лилия исмагилова
Конспект занятия в подготовительной к школе группе (6–7 лет) «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: речевое развитие, познавательное, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Интеграция видов деятельности: игровая, коммуникативная.
Вид занятия : комплексное занятие.
Формы образовательной деятельности: фронтальная.
Цель: обогащение словаря, уточнение знаний о перелётных птицах.
Задачи:
Образовательные (обучающие) :
Публикация «Конспект занятия в подготовительной к школе группе (6–7 лет) „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- продолжать работу по формированию у детей элементарного представления о речи и ее единицах (звук, часть слова (слог, слово);
- закреплять умение давать характеристику звуку, делить слова на части (слоги); составлять предложения;
- закреплять и уточнять представления детей о перелетных птицах.
-закреплять умение отвечать на вопросы предложениями (простыми, распространенными);
- закреплять умение образовывать относительные прилагательные;
- закреплять умение правильно называть окончания у существительных во множественном числе;
Воспитательные (воспитывающие) :
- воспитывать нравственные чувства ребенка, поддерживать стремление поступать по-доброму: беречь гнёзда птиц, заботиться о птицах;
- воспитывать самостоятельность, активность, аккуратность, умение работать и играть в коллективе; умение выслушивать, не перебивая ответы товарищей.
Развивающие:
- развивать фонематическое восприятие, память, логическое мышление;
- развивать графические навыки;
- развивать мелкую моторику, координацию движений;
Планируемый результат: дети активно участвуют в дидактических играх; самостоятельно выполняют пальчиковую гимнастику, называют птицу; положительно реагируют на двигательную активность, аккуратно штрихуют.
Предварительная работа: беседа, рассматривание иллюстраций, картинок, просмотр презентаций «Перелётные птицы», прослушивание видеозаписи «Пение перелётных птиц», отгадывание загадок про птиц, разучивание стихотворения о птицах.
Словарная работа: проталина, соломина, береста, щебечет, трели, пашня.
Методы и приё мы: Словесные: художественное слово, загадки, нравственная игровая ситуация «Письмо от грача», обобщающая беседа, вопрос. Наглядные: демонстрация слайдов, картинок.
Практические: дидактические игры, штрихование контуров птиц.
Оборудование (материал) : картинки с изображением перелетных птиц, раздаточный материал: листы бумаги с контурами птиц, карандаши, телевизор, лэпбук, мольберты; звукозапись письма от грача, ноутбук, видеозапись с голосами птиц, карточки с фишками.
Ход образовательной деятельности.
I. Мотивационный этап. Вводная часть.
1. Проводится игра «Улыбка». Приветствие.
«Улыбнёмся солнышку!» - «Здравствуй, золотое! - (вытянуть руки вперёд)
«Улыбнёмся небу! - «Здравствуй, голубое!» - (поднять руки вверх)
«Улыбнёмся мы друг другу. Веселее, детвора! - (протягивают друг другу ладошки)
«Улыбнёмся всем гостям! Пожелаем им добра!» - (улыбнуться гостям, поклониться.
Воспитатель: Ребята, как ласково улыбается нам в ответ солнышко за окном. Какое время года?
Дети: Время года – весна.
Воспитатель: Одна из особенных примет весны — это прилёт перелётных птиц. Сейчас мы послушаем голоса птиц.
2. Прослушивание видеозаписи «Пение перелётных птиц» Цель: Развитие фонематического восприятия, переключение внимания детей на предстоящую деятельность.
Воспитатель: Голоса каких птиц вы услышали?
Дети называют: Скворец, грач и другие.
Воспитатель: Как скворец подаёт голос?
Дети: Скворец – поёт.
Воспитатель: А кукушка?
Дети: Кукушка кукует.
Дети изображают пение птиц.
Воспитатель: Как грач подаёт голос?
Дети: Грач кричит: Гра-гра-гра…
Воспитатель: Дети, а грач так громко кричал. Он нам хочет что-то сказать. Давайте послушаем.
3. Игровая нравственная ситуация «Письмо от грача»
По телевизору грач «говорит детям» :
Грач: «Дорогие ребята, наступила весна и скоро прилетят мои друзья. И чтобы вы узнали больше о нас и о моих друзьях, я отправляю вам посылку. А что в посылке вы узнаете, отгадав загадку:
Не куст, а с листочками
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а разговаривает.»
Дети: Это книга.
Воспитатель: А вот это мы проверим?
Вместе с воспитателем достают из посылки книгу - лэпбук.
Воспитатель: Давайте мы присядем на стульчики, чтобы нам было удобно. Какая замечательная и красивая книга! В ней много разных интересных кармашков. А в кармашках разные задания от грача. Мы справимся с этими заданиями?
Дети: Да.
II. Содержательный этап. Основная часть.
Воспитатель: Кто знает, как называется эта книга?
Дети: Эта книга называется лэпбук.
Воспитатель: А что это такое?
Дети: Это наколенная, складная книга с кармашками, с заданиями.
Воспитатель: Вот интересный кармашек с птицей, а на нём нарисован знак вопроса.
Воспитатель: В кармашке находятся загадки.
1 Кармашек: " Загадки о перелетных птицах"
На мольберте размещены картинки: грач, аист, соловей, на столах фишки (гласные – красного цвета, согласные – синего цвета).
Воспитатель достаёт из кармашка задание - загадки о перелетных птицах. Дети отгадывают и называют, находят картинку на мольберте, говорят, на какой звук (гласный или согласный) начинается та или иная птица, размещают фишку под нужной картинкой.
1) Вместе с этой черной птицей
К нам весна в окно стучится.
Зимнюю одежду прячь!
Кто по пашне скачет?
Воспитатель: Какая это птица?
Дети: Это птица грач.
Воспитатель: Саша, найди эту птицу на мольберте. (Ребёнок подходит к картинке и называет её).
Воспитатель: С какого звука начинается слово грач?
Дети: Слово грач начинается со звука Г.
Воспитатель: Звук Г гласный или согласный?
Вставь нужную фишку под картинкой.
2) Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
Воспитатель: Какая это птица?
Дети: Это птица аист.
Воспитатель: Маша, покажи эту птицу на мольберте. (Ребёнок подходит к картинке и называет её).
Воспитатель: С какого звука начинается слово аист?
Дети: Слово аист начинается с гласного А.
Воспитатель: Вставь нужную фишку под картинкой.
3) Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нижней?
Кто же это? …
Воспитатель: Какая это птица?
Дети: Это птица соловей.
Воспитатель: Алтына, найди эту птицу на мольберте. (Ребёнок подходит к картинке и называет её).
Воспитатель: С какого звука начинается слово соловей?
Дети: Слово соловей начинается с звука С.
Воспитатель: Звук С гласный или согласный?
Воспитатель: Названия каких птиц мы повторили?
Дети: Мы повторили названия птиц : грач, аист, соловей.
Воспитатель: Нам ещё необходимо многое узнать о перелётных птицах. А какое же задание подготовил грач в следующем кармашке?
2 Кармашек: Дидактическая игра «Птички в гнёздышках» Цель: закреплять умение делить слова на части (слоги).
На мольберт вывешиваются гнёзда с цифрами 1, 2, 3. Дети называют птицу, определяют количество слогов в своем слове и размещают птицу в нужном гнезде.
Воспитатель достаё т задание с кармашка и читает: игра «Птички в гнёздышках».
Воспитатель: Следующий кармашек похож на гнездо. А что бы это значило, ребята?
Дети: У птиц есть гнёзда, они строят гнёзда.
Воспитатель: Из чего строят гнёзда птицы?
Дети: Из сухих веток, травинок, соломинок, пушинок, мха, бересты, глины.
Воспитатель: Ира, какая это птица?
Дети: Это птица ГРАЧ.
Воспитатель: Раздели слово ГРАЧ на части хлопками. Сколько частей в слове ГРАЧ?
Дети: В слове ГРАЧ одна часть.
Воспитатель: Значит, в какое гнездо вставишь картинку ГРАЧ?
Дети: В первое гнездо, потому что в слове ГРАЧ одна часть.
1 слог: грач, стриж
2 слога: чай-ка, ут-ка
3 слога: ку-куш-ка
Воспитатель: Теперь немного отдохнём.
Физкультминутка «Грачи»
Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)
Чёрные сидят грачи (присели)
Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)
Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)
Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (летают)
И опять все в гнёзда сели. (присели)
3 Кармашек: Работа с предложением. Развитие лексико-грамматического строя речи.
Воспитатель: Какое же задание от грача в 3-ем кармашке?
Воспитатель: Нужно составить предложения по картинкам.
Воспитатель: Давайте посмотрим на картинку и составим предложение.
Воспитатель: Придумаем предложение про скворцов.
Дети: Скворцы кормят птенцов.
Воспитатель: Посмотрим вторую картинку. Составим предложение про эту птицу.
Дети: Аисты строят гнездо на крыше.
Воспитатель: Кто придумал предложение про эту птицу?
Дети: Грач нашёл червяка.
Дети составляют предложения, по вопросам воспитателя отвечают.
4 Кармашек - Дидактическая игра: «У кого кто?». Цель: закреплять умение правильно называть окончания имён существительных во множественном числе.
Воспитатель: А в следующем кармашке мы узнаем какие птенцы у птицы.
Воспитатель: Я называю птицу, а вы птенца.
Воспитатель: У грача кто?
Дети: У грача - грачонок-грачата;
Воспитатель: У журавля кто?
Дети: У журавля - журавлёнок — журавлята;
Воспитатель: У скворца -, у утки -, у гуся -, у кукушки -?
5 Кармашек: Игра «Скажи, какая, какой». Цель: закреплять умение образовывать относительные прилагательные и сложные слова.
Воспитатель: Достанем задание с кармашка. Смотрим на экран.
Воспитатель: У гуся красный клюв – какая он?
Дети: Красноклювый гусь.
Воспитатель: У журавля длинные ноги – какой он?
Дети: Длинноногий журавль.
Воспитатель: У кукушки жёлтые глаза и длинный хвост – какая она?
Дети: Желтоглазая, длиннохвостая кукушка.
Воспитатель: У жаворонка звонкий голос – какой он?
Дети: Звонкоголосый жаворонок.
Воспитатель: У цапли узкая голова – какая она?
Дети: Узкоголовая цапля.
Воспитатель: У скворца прямой хвост и короткий клюв – какой он?
Дети: Прямохвостый и короткоклювый скворец.
Воспитатель: У аиста острый клюв и он без голоса, значит он какой?
Дети: Остроклювый и безголосый аист.
6 Кармашек: В кармашке находим контуры птиц. Развитие графических навыков.
Воспитатель: А следующее задание от грача заштриховать контуры перелётных птиц.
Пальчиковая гимнастика «Перелётные птицы»
Тили-тели, тили-тели – Скрестить большие пальцы,
С юга птицы прилетели! помахать ладошками.
Прилетел к нам скворушка – Поочередно сгибать пальцы на обеих
Серенькое перышко. руках, начиная с мизинца левой руки.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж –
Все вернулись, прилетели, Снова, скрестив большие пальцы, ладошками помахать
Песни звонкие запели! Указательным и большим пальцами изобразить, как поет птиц.
Воспитатель: Перед вами листы с контурами птиц, нужно заштриховать перелётных птиц. Вспомним правила штриховки: штриховать сверху-вниз наискосок, соблюдать одинаковые расстояния между штрихами.
Воспитатель следит за осанкой детей. Звучит спокойная музыка.
Воспитатель: Какая у тебя птица?
III. Рефлексивный этап. Заключительная часть.
Обращаю внимание детей на лэпбук.
Воспитатель: Вот и закончились задания от грача. Какое задание вам понравилось?
Воспитатель: Как вы думаете, помог ли нам больше узнать о перелётных птицах лэпбук? А как?
Дети: Мы выполняли задания и узнавали о перелётных птицах.
Воспитатель: Вам понравился лэпбук «Перелётные птицы»? Вот видите сколько интересного содержит эта книга – лэпбук.
Воспитатель: Давайте расскажем стихотворение о птицах.
Ребё нок: Чтоб от разных насекомых
Сады, цветущие не гибли зря
Всегда, в любое время года
Берегите птиц друзья.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня так старались и справились с заданиями от грача!
Воспитатель: а сейчас давайте попрощаемся с гостями. До свидания!