Екатерина Луценко
Конспект занятия в старшей группе «Часы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста.
Образовательная область «Познание».
Тема: «Часы».
Цель: познакомить детей с часами, как прибором для измерения времени. Систематизировать знания о видах часов и истории их возникновения. Дать представления о временных интервалах. Упражняться в формировании прилагательных. Развивать внимание, логику.
Материал к занятию :
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Часы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Демонстрационный: картинки цветочных часов, солнечных часов, водяных часов, модель песочных часы. Презентация "Часы".
Ход занятия:
1. Приветствие.
2. Беседа.
В. Ребята, отгадайте загадку. Догадайтесь, о чем в ней говорится:
Есть пешеход в твоем дому
Всю ночь, всю ночь не спать ему.
Дорогой прямо в новый день
Ему шагать не лень, не лень.
Ты в нем пружинку подкрути –
Тебе –то спать – ему идти.
Ты спишь, ты спишь, а он не спит,
Он не устал и не сердит,
Он говорит тебе вот так:
Я на чеку, тик-так, тик-так,
Пока я стрелками иду –
Не подведу, не подведу,
Тебя разбудит мой звонок.
Ты встретишь утро точно в срок.
В свой детский сад ты не проспишь.
Вот так, тик-так,
Усни малыш!
В. Ребята, о чем говорится в этом стихотворении?
Ответ детей. (О часах).
В. Дети, какие виды часов вы знаете? Нам поможет словесная игра «Продолжи предложение».
Вот часы висят на стене, значит они. (настенные)
А эти стоят на столе, значит они. (настольные)
Эти часы, человек носит на руке, они (наручные)
А вот эти часы необычные, старинные, их носят в кармане (карманные)
Есть часы, которые стоят на полу, они (напольные)
Даже на башне Кремля есть часы (башенные)
Это часы по которым можно узнать время, если следить за цветами (цветочные)
А эти часы измеряют время с помощью солнца (солнечные)
В этих часах отмеряет время вода (водяные)
А эти часы -точные!
В них песчинки текут-
Секунды бегут!
Как песчинки собрались,
Холмиком улеглись
В колбочке из стекла
Так и минута прошла.
Какие это часы (песочные)
В. А для чего нам нужно знать точное время?
Ответ детей. (Не опаздывать в детский сад, школу, на работу, на поезд, на спектакль, на важную встречу).
В. Ребята, а вы знаете, что часы не всегда были такими, какими мы привыкли их видеть. Еще в глубокой древности люди подметили, что как только всходило солнце на небе, от него начинала падать тень на деревьях. И люди изобрели первые солнечные часы. А пользовались они ими следующим образом. Люди чертили на земле большой круг, в середину круга они вставляли высокую палку, а по кругу делали деления: час, два, три и так до 12. В течение дня солнце двигалось по небу, и тень от палки перемещалась от деления к делению.
Презентация "Часы"
В. Ребята! А как вы думаете, всегда ли работали солнечные часы? А почему?
Ответы детей.
В. Правильно. В пасмурную погоду часы не работали.
Вам, наверное, приходилось слышать такую фразу, что «время течет». Так вот, когда-то время действительно текло, т. к. люди придумали водяные часы. В водяных часах вода из одного сосуда с двенадцатью элементами переливалась по каплям в нижний сосуд, и пока вода от одного деления стекала по каплям до другого деления, проходил один час.
В. Затем люди изобрели песочные часы. Из верхнего сосуда песок ровно минуту пересыпался в нижний сосуд, затем часы переворачивали и все повторялось.
В. Позднее люди придумали огненные часы. Огненными часами пользовались при помощи свечек с двенадцатью делениями. Как только прогорало, одно деление проходил один час.
В наши дни люди изобрели множество разнообразных и удобных часов.
Это наручные механические часы, которые показывают время, если их регулярно заводить, электронные часы, которые идут от вставленной внутрь батарейки. Существуют маятниковые часы – настольные и напольные. Изобретены электрические часы, работающие от электричества. Но самыми главными часами у нас в стране являются Кремлевские часы, которые находятся на Спасской башне в Москве – столице нашей Родины. И все эти часы, если они ломаются, чинит и чистит человек, профессия которого называется часовщик.
Физкультминутка
Мы играли, рисовали
Дружно все тихонько встали,
Два хлопка над головой
Три хлопка перед собой.
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.
Игра опыт «Молчанка»
В. : А хотите, мы проведем опыт?
Как вы считаете 1мин - это много или мало времени (много). Давайте проверим.
Я предлагаю вам помолчать одну минуту. Песок в песочных часах будет сыпаться ровно одну минуту.
Следим за временем, как только последняя песчинка упадет, скажем «Стоп игра». Один, два, три.
Как вы считаете 1мин - это много или мало времени?
А теперь за 1 мин попробуем нарисовать портрет нашего друга.
За временем буду следить я. Один, два, три.
А сейчас, 1 минута- это много или мало времени. Мало времени, мы не успели нарисовать портрет.
Воспитатель: Ребята, когда мы заняты делом, время проходит быстро, а когда мы просто сидим и молчим, время тянется долго.
Поэтому люди придумали пословицу: «Скучен день до вечера, коли делать нечего».
А вам в детском саду скучно?
Ответы детей.
Работа в центрах.
Рефлексия.
Сегодня на занятии мы с вами окунулись в историю развития часов. Давайте перечислим, какие виды часов были изобретены в древности, и какие часы существуют в наше время.
Ответы детей.