Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Конспект занятия в средней группе «Фрукты и ягоды — подарки Лета»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по образовательным областям «Ребенок и природа», «Развитие речи и культура речевого общения», «Изобразительное искусство. Рисование» в средней группе «Фрукты и ягоды - подарки Лета»
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Фрукты и ягоды — подарки Лета“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лето
- Средняя группа
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Конспекты занятий
- Ягоды садовые
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2023
Программные задачи: систематизировать представления детей о фруктах и ягодах, их характерных особенностях, о способах переработки фруктов и ягод в домашних условиях; упражнять в классификации фруктов и ягод по определенному признаку, по месту их произрастания; закрепить умения называть слова с противоположным значением, образовывать прилагательные от существительных, развивать диалогическую речь; закрепить навыки рисования нетрадиционным способом – штампингом («печать из картофеля») и методом тычка, самостоятельно выбирать цветовое решение, развивать мелкую моторику рук. воспитывать бережное отношение к природе, интерес к познанию окружающего мира.
Материал: корзина, «дорожка анализаторов» - язык, глаз, нос, ладонь, силуэты ягоды и фрукта, иллюстрации фруктов и ягод, мяч, 2 обруча, силуэт баночки, карточки с изображением фруктов и ягод, для рисования – штампы из картофеля, тычки, краски, кисти, вода, силуэты банок.
Начало занятия:
1. Игра – приветствие «Солнца свет»
Задача: формировать положительные эмоции, доброжелательное отношение детей друг к другу, создать теплую, дружескую атмосферу в группе.
Дети стоят в кругу и выполняют движения в соответствии со словами текста:
Небо, небо голубое,
Солнце, солнце золотое. (идут по кругу, держась за руки)
Дай нам, солнышко, ответ, (руки вверх)
«Ты нас любишь, или нет?» (руки к себе)
Дарит солнце света луч,
Освещает все вокруг! (машут поднятыми вверх руками)
Мы берем в ладоши свет, (ладони складывают «лодочкой»)
Улыбаемся в ответ! (улыбаются друг другу)
Ладошка к ладошке,
В глаза посмотри (взялись за руки, смотрят друг на друга)
Что думает друг твой,
Узнай и пойми. (кружатся парами)
Печалится он, ты его поалей! (обнимаются)
Доволен, смеется –
И тебе веселей! (прыгают на месте, взявшись за руки)
2. Сюрпризный момент «Корзина с фруктами и ягодами от Лета»
Задача: активизировать мыслительную деятельность детей, создать ситуацию новизны.
Воспитатель: Я пришла сегодня в группу и увидела на столе вот эту корзинку.
Дети рассматривают находку.
Воспитатель: Кто ее нам прислал, как вы думаете? (ответы детей) Здесь записка.
Воспитатель читает записку:
«Я ласковое Лето, прислало витамины.
Вы загадки отгадайте,
Что в корзинке – узнавайте!»
Ход занятия:
1. Загадки о фруктах и ягодах
Задача: закрепить умение выделять существенные признаки предмета, развивать любознательность.
Воспитатель загадывает загадки:
Схож он с бусами немножко:
Каждый листик, как ладошка.
Был зеленым, а поспел он –
Стал янтарным, синим, белым. (виноград)
Он и сочен и душист,
А снаружи золотист,
Много долек в нем, друзья,
Для тебя и для меня. (апельсин)
Красивое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (яблоко)
Он круглый и смуглый,
А середина плода
Будто камень тверда. (персик)
Она растет где топко и вязко.
Любит воду и тепло.
В кочки прячется от всех.
В мох укуталась, как в мех. (клюква)
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, пчелы и медведи. (малина)
Что за плод?
Шкатулочка с секретом!
Семена - стекляшечки на вид.
Все прозрачные,
Все розового цвета.
Потрясешь, как странно! –
Не звенит! (гранат)
По тропинке шли, шли, шли –
В траве ягоду нашли.
Красная, душистая
Висит она под листиком –
Там ее зеленый дом.
Вместе мы ее сорвем. (земляника)
На лампочку похожа, но не освещает,
А сочной, сладкой мякотью
Всех нас угощает. (груша)
Что же это за продукт?
Южный очень кислый фрукт.
Кладезь витамина «С»
В ярко-желтой кожице. (лимон)
Под кустом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот. (черника)
Две сестры летом зелены.
К осени одна краснеет,
А другая – почернеет. (красная и черная смородина)
По мере отгадывания загадок, воспитатель достает из корзинки картинки ягод и фруктов.
Вопросы к детям:
Как можно назвать одним словом виноград, клюкву, малину и т. д. ?
Какие вы еще знаете ягоды?
Как можно назвать одним словом лимон, грушу, яблоко и т. д. ?
Какие вы еще знаете фрукты?
2. Дидактическая игра «Дорожка анализаторов»
Задача: закрепить свойства ягод и фруктов.
Дети останавливают силуэты ягоды и фрукта на «дорожке анализаторов» - язык, глаз, нос, ладонь, и называют свойства ягод и фруктов, которые можно узнать с помощью данного анализатора.
3. Игра с мячом «Скажи наоборот»
Задача: упражнять в подборе слов с противоположным значением.
Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч, называя слово:
Кислый - (сладкий, твердый - (мягкий, ранний - (поздний, большой - (маленький, крупный - (мелкий, сладкая - (горькая, темная - (светлая, мятая - (целая, спелая - (незрелая, мокрая - (сухая).
4. Дидактическая игра «Раздели ягоды и фрукты»
Задача: закрепить представления о ягодах и фруктах, упражнять в классификации объектов природы по определенному признаку.
У детей иллюстрации ягод и фруктов. Задача игроков: разложить в обручи отдельно фрукты и ягоды.
5. Словесная игра «Верно – неверно»
Задача: закрепить представления о характерных особенностях ягод и фруктов.
Все фрукты и ягоды съедобные.
Все фрукты и ягоды нужно мыть перед едой.
Ягода и фрукты созревают зимой.
В ягодах и фруктах много витаминов.
Ягоды растут на деревьях.
Фрукты растут в лесу.
Ягоды и фрукты полезны для здоровья.
Фрукты и ягоды растут на болоте.
6. Физкультминутка «Мы по лесу шли-шли-шли»
Задача: обеспечить смену видов деятельности и оптимальный двигательный режим.
Воспитатель: Предлагаю отправиться собирать ягоды.
Дети стоят в кругу, выполняют движения в соответствии со словами текста:
Мы по лесу шли-шли-шли, (маршируют по кругу)
Ягоды мы там нашли. (приседают)
Раз, два, три, четыре, пять. (маршируют на месте)
Будем мы их собирать.
Земляника и черника,
Клюква и брусника. (имитируют сбор ягод)
Раз, два, три, четыре, пять.
В сад пойдем сейчас гулять. (маршируют по кругу)
Там мы ягоды найдем
И в корзинку соберем. (наклоны, имитируют сбор ягод в корзинку)
7. Дидактическая игра «Ягоды лесные и садовые»
Задача: упражнять в классификации ягод по месту их произрастания.
Воспитатель: Собрали мы много разных ягод. Давайте разделим их на лесные и садовые. Где растут лесные ягоды? (в лесу) Где растут садовые ягоды? (в саду)
Воспитатель предлагает разложить ягоды по двум обручам. Дети выполняют, опираясь на условные знаки «лес», «сад».
8. Проблемный вопрос «Как заготавливают ягоды и фрукты на зиму?»
Задача: активизировать мыслительную деятельность воспитанников формировать представления о способах переработки фруктов и ягод в домашних условиях, развивать диалогическую речь.
Воспитатель: Лето – пора заготовок фруктов и ягод на зиму. Как можно заготовить их на зиму? (ответы детей)
Воспитатель: Из ягод и фруктов варят джем, желе, варенье, делают компот, отжимают соки, сушат, замораживают, протирают с сахаром. Сейчас предлагаю вам сварить варенье из ягод или фруктов.
9. Игра в кругу «Варим варенье»
Задача: упражнять в образовании прилагательных от существительных.
Дети стоят в кругу. Воспитатель предлагает им карточки с изображением фруктов или ягод. Задача детей – сказать ответить на вопрос «Какое варенье сварили?» (в соответствии с изображением на карточке). У воспитателя силуэт баночки. Он начинает игру и произносит предложение: «Я сварила яблочное варенье» и передает баночку ребенку. Тот отвечает, какое он сварил варенье и передает следующему игроку.
10. Продуктивная деятельность – рисование «Фруктово-ягодный компот»
Задача: упражнять в умении рисовать нетрадиционным способом – штампингом («печать из картофеля»)
и методом тычка, самостоятельно выбирать цветовое решение, развивать мелкую моторику рук.
Воспитатель: Мы сварили варенье, а теперь предлагаю «сварить» фруктово-ягодный компот.
Детям раздаются силуэты банок, штампы-печатки из картофеля, тычки. Дети рисуют штампом фрукты, а тычками ягоды (на выбор).
Окончание занятия:
Дети представляют свои рисунки, рассказывают, из каких фруктов и ягод они сварили компот.
Итог занятия:
1. Вопросы к детям:
Какие подарки прислало вам Лето?
Какие игры с ягодами и фруктами вам понравились?
Что нового узнали?
Как заготавливают ы и фрукты у вас дома?
2. Совместно с воспитателем оформляют выставку своих работ для родителей.
Воспитатель: А еще Лето прислало вам фруктовый сок.
Дети пьют сок.