Ольга Девяткина
Конспект занятия в старшей группе «Огород на окошке»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по теме :
«Огород на окошке» в старшей группе.
Воспитатель: Девяткина Ольга Евгеньевна
Цели и задачи:
1. Развивать интерес к исследовательской деятельности у детей в процессе выращивания растений в огороде на подоконнике.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Огород на окошке“» размещена в разделах
2. Расширять знания и представления детей о полезных свойствах овощей (лука, чеснока, укропа, щавеля, редиса, салата, огурцов) их строении и условиях, необходимых для их роста.
3. Закреплять знания детей об условиях, необходимых для роста растения; развивать речь детей, активизировать словарь (корень, луковица, посадить, углубление, условия, стрелка).
4. Уточнить представления о труде взрослых, учить детей правильно называть трудовые действия.
5. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
6. Получить положительные эмоции от полученных результатов.
7. Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.
Предварительная работа:
Рассматривание альбомов об овощных культурах.
Беседа о растениях.
Чтение рассказов, стихов и загадок о растениях.
Интегрированные занятия.
Предварительное замачивание семян овощных культур.
Словарная работа: луковица, лук- сеянка, пророщенные семена, бороздки, углубление, черенкование
Материал и оборудование:
Пророщенные семена для посадки. Рассада помидора. Кусочки нарезанных овощей (моркови, свеклы, капусты). Ящички с землей, стаканчики с замоченными семенами растений, палочки, леечки, цветные карточки овощей, корзина с овощами.
Ход занятия:
1. Вступительная часть
Воспитатель вносит корзину с овощами.
- Дети, я принесла сегодня корзину. Что в ней?
(ответы детей). Как назвать одним словом? (Овощи)
Давайте вспомним загадки про овощи:
Красна девица сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)
В земле сидит дед,
Во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает.
(Лук)
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая.
(Морковь)
Внизу красно, вверху зелено,
В землю вросло.
(Свекла)
Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(Помидоры)
Это вовсе не игрушка -
Ароматная…
(Петрушка)
2. Беседа
Воспитатель:
- Ребята, вы знаете, что нужно делать для того, чтобы получить такой урожай? (ответы детей)
А есть ли у нас в детском саду огород? Когда нужно высаживать растения, чтобы собрать хороший урожай? (ответы детей)
Воспитатель:
- Когда становится тепло, в землю высаживают семена, а некоторые семена уже в конце зимы высаживают в специальные горшочки для рассады. Вы знаете, какие растения можно высаживать уже сейчас? (ответы детей)
В феврале многие огородники и дачники начинают сеять семена, чтобы в огород высаживать рассаду- маленькие растения. Воспитатель показывает детям рассаду томата, которую вырастили дома из семени.
Чтобы получить хороший урожай, нужно много трудиться. Чтобы получить урожай томатов, нужно сначала семена посеять, потом рассаду вырастить, пересадить рассаду в парник или теплицу и только затем высадить в грунт.
Всё лето нужно ухаживать за растениями –поливать, рыхлить, обрывать ненужные листочки. И только в конце лета можно попробовать вкусные и сочные плоды –томаты. Это очень долгий процесс –зима, весна, лето.
Воспитатель достает из пакетиков семена и спрашивает: могут ли дети назвать, от какого растения эти семена? (ответы детей)
Воспитатель называет семена растений.
- Как можно узнать по такому маленькому семечку, что из него вырастет? Это очень сложно! Даже я могу перепутать семена. Поэтому с всегда покупаю семена в пакетиках, на которых нарисованы овощи, которые должны вырасти из этих семян. (показывает пакетики с нарисованными овощами).
Физкультминутка «Овощи»
В огород пойдем, (маршировать на месте)
Урожай соберем. (идти по кругу, взявшись за руки)
Мы морковки натаскаем, (имитировать, как таскают)
И картошки накопаем, (копают)
Срежем мы кочан капусты (срезают)
Круглый, сочный, очень вкусный. (показать руками)
Щавеля нарвем немножко («рвут»)
И вернемся по дорожке. (идти по кругу, взявшись за руки)
Воспитатель:
- Ребята, чтобы семена взошли, нужно сеять их побольше. Прежде чем посеять семена, я их готовлю –замачиваю в специальном растворе, чтобы растение не болело, потом завязываю во влажный марлевый узелок и ставлю в теплое место, чтобы семена «проклюнулись». Мы с вами делали то же самое с нашими семенами (показываю детям проклюнувшиеся семена). Давайте посеем семена растений для рассады.
Воспитатель показывает способ посадки растения и предлагает посадить семена овощей в землю. Читает стихотворение Л. Некрасова «Огородники».
Как без нашей помощи не родятся овощи.
Только лишь пришла весна, мы сажаем семена.
Вот какой огород! Удивляется народ.
Землю грело солнышко, прорастало зернышко.
Огурцы, морковь и лук из земли полезли вдруг.
Вот какой огород! Удивляется народ.
Ровно три горошины в землю были брошены,
А собрали пять мешков замечательных стручков.
Вот какой огород! Удивляется народ.
Воспитатель:
- Посмотрите это семена укропа. Какие они? (светлые, плоские; пахнут укропчиком). А это семена огурцов. Какие они? (овальные, желтые, твердые). А вот семена свеклы. Какие они? (коричневые, круглые, колючие).
Посмотрите, как интересно из такого маленького семечка вырастает красивый и сочный плод (воспитатель показывает схему роста растения).
3. Практическая часть
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришло письмо от Пугала Огородного.
Он пишет, что в овощном царстве случилось горе луковое. Королева
Простуда напала на овощное царство, заточила весь лук в темницу и теперь в
овощном царстве все кашляют, чихают и простужаются. Ведь лук от всех
недуг. Недуг – значит болезнь. Получается – лук от всех болезней помогает,
микробы убивает.
Помогите спасти лук и вылечить жителей овощного царства.
Ребята, поможем?
Дети: Да!
Воспитатель: Отправляемся в путь. Туда ведут следы: красные и белые.
Красные следы – это горячие следы болезни. Наступать на них нельзя. А
рядом белые следы – это следы здоровья. По каким следам мы с вами
пойдем? Как вы думаете?
Дети: По белым.
Воспитатель: Идем друг за другом, не наступая на красные следы. Трудна
дорога в овощное царство, много препятствий может встретиться на пути. А
вот и первое препятствие дремучий черный заколдованный лес! Чтобы через
него пройти надо его расколдовать (при ответе детей картинки
переворачиваются – лес зеленый).
В огороде у Антошки
Накопали мы…. (картошки)
Этим летом баба Фёкла
Вырастила чудо -…. (свёклу)
Очень любит мальчик Вовка
Хрумкать сочную … (морковку)
Любит козочка Августа
Есть зелёную…. (капусту)
Поливает дед Егор
В огороде …. (помидор)
Ох, не хочет червячок
Горький пробовать… (лучок)
- А сейчас мы с вами будем сажать наши семена. Что нужно для этого сделать? (Сначала нужно сделать лунку и положить туда одно семечко, затем присыпать его землей и полить из лейки.)
Воспитатель:
- А вот свеклу мы будем сажать, делая бороздку и сеять семена. (Воспитатель показывает, как это нужно сделать.) А кто из вас знает, что нужно сделать чтобы семена проросли быстрее? (Накрыть пленкой, поставить в теплое место, должен быть свет.)
Каждый ребенок выбирает семена для посадки. Выбирают по 6-7 семян одного растения. В специально отведенные ящички высаживают семена с помощью воспитателя.
Воспитатель:
- Ребята, а что нужно ещё для роста семян? (ответы детей)
Да, вода, поэтому давайте польем.
Воспитатель:
- Что еще нужно для роста? (ответы детей)
Воспитатель:
- Свет и тепло. Давайте поставим наши ящички на окно.
- Ребята. Мы хорошо потрудились. А сейчас давайте поиграем.
Игра «Подбери рифму»
В огороде у Антошки
Накопали мы…. (картошки)
Этим летом баба Фёкла
Вырастила чудо -…. (свёклу)
Очень любит мальчик Вовка
Хрумкать сочную … (морковку)
Любит козочка Августа
Есть зелёную…. (капусту)
Поливает дед Егор
В огороде …. (помидор)
Ох, не хочет червячок
Горький пробовать… (лучок).
Воспитатель:
- Чтобы наш овощи поспели, мы будем ежедневно ухаживать и наблюдать за растениями.
4. Заключительная часть
А сейчас я угощу вас урожаем, который сохранила с прошлого лета. У меня хороший погреб, где я храню все выращенные овощи. (предлагаю детям попробовать морковь (кусочки, свеклу, капусту).
Дети пробуют, благодарят воспитателя за гостинцы.
Итог.
Воспитатель:
- Ребята, что мы с вами сегодня делали?
Семена каких растений вы запомнили?
Какие условия необходимы для роста растений?