Получи документы

Конспект занятия в подготовительной группе «Жаворонки. День сорока птиц»

Наталия Темерязева
Конспект занятия в подготовительной группе «Жаворонки. День сорока птиц»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель занятия : познакомить детей с днём 22 марта – днём «жаворонков», днём «сорока птиц»

Задачи:

1. Образовательные:

• Рассказать о традициях встречи весны у русского народа.

• Познакомить с народными приметами, закличками.

• Закреплять представление о весне как времени прилёта перелётных птиц.

• Уточнить представление о перелётных птицах нашего края, их образе жизни.

2. Развивающие:

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Жаворонки, День сорока птиц“» размещена в разделах

• Развивать речевое внимание, наблюдательность, фонематический слух, умение делать выводы.

• Развивать активный и пассивный словарь, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.

• Развивать любознательность, активность, самостоятельность.

• Развивать чувство ответственности по отношению к живой природе.

3. Воспитательные:

• Воспитывать любовь к птицам и бережное отношение к природе.

-Дети, отгадайте, пожалуйста,  загадку:

Если снег повсюду тает

День становится длинней,

Если всё зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла… (Весна)

- Молодцы, ребята, правильно это весна. Давайте с вами послушаем песню «Весна – красна идет» 

- Мы с вами прослушали замечательную весеннюю песню. А теперь попробуйте ответить на  вопрос«А почему это все происходит весной?» (подвести к тому, что солнце яркое, светит, пригревает)

- А вас когда-нибудь мама называет «солнышко мое»?

- Ответы детей.

(звучит весенняя музыка)А давайте мы сейчас превратимся в солнышки, а ручки ваши будут лучиками теплыми, ласковыми, добрыми. Пусть ваши лучики согреют вас теплом, подарят весеннее настроение каждому из вас, подойдите и своими руками-лучиками обнимите друг друга.

- А теперь подойдите ко мне, встаньте в кружок и обнимите себя и пусть у вас у всех будет весеннее настроение.

- А в народе говорили  так:

Когда солнышко пригреет,

Тогда и вода разольется,

Тогда и лес зазеленеет,

Тогда и птицы прилетают! А какие – угадайте!

Важно по земле шагает,

Клювом почву протыкает.

Вредных съест он молодец,

А зовут его… (скворец)

Эту птицу всякий знает.

На лету она хватает

Мух, кузнечиков, сверчков,

Бабочек, стрекоз, жучков. (ласточка)

Ноги длинны, длинен нос,

Что он на обед принес?

Змей, улиток, лягушат

Для любимых… (аистят)

Перелетная крякушка

Ловит лягушек.

Ходит вразвалочку

Спотыкалочку (утка)

Всех перелетных птиц черней.

Чистит землю от червей.

Вдоль по пашням мчится вскач,

А зовется птица… (грач)

Гнездо свое он в поле вьет

Где тянуться растенья,

Его и песня и полет

Вошли в стихотворенья (жаворонок)

-Молодцы! Всех гонцов весны узнали А больше всего, крестьянин любил звонкого певца жаворонка, который своими трелями заставлял природу просыпаться от зимнего сна. Послушайте, как передал в своей музыке щебетанье жаворонка композитор Петр Ильич Чайковский.

Звучит в грамзаписи фрагмент одной из пьес П. И. Чайковского – «Песня жаворонка» 

- Ребята, сегодня мы с вами будем праздновать День птиц, который отмечается 22 марта.

- В давние – предание времена жила в одной деревне мать с 2- мя ребятишками. Вот как – то раз вечерком подходят дочка и сын к матери и  спрашивают«Матушка, а можно нам на улице раздетыми побегать?» - Нет, простынете. - Матушка, мы хотим в лес сходить – ландышей нарвать». А мать  им: «Какие ландыши, если ещё снега на улице полно! Подождите вот придёт весна». А дети не  унимаются«Матушка, а когда она придёт?» матушка им и  отвечает: «Вот прилетят скоро к нам птицы, весну на крыльях и принесут». - Благослови, мати, весну закликати – нам зима надоела, весь хлеб у нас поела. - Ладно, завтра утром пораньше встанете и пойдёте весну звать – кликать! А на завтра испекла матушка из теста птичек, отдала их детям и  сказала: «Ступайте на улицу, заберитесь по выше, птичек на ладошки посадите, да  позовите:

-Весна – весна,

Поди, сюда, 

Жаворонки прилетите

Весну – красну принесите!

- И полетели на Русь птицы : и большие и малые. Говорят, 40 разных птиц в этот  день – прилетают, а первыми летят жаворонки. Поэтому этот день называют «Жаворонками».

-Старинный славянский праздник Жаворонки празднуют 22 марта – в день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы.

По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы. Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла. Песня жаворонка негромкая и приятная. Полет жаворонка своеобразен : птица сначала поднимается вверх, а затем падает вниз, соответственно меняется и песня. «Жаворонок небо пашет» - говорят в народе.

На Жаворонков в деревнях, а иногда и в городах, исполняли обряды с явными языческими корнями: рано утром хозяйки пекли из теста птичек, круглые пряники и колобки. Затем делали из соломы маленькие гнезда, складывали в них колобки и ставили в птичник – считалось, что это поможет курам лучше нестись и не болеть. Круглыми пряниками принято было всех угощать. Жаворонков с распростертыми крылышками дети насаживали на шесты, бежали с ними в поле или усаживали птичек из теста на крышу, при этом распевая песни, привлекающие жаворонков, а с ними – весну:

Жаворонки, прилетите!

Студену зиму прогоните!

Теплу весну принесите!

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

-Однако кроме хороших примет, нужно было обязательно слепить жаворонков и с грустными предсказаниями, и жаворонков пустых – иначе хорошее не сбывалось. Знаковым, важным считался первый съеденный жаворонок. Конечно, хозяйки по-своему хитрили и «несчастливых» птиц отдавали детишкам со строгим наказом – не есть, а оставить на шесте в поле, или задвигали их поглубже под «благополучных» птиц.

Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.

Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.

Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на плетень, подбрасывали кверху и выкрикивали песенки-заклички.

Пока хозяйки жаворонков пекли, собирался народ и в игры весёлые играли. Шум весенний затеваем, в игру весело играем.

Игра «Жаворонок» Дети встают в круг, считалкой выбирается ведущий. В руках у него колокольчик. Он идёт по кругу, дети говорят  слова:

В небе жаворонок пел

 Колокольчиком звенел

Порезвился в вышине,

Спрятал песенку в траве.

А кто песенку найдёт

Будет счастлив целый год!

После этих слов ведущий кладёт колокольчик между двумя детьми. Дети должны разбежаться в разные стороны и кто первый возьмёт колокольчик, тот и становится ведущим.

-А сейчас проверим как вы все запомнили.

Вопросы к викторине:

-Какой праздник празднуют 22 марта? (Сороки, Масленица, Пасха).

-Какая птица одной из первых помогала природе пробуждаться от сна? (жаворонок, воробей, грач, ласточка).

-Что хозяйки пекли на праздник Сороки? (блинчики, пирожки, каравай, жаворонков).

-Что делали дети в праздник Сороки? (Дети закликали жаворонков и весну, водили хороводы вокруг ёлки, собирали 40 шишек.)

- А давайте, поиграем в народные игры

«Летели птички – ростом невелички» :

Летели птички – ростом невелички

(Дети машут руками, как крыльями)

Как они летели – все люди глядели

(Подставляют ладошку к глазам и поворачиваются).

Как они садились – все люди дивились

(Приседают, встают, пожимают плечами).

Как они вставали – крепко целовали

(Встают, посылают воздушные поцелуи).

 А хотите сами слепить из теста жаворонков?

Способ лепки жаворонка : (тесто, мука).

1. Небольшой кусочек теста разминают в форму прямоугольника.

2. Завязывают его узелком, так чтобы получилось два хвостика.

3.  Один хвостик оставляют прямоугольным.

4.     Из второго хвостика лепят голову жаворонка в форме шара и вытягивают небольшой клюв.

5. На хвостике, который остался прямоугольником, делают небольшие надрезы вдоль него.

-Давайте и мы весну будем встречать. Будем жаворонков закликать (все вместе) :

Жавороночки, прилетите,

Студёну зиму унесите,

Теплу весну принесите.

Зима нам надоела,

Весь хлеб поела.

Публикации по теме:

22 марта — День сорок и жаворонков на МAAM. Конспект ООД в подготовительной к школе группе «Сороки» (праздник птиц) Цель: - уточнять и расширять знания детей о народном празднике «Сороки»; - формировать представление детей о том, что праздник посвящён.

Фотоотчёт. Фольклорное развлечение «Прилёт птиц (Жаворонки)»Фотоотчёт. Фольклорное развлечение «Прилёт птиц (Жаворонки)» Духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной коррекционной группе «Инсценировка сказки «Как сорока клеста судила»Конспект НОД по развитию речи в подготовительной коррекционной группе «Инсценировка сказки «Как сорока клеста судила» Цель: совершенствование навыка инсценировки сказки на предложенную тему. Задачи: • обобщать представления детей о зиме и типичных зимних.

Конспект НОД с использованием ИКТ в подготовительной к школе группе «Жаворонки — праздник прихода весны»Конспект НОД с использованием ИКТ в подготовительной к школе группе «Жаворонки — праздник прихода весны» Цель:приобщение к истокам русской народной культуры;Задачи: образовательные: -формировать представление о разнообразии народных праздников,.

Конспект открытого тематического музыкального занятия «Жаворонки» в средней группеКонспект открытого тематического музыкального занятия «Жаворонки» в средней группе Конспект открытого тематического музыкального занятия в средней группе Цель: Приобщение детей к истокам русской культуры Задачи: Образовательные.

Конспект открытого занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Всемирный день птиц»Конспект открытого занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Всемирный день птиц» Задачи: 1. Расширить представления детей о птицах; научить беречь птиц и заботиться о них; 2. Развивать речь детей, мышление, любознательность,.

Конспект занятия «Чтение потешки «Сорока-белобока» в ясельной группе Цель: вызвать у детей радость от слушания потешки, способствовать упрочению дружеской связи с ребенком и развить доверие. Воспитатель одевает.

Мастер-класс народной игрушки Сорока к потешке «Сорока-белобока на припечке сидела»Мастер-класс народной игрушки Сорока к потешке «Сорока-белобока на припечке сидела» Материал будет интересен воспитателям и родителям детей дошкольного возраста. Актуальность Воспитание подрастающего поколения на традициях.

Методические рекомендации при разучивании прибаутки «Сорока-сорока» Методические рекомендации при разучивании русской народной прибаутки "Сорока - сорока" Диапазон песни: соль - ля Программное содержание.

Видео и фотоотчет «1 апреля — Международный день птиц — в подготовительной к школе группе»Видео и фотоотчет «1 апреля — Международный день птиц — в подготовительной к школе группе» Цель Международного дня птиц - сохранение видового разнообразия и численности диких птиц, привлечение внимания общественности к охране птиц,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе «Жаворонки. День сорока птиц»
Опубликовано: 2 января 2024 в 19:06
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в подготовительной группе «Жаворонки. День сорока птиц»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Темерязева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД