Папки-передвижки

Конспект занятия «В шахматном королевстве» для детей 6–7 лет

Дмитриева Ирина Александровна
Конспект занятия «В шахматном королевстве» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Формирование у детей устойчивого интереса к игре в шахматы.

Задачи:

Развивать логическое мышление, внимание, память и речь, пространственную ориентацию.

Закрепить навык работы с шахматной доской (направления на шахматной доске "диагональ, вертикаль, горизонталь", правильно передвигать фигуры по шахматной доске, представления об организационных правилах игры.

Воспитывать навыки работы в коллективе (паре, повышать шахматную культуру; вырабатывать позитивное отношение к процессу обучения; вырабатывать уверенность в своих силах (при создании воспитателем ситуации успеха); получение навыков общения детей в команде, способности к соперничеству.

Публикация «Конспект занятия „В шахматном королевстве“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах

Для проведения занятия понадобится:

демонстрационная доска с геометрическими фигурами, комплекты шахмат, задание на карточках, конверты с заданиями, портреты шахматных фигур

Виды деятельности:

Беседа, игра «Угадай-ка, какая ты шахматная фигура», физкультминутка «Улицы на шахматной доске».

Форма и методы: соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Методы и приемы:

Словесный, практический, игровой, наглядный.

Предварительная работа

Изучение шахматной доски, ходов фигур, как бьют шахматные фигуры, основные правила игры, упражнения с действиями фигур- шах, мат, пат, длинной и короткой рокировки.

Беседа «В стране шахматных чудес» шахматная доска и шахматные фигуры.

Дидактические задания и игры: «Белые и черные», «Прятки», «Над головой», «Войско из мешочка», «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Большая и маленькая», «Что общего?», «Горизонталь», «Вертикаль», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Стоять под боем», «Составь доску», «Шахматное лото», «Пройди и назови поле», «Два хода».

Чтение сказки «Шахматная беседка» И. Г. Сухина, «Составь доску». «Чудесные фигуры». «Я – Ладья». Чтение сказки «Совсем этот слон на слона не похож». «Удивительные приключения шахматной доски».

Загадывание загадок.

Ход занятия:

I этап - Организационный (эмоциональный настрой на предстоящую деятельность)

Воспитатель :

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

Дети узнали меня? Кто я (Шахматная королева)

- Правильно. Скажите, а что такое шахматы? (Ответы детей)

- Что же такое шахматы? Просто игра? (Дети : Это спортивная игра).

- Но ведь в спорте должен присутствовать элемент соревнования.

- В чем же соревнуются шахматисты? В силе? В быстроте? (Дети : В смекалке, находчивости, в быстроте ума….)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Вы любите путешествовать? А на чем можно путешествовать? (На самолете, на корабле, на велосипеде, на машине).

– Правильно, но сегодня мы отправимся в необычное путешествие! А в необычное путешествие можно отправиться на чем? На ковре самолете.

Воспитатель: Прежде чем мы отправимся в путь, давайте скажем наш девиз:

На ковре-самолете

Отправляемся мы в путь

Знания, смекалку, ловкость

Взять с собой не позабудь.

Садитесь и в путь…. А что это случилось? Почему это мы не летим? Ребята, давайте посчитаем! -1, 2, 3,, 10 полетели…Ура! (Звучит музыка)

Посмотрите, мы попали в необычное место.

Так, вокруг все оглядимся.

Разноцветия тут нет,

Только черно-белый цвет.

Клетки тут везде, квадраты,

Почему же так, ребята?

Как же называется место, в которое мы попали?

Прочитайте. («ШАХМАТНАЯ СТРАНА»)

Дети заходят в зал играть в шахматы. Дети подходят к столам, где лежат шахматы, раскрывают, а фигурок нет.

Педагог - А что случилось?

Педагог предлагает поискать фигуры. Ребята ищут фигуры, не находят.

Проблемная ситуация

Педагог предлагает обратить внимание детей на мольберт, на геометрические фигуры.

-Как думаете, может не случайно здесь геометрические фигуры?

-Под каждой геометрической фигурой прячется задание. Если мы попробуем выполнить эти задания, может фигуры вернуться к нам.

Дети подходят к мольберту, рассматривают на нем геометрические фигуры (квадрат зеленого цвета, круг желтого цвета, треугольник, квадрат красного цвета, прямоугольник широкий и узкий синего цвета). Ответы детей на вопросы воспитателя.

2. Актуализация знаний по теме «Мир шахмат»

Задание «Шахматные пазлы»

- Возьмите фигуру, которая не синяя и не красная, и не круг. Как называется эта фигура? (зеленый квадрат)

- Рассмотрите, что изображено на квадрате с обратной стороны? Как вы думаете, какое задание нам нужно выполнить?

(собрать шахматную доску)

Ребята, поделятся на две команды, собирают пазлы шахматной доски. Кто быстрее выполнит.

За выполненное задание в шахматной коробке появляется фигура – ладья

- Какие фигуры у нас появились? (Ладья)

Задание Разминка (игра с мячом) «Что мы знаем о шахматах»

Выберите следующую геометрическую фигуру с заданием. Найдите лишнюю фигуру. Как называются эти фигура? (желтый круг)

Почему лишняя? (нет углов)

- Рассмотрите, что изображено с обратной стороны круга? Как вы думаете, какое задание нам нужно выполнить?

На обратной стороне желтого круга нарисованы знак вопроса и мяч.

Разминка (игра с мячом) «Что мы знаем о шахматах»

1. Как называется игровое шахматное поле? (Шахматная доска)

2. Какая шахматная фигура похожа на башенку? (Ладья)

3. Какая фигура, кроме пешки может начать шахматную партию? (Конь.)

4. Какой шахматной фигуре можно объявить шах? (Королю)

5. Самая сильная фигура в шахматах? (Ферзь)

6. Какая шахматная фигура ходит только по горизонтали и по вертикали? (Ладья)

7. Какая фигура ходит только по диагонали? (Слон)

8. Что такое шах (нападение на короля)

9. Что такое пат (ничья)

!0. Как, спрятаться пешки от чернопольного слона (встать на белое поле)

11. Что такое мат (это шах от которого нет защиты)

12. Как ходит ферзь (диагональ, вертикаль, горизонталь, на любое количество клеток)

13 Когда заканчивается шахматная партия? (когда объявлен шах и мат)

-Давайте, посмотрим, не появились ли еще фигуры?

За выполненное задание в шахматной коробке появляется фигура – слон.

Задание «Найди адрес шахматных фигур»

-Выберите следующую геометрическую фигуру с заданием. Красная, но не квадрат. Как называются эти фигуры? (красный треугольник)

- Рассмотрите,что изображено на красном треугольнике с обратной стороны?

На обратной стороне треугольника ребята увидели адрес шахматной фигуры. (f5 a1 d4 g7 e6 h3)

- Как вы думаете, какое задание нам нужно выполнить? Что означают цифры и буквы? (адреса шахматных фигур)

- Для выполнения этого задания, необходимо поделиться на пары. Адреса шахматных полей нужно выложить на шахматных досках, используя цветные фишки.

Дети делятся на пары. Выбирают стол и карточку для выполнения задания, затем цветные фишки ставят на заданный адрес поля.

- Ребята, давайте проверим друг друга (взаимопомощь)

Ребята проверяют правильность задания друг у друга

За выполненное задание в шахматной коробке появляется фигура – конь

Динамическая пауза.

Выберите следующую геометрическую фигуру с заданием. У этой фигуры все стороны равны. Как называются эти фигуры? (красный квадрат)

Дети рассматривают задание на обратной стороне красного квадрата.

Как вы думаете, какое задание нам нужно выполнить?

(разминку)

Дети выполняют движения, проговаривая текст разминки

В поле много есть дорожек. (шагаем)

Будь и смел, и осторожен.

Вверх и вниз пойдешь – это. (вертикаль,

Вправо-влево - … (горизонталь).

(возвращаемся в центр)

А с угла на угол, вдаль

Нас ведет … (диагональ)

Дети исполняют песню, читают стихи.

За выполненное задание в шахматной коробке появляется фигура – король

Задание «Определи ценность фигур»

Ребята возвращаемся к мольберту.

-Следующая геометрическая фигура больше по размеру.

Как называются эти фигуры? (синий прямоугольник)

Воспитатель: Ребята, вам надо вспомнить ценность фигур (стоимость фигур) и решить шахматные задачи!

- Ребята, что такое ценность фигур и в чем ее измеряют? (стоимость фигур, стоимость фигур измеряется в пешках)

- Верно, предлагаю вам вспомнить ценность фигур.

Стоимость Пешки? (стоимость пешки = 1 пешки)

Стоимость слона (стоимость слона = 3 пешкам)

Стоимость коня? (стоимость коня = 3 пешкам)

Стоимость Ладьи? (Стоимость ладьи = 5 пешкам)

Стоимость Ферзя? (стоимость ферзя = 9 пешкам)

Стоимость Короля? (Король – она бесценна)

- Почему король бесценен? (Король – это особая в шахматах фигура. Его ценность несравнима с ценностью даже всех фигур – с его потерей игра сразу заканчивается.)Задание выполняется на мальберте (фигуры убираются по убывающей)

За выполненное задание в шахматной коробке появляется фигура – ферзь

Задание загадки.

Дети у нас на мольберте осталась последнюю геометрическую фигуру с заданием на обратной стороне. Какая это фигура? (узкий синий прямоугольник)

Дети рассматривают задание на обратной стороне (загадки)

1. Если в шахматы играешь,

То, конечно, это знаешь –

Будет лучший результат,

Если ты поставишь (Мат)

2. Мы могли на ней бы плыть

С русским князем по воде,

Но позволено ходить

И по клеточкам (Ладье)

3. Это есть не пораженье,

Не фиаско, и не крах,

А всего лишь нападенье –

Королю объявлен (Шах)

4. Он, не цокает, конечно,

Но легко перешагнём

Через ряд фигур и пешек

Этим шахматным (Конем)

5. Кто не любит прыг да скок?

Кто ходить привык неспешно

И берёт наискосок?

Ну конечно, это -(Пешка)

6. Вот я выиграл почти,

И заранее был рад,

Но сопернику зайти

Удалось в ничейный. (Пат)

7. Иногда король с ладьёй

Ходят вместе очень ловко,

Шахматисты ход такой

Называют (Рокировкой)

8. Их на поле всего два,

Из-за них идет война.

Одного поймать в ловушку —

Прекращается игра. (Шахматный король)

9. Может он ходить и прямо,

И наискосок.

Высоко его оценит

Опытный игрок.

(Ферзь)

10. Обитает не в саванне,

И не так огромен он,

Но такое же названье

У фигуры этой -…

(Слон)

За выполненное задание в шахматной коробке появляется фигура – пешка

- Давайте проверим, все фигуры мы собрали? Можем теперь играть в шахматы?

(Да, мы собрали все фигуры для игры в шахматы)

3 Итог. Турнир

Дети берут шахматы, раскрывают, фигуры все на месте, расставляют их, выбирают напарники, и начинают играть. По желанию детей.

Шахматная королева! Дорогие ребята! Вы – большие молодцы! Я хочу вам, пожелать вдохновения и творчества за шахматной доской, красивых партий и ярких побед! Награждение памятными медалями.

Шахматная королева: Любите шахматы, играйте в шахматы! До свидания и до новых встреч!

Публикации по теме:

«Бал в бумажном королевстве Конфетти». Сценарий новогоднего праздника для детей 5–6 лет Праздник начинается Ритмической композицией «Новогодняя считалка» А. Евтодьевой Ведущая – Всё в зале красиво и ново, Всё в зале сверкает,.

Утренник к 8 Марта для детей подготовительной группы «Весеннее приключение в королевстве Динь-дон» «ВЕСЕННЕЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ В КОРОЛЕВСТВЕ ДИНЬ - ДОН» утренник для детей подготовительной группы Автор-составитель: музыкальный руководитель Пекло.

Фотоотчет о празднике «В королевстве цветов»Фотоотчет о празднике «В королевстве цветов» Цель: организация увлекательного, полезного досуга детей Задачи: Создать радостное весёлое настроение у детей. Закрепить знания о цветах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «В шахматном королевстве» для детей 6–7 лет
Опубликовано: 12 декабря 2024 в 20:58
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «В шахматном королевстве» для детей 6–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Дмитриева Ирина Александровна (УИ 1437552) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД