Папки-передвижки

«Знакомство со звуком [Й] и буквой «Й». Занятие по речевому развитию в подготовительной группе

Татьяна Кривчикова
«Знакомство со звуком [Й] и буквой «Й». Занятие по речевому развитию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие на тему: «Знакомство со звуком [Й] и буквой Й»

в подготовительной к школе группе

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с мягким согласным звуком [й’], буквами Й, й; учить выделять, дифференцировать и характеризовать звук [й’] в словах; образовывать родственные слова

Развивающие: развивать фонематический слух, речь, внимание, логическое мышление, наблюдательность, память; совершенствовать диалогическую форму речи, поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарищей.

Воспитательные: воспитывать дружеские отношения между детьми; продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу, воспитывать усидчивость, целеустремлённость в достижении конечного результата.

Материал и оборудование: доска магнитная, картинки на звук [Й] на каждого ребёнка, массажные мячи, тетради, простые карандаши, карандаши красного, синего и зеленого цвета, полоски бумаги, символы и схемы для звуко – слоговых схем; буквы Й, й ; презентация с заданиями.

Ход занятия:

Организационный момент.

Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости, чтобы посмотреть какие вы большие и как умеете правильно говорить и отвечать полными ответами. Поздоровайтесь с гостями.

– Встаньте в круг. А теперь всё внимание на меня.

– Ребята, я хотела познакомить вас сегодня с новым удивительным звуком, который сам очень необычен, да ещё знает много интересных игр для детей.. Сначала послушайте меня, я произнесу ряд слов, а вы их внимательно послушайте, подумайте и определите чем они похожи

– чай, май, край, змей, воробей, ручей,

Кто догадался, чем похожи слова? Какой последний звук в этих словах? (звук [й].)- Правильно это звук [ Й]. Это очень интересный звук. Он приготовил для вас много игр. Хотите узнать о нем больше?

Характеристика звука

Расскажите, как расположены зубки? (сближены «заборчиком»,

язычок как себя ведёт? (кончик языка за нижними зубками, спинка язычка приподнята к твёрдому нёбу, образуя щель, через которую проходит воздушная струя.

– Кто даст характеристику звуку [ Й]?

– Это звук согласный, звонкий (горлышко «работает», мягкий всегда.

- Нужно запомнить, что этот согласный звук всегда мягкий. Как мы его будем обозначать? (зеленым цветом).

Произношения звука [ Й] в слогах.

Речевая зарядка:

Ой – ой – ой – ходит волк злой!

Ай – ай – ай – испекли мы каравай!

Ей – ей– ей – на ветке воробей!

Ай – ай – ай – очень быстро убегай!

– Садитесь на места.

3. Сказка про звук[ Й]

1 слайд

Ребята, послушайте сказку о звуке [ Й] ?

«В одной стране под названием Азбука Жил был звук [ Й] .

Было ему одному скучно и решил он найти себе друзей.

Слайд 2. (Появляется красный замок.)

Пошел он в красный замок.

- Кто живет у нас в красном замке (ответы детей)

Постучался он к ним. Открыли ему звуковки дверь и спрашивают его:

- А умеешь ли ты петь? Мы все певуньи, всегда поем.

-Нет, - отвечает звук Й.

- Тогда мы не можем тебя взять к себе жить.

Пошел тогда звук Й к синему замку.

. (Появляется синий замок.)

- Кто живет в этом замке (ответы детей)

Они спрашивают:

- Ты можешь говорить громко и твердо?

-Нет, - отвечает звук Й.

И твердые звуки тоже не взяли его к себе жить.

Вздохнул звук Й и отправился к зеленому замку.

. (Появляется зелёный замок).

- А кто живет в этом замке (ответы детей)

Объяснил он этим звукам, что нигде его не принимали т. к. он не умеет петь и говорить громко и твердо.

И мягкие согласные звуки с радостью приняли его в свой замок.

Так он стал жить поживать в этом зеленом замке.

- Где же нашел себе друзей звук Й?

Рассматривают изображения замков - гласных звуков (красный)

- согласных твердых звуков (синий замок)

- согласных мягких звуков (зеленый замок)

Словоизменение (cлайд со звуком [ Й ])

Ребята, звук [ Й] хочет с вами поиграть.

Сейчас поиграем в игру «Измени слово» .Будьте внимательными. Не забываем наше правило- слушаем, думаем, потом отвечаем

Слово нужно изменить так, чтобы в нём появился звук [ Й ]. Например: копеечка – копейка.

Отвечать будем по цепочке;

Маечка – майка заяц – зайчик (зайка) скамеечка – скамейка

яичко – яйцо соловушка – соловей гаечка– гайка

линеечка – линейка воробышек – воробей леечка– лейка

- Молодцы! И с этим заданием вы справились

Определить местоположение звука в словах. Игра «Где звук живет» задание дифференцированного характера

Картинки на каждого ребёнка и «звуковые дорожки». Раздаются картинки, а дети определяют позицию звука в слове.

– Ребята, Звук [ Й ] может жить в начале, в середине и в конце слова. Попробуем определить место звука в словах. У вас на столе есть картинки. Возьмите их. Произнесите шёпотом свой предмет. Определите его место в слове. а затем обозначьте нужным цветом на «звуковой дорожке» позицию звука [ Й ].

- Каким цветом будете обозначать звук [ Й ]? (зеленым)

Ответы детей после выполнения задания.

– Молодцы.

Ребята, посмотрите на свои схемы. Где расположен звук [ Й ] в слове чаще, в середине, в начале или в конце? (ответы детей)

Итак,делаем Вывод: чаще всего звук [ Й ] встречается в середине и в конце слова. В начале слова [ Й ] встречается редко. Вам надо запомнить три таких слова: йогурт, йод, йог.

Деление слов на слоги.

– А теперь Игра «Слоговой магазин». Деление слов на слоги.

– Разделите своё слово на слоги. На вашем листе под рисунком нарисован прямоугольник. разделите его карандашом на столько частей, сколько слогов в вашем слове.

Например: – В моём слове 3 слога, поэтому я разделил прямоугольник на 3 части.

Ответы детей. Добиваться полных ответов.

– Мне очень понравилось, как вы отвечали и смогли правильно разделить свои слова.

– А теперь подойдите ко мне и немного отдохнём,

Физминутка.

Вправо-влево головой

Руки вверх! Перед собой

Топни правою ногой

Вправо шаг. На месте стой.

Топни левою ногой

Влево шаг. На месте стой.

Самомассаж рук с помощью мячиков и игра «Наоборот».

– А теперь возьмите из корзины мячи и помассажируем ладони рук. Дети проводят самомассаж рук, катают мяч в ладонях и играют в игру «Скажи наоборот»

Нам с тобой пришёл черёд,

Сыграть в игру наоборот.

– Вы продолжаете катать мяч и отвечать по – очереди (начнём слева на право):

Высокий – низкий старший – младший грязный – чистый

мягкий – твёрдый злой – добрый грустный – весёлый

широкий – узкий старый – молодой тяжёлый – лёгкий.

– Вам понравилась игра, как она называлась? – (игра – наоборот).

- Пройдите на свои места.

Подбор родственных слов.

– Садитесь на места и послушайте загадку:

Прыгун-трусишка:

Хвост-коротышка,

Глазки с косинкой,

Ушки вдоль спинки,

Одежда в два цвета–

На зиму и лето (заяц).

А как ласково назвать зайца? (Зайчик, зайка). Назовите ещё слова – родственники к слову заяц. (зайчиха, зайчата, заюшка, заинька, зайчишка, нора чья?хвост чей? туловище чьё? лапы чьи (заячья.).

Звуковой анализ слова зайка (слайд с зайкой)

Слайд 4

– Вот сколько много слов назвали, а теперь скажите:

– Сколько звуков в слове зайка? (5)

– Назовите первый звук. Последний звук. (2-ой, 3-й, 4 – й звуки.)

– Назовите гласные звуки. Сколько гласных звуков в этом слове? (2 – а, а, значит сколько слогов? – тоже два, напомните правило: сколько гласных звуков в слове, столько и слогов.

– Назовите твёрдые согласные звуки.

– Назовите мягкие согласные звуки.

– И с этим заданием вы справились, Молодцы!

Гимнастика для глаз:

– Проведём гимнастику для глаз

Ребята, а сейчас все посмотрите только глазками вверх, вниз,

вправо, влево, на доску, на окошко, на двери.

Знакомство с буквой Й

Слайд 4

Мы познакомились со звуком (Й)- произносили, определяли в какой части слов он чаще всего встречается. Но не надо забывать и о букве, которую он обозначает - буква И краткая. Сейчас, чтобы её не обидеть, мы её напишем.

- Ребята, давайте вспомним с вами, чем буквы отличаются от звуков? (ответы детей) -Молодцы.

-А теперь давайте познакомимся с буквой Й

- На что похожа буква Й?

-Сколько элементов в букве?

- Как мы ее пишем? – (Сверху вниз и посередине наискосок вверх слева направо и снова сверху вниз)

Летает над калиткой птица,

Но на калитку не садится.

Чтобы Й не спутать с И

Сверху галочку пиши.

14. Печатание букв Й,й в тетрадках

15 Итог занятия: – Скажите, с каким звуком мы познакомились? Какой это звук? Чем понравилось занятие? В чём затруднялись?

- Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались и играли в игры. Спасибо всем. А теперь встаньте, попрощайтесь с гостями.

Публикации по теме:

Фотоотчёт: знакомство с буквой У и звуком [У] на занятии кружка «Абвгдейка»Фотоотчёт: знакомство с буквой У и звуком [У] на занятии кружка «Абвгдейка» Задачи: уточнить и закрепить правильное произношение звука У (в словосочетаниях, словах, учить долго и плавно на одном выдохе произносить.

Конспект НОД с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с буквой Ы и звуком [Ы]» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство со звуком [Ы]». Задачи: Учить детей выделять звук [Ы]. Определять наличие.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство с буквой з и звуком [З]» с презентацией Задачи: Учить детей выделять звук [З]. Определять наличие или отсутствие звука [З] в слове. Совершенствовать умение делить слова на слоги.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Знакомство со звуком [Й] и буквой «Й». Занятие по речевому развитию в подготовительной группе
Опубликовано: 6 февраля 2025 в 18:21
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Знакомство со звуком [Й] и буквой «Й». Занятие по речевому развитию в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кривчикова (УИ 118829) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
07 февраля 2025 пятница
Акция "Огнетушитель в каждый дом!"
Проведите противопожарную акцию

Олимпиада для детей по пожарной безопасности
Приглашаем поучаствовать в Олимпиаде!

Конкурс творческих работ по пожарной безопасности
Добавляйте поделки и рисунки на конкурс!
Официальная дата праздника - 7 февраля, но основные мероприятия обычно проводят в следующие за этим днем выходные.
Конкурс поделок на тему спорта
08 февраля 2025 суббота
Отмечаем день науки с будущими учеными!
"Лыжня России-2025!" В этом году гонка посвящена 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Пионеры-герои Великой Отечественной войны
Знакомимся с профессией химик!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД