетливо произносить звуки Ц и Ч.
Развивающие:
Продолжать развивать фонетический слух.
Развивать интонационную выразительность речи.
Развивать воображение, активность, творчество, через знакомство с новым стихотворением.
Воспитательные:
Воспитывать умение слушать друг друга.
Воспитывать положительный эмоциональный отклик от прослушанного стихотворение.
Предварительная работа:
Дидактическая игра «Звуки», рассматривание предметных и сюжетных картинок.
Методы и приёмы:
сюрпризные моменты: игровое упражнение, фонетическая зарядка.
Словесные приемы: использование художественного слова, объяснение, беседа,
наводящие вопросы, положительно стимулирующие оценивание – поощрение.
Наглядные: рассматривание картинки.
Учебно-методический комплект: Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения
до школы» под. ред. Н. Е. Вераксы, 2017 г;
Оборудование и материалы: картинки с изображением предметов в названии которых есть звук Ц или Ч, иллюстрации к стихотворению «Ба-бах».
Организационный момент
Игровое упражнение «Закончи слово»
• Мальчик сначала подошел к дому, а потом от него … (отошел)
• Утром ребята пошли в гости, а вечером (ушли)
• Мальчик вошел в комнату, а потом он (вышел)
Молодцы, ребята. Мы с вами провели небольшую разминку.
Что мы делали? (Говорили, заканчивали предложение).
Правильно. Мы разговариваем, говорим слова, предложения из слов. что мы произносим чтобы получилось слово. (звуки)
Не все звуки получается правильно произносить. Но мы с вами для этого и проводим занятия по развитию речи.
Основная часть
Послушайте какой звук я произношу.
Ц-Ц-Ц.
Ч-Ч-Ч
Сегодня мы будем учится правильно произносить звук Ц и Ч. Определим, есть ли звук Ц или Ч в слове.
Но чтобы правильно произносить звуки и слова. Нам нужна разминка артикуляционная гимнастика.
«Улыбка». Надо растянуть губы в улыбке и удерживать их в таком положении.
«Трубочка». Губы вытягиваются вперед трубочкой, как будто это хобот слона или трубочка.
«Бублик». Зубы сомкнуты, губы округлены и вытянуты вперед. Важно, чтобы было видно и верхние, и нижние резцы.
(Источник Kukuriku - Все о детях и для детей: https://kukuriku.ru/razvitie/rech/sredstva/artikulyacionnaya-gimnastika/)
Фонетическая зарядка
Как подзывают цыплят? (Цып-цып-цып)
Как зовут муху, которая пошла на базар и купила самовар? (Цокотуха)
Как поют ножницы? (Чик-чик-чик)
С помощью какого предмета можно узнать, который час? (часы)
Цо-цо-цо-цо - на тарелочке яйцо.
Цы-цы-цы-цы - есть ягненок у овцы.
Ча-ча-ча - горит в комнате свеча.
Чу-чу-чу - молоточком я стучу.
(дети проговаривают чистоговорки)
Молодцы. Посмотрите на картинке есть предметы, в названии которых есть звук Ц или звук Ч.
Покажите предмет, в названии котором мы слышим звук Ц. (ребенок показывает картинку и проговаривает слово, четко произносит звук Ц)
Покажите предмет, в названии котором мы слышим звук Ч. (ребенок показывает картинку и проговаривает слово, четко произносит звук Ч)
Правильно ответили все из вас.
Поиграем еще в одну игру.
Если вы услышите в слове звук Ц, вы хлопните в ладоши. А если в слове звук Ч, вы поднимите руки вперед.
Цапля, курица, часы, кольцо, мяч, перчатки, пуговица, спички, чай.
Физкультминутка
«Часы»
Тик-так, тик-так-
Все часы идут вот так:
Тик-так.
Дети наклоняют голову то к одному к плечу, то к другому, как часики.
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так.
Дети раскачиваются в такт маятника. Ноги вместе, руки на поясе.
Налево – раз, направо – раз,
Мы тоже можем так.
Тик-так, тик-так.
На счет «раз» дети наклоняют голову к правому плечу, потом – к левому, как часики.
Посмотрите у вас на столах лежат картинки. Возьмите одну картинку и проговорите (не громко, не мешая другим детям) название изображенного предмета, подумайте какой из звуков встретился в вашем слове.
Все, у кого в названии звук Ц собирайтесь вокруг цыпленка.
А дети у кого в слове звук Ч, собирайтесь вокруг черепахи.
Я очень рада что все выполнили задание правильно. Спасибо ребятам, которые помогли детям правильно найти свой круг.
А сейчас, я вам прочитаю одно очень интересное стихотворение. Его написал
Дж. Ривза «Шумный Бах-бах»
В очень громких сапогах
Ходит по лесу Ба-бах!
И заслышав этот звук,
В ветках спрятался тук-тук,
На сосну взбежал Цок-цок,
В чащу кинулся прыг-скок;
Чик-чиришка в листья - порх!
Шебуршонок в норку – шорх!
Тихо, тихо все сидят
И, хихикая, следят,
Как шумит в лесу Ба-бах
В очень громких сапогах.
Скажите какое это стихотворение по характеру? (веселое)
По тексту стихотворения вместе с детьми определяем какие герои встретились в лесу, кто спрятался в лесу.
Проговариваем вместе текст стихотворения вместе с детьми. Четко произносим слова с звуками Ц и Ч.
Вы, ребята, сегодня все молодцы.
Что вам запомнилось, чему научились на занятии.