елена федина
Конспект занятия в подготовительной группе «Веселая ярмарка»
Цель – закрепление представления детей о народном декоративно – прикладном искусстве и произведения устного творчества.
Задачи:
- формирование эстетического отношения к окружающей действительности;
- развитие умения детей создавать узоры, расписывая готовые изделия по мотивам народных росписей, уже знакомых (городецкая, гжельская, хохломская, дымковская, выделяя и передавая цветовую гамму определенного вида;
- развитие умения выделять сходства и различия в видах декоративного искусства;
- воспитание интереса к народному декоративно – прикладному искусству.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Веселая ярмарка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Материалы: Письмо, столы для «Художественных мастерских» (гуашь, баночки с водой, тканевые салфетки, палитра, подставки для кисточек, объемные изделия – городецкие дощечки, гжельские тарелочки и кружки, дымковские игрушки, хохломские ложки и чашки); игра «Собери картинку» (образцы росписей, в разрезанном виде); стихи на каждый промысел; русские народные костюмы; костюм «скомороха»; песни русские народные; ширма; горница.
Предварительная работа: Рассматривание картинок народных промыслов и чтение литературы об истории возникновения народных промыслов и их основными элементами; рисование элементов росписей; чтение произведений устного фольклора (поговорки, потешки, пословицы); слушание русских народных песен; проигрывание в русские народные игры.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я сегодня пришла в детский сад и получила письмо. Хотите узнать содержание письма.
Дети: Да.
Воспитатель: (зачитывает письмо). «Здравствуйте дорогие, ребята! Пишет Вам Хозяйка – подмастерья. Скоро в нашем селе состоится ярмарка, на которой будут представлены изделия народно декоративно – прикладного искусства.
Предметов расписать надо много, а я не успеваю. Вы ведь знаете, как их расписывать! Помогите! Приезжайте скорей».
Ребята, в письме просят помочь, расписать предметы. Поможем?
Дети: Да, мы поможем.
Воспитатель: Закроем глаза и представим, что мы едим в санях, с ветерком, в город мастеров. Всё, приехали, открывайте глаза. Вот и дом. Слышите, кто-то поет?
Дети: Да.
Воспитатель: К дому подойдем, да посмотрим и послушаем, кто поет.
(Стоит дом. Из дома слышится народная песня. В доме сидит и поет Хозяйка – мастерица, с мастерами из разных городов – Хохлома, Городец, Гжель, Дымка.)
Воспитатель: Здравствуйте, Хозяюшка!
Хозяюшка: Здравствуйте, дорогие гости, вижу, получили вы мое письмо, прошу в мою избу! Пригласила к себе мастеров, помочь мне, да только вот поругались они, и образцы своей росписи разорвали и показать, что расписывать не можем. Помогите нам образцы для начала собрать, а там и расписывать начнем. К ярмарке готовиться будем. Как на Руси водится: вместе дело спорится – а врозь, хоть брось.
Воспитатель: Поможем, ребята!
Дети: Поможем.
( Игра: «Собери картинку» - гжель, хохлома, городецкая и дымка; дети все вместе собирают картинки с образцами росписей и отдают мастерам).
Все мастера: Спасибо вам ребята.
Первый мастер (Гжель) : Вот мой образец!
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки,
Тарелки и ложки –
Изделия рук золотых.
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель!
Ласка, забота. Тепло и терпенье –
Русская звонкая!
Дети: Гжель.
Второй мастер (Городец) :
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука.
Конь бежит,
Вся земля вокруг дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
Это дети ….
Дети: Городец.
Третий мастер (Хохлома) :
Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелечек, завиток.
Здесь хозяева три цвета:
Черный, красный, золотой.
Кто привез товар такой.
Как волшебница Жар – Птица,
Не выходит из ума,
Чародейка – мастерица
Золотая ….
Дети: Хохлома.
Четвертый мастер (Дымка) :
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали
И село большое «Дымково» назвали.
Вечера зимой длинны,
И лепили там из глины!
Все игрушки не простые,
А волшебно – расписные.
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Это ….?
Дети: Дымка.
Воспитатель: Мастера, ваши росписи мы разместим на доске и возьмем изделия для росписи.
Физ. минутка. Появляется Скоморох.
Скоморох: Я – веселенький потешник, известный скоморох – насмешник,
К вам на ярмарку собирался, долго – долго наряжался!
Наконец – то я пришел, по пути игру нашел.
(Скоморох играет с детьми в игру «Ручеек» под музыку).
Хозяюшка: Вот какие чудные росписи! Прошу вас взять любое изделие и пройти в ваши мастерские.
Воспитатель: Ребята, выбирайте заготовку и рассаживайтесь за столы.
Перед тем, как мы начнем рисовать, предлагаю размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Прогулка».
(Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять
("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.
("Лепим" комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.
Дети: (Выполнение работы).
Хозяйка: Собирайся, народ! Мастер торговать идет!
(Дети выходят со своими изделиями и ставят на стол – выставку)
Спасибо, вам за помощь, теперь можно и ярмарку открывать.
Воспитатель: Вам нравятся ваши изделия. А помогать вам понравилось.
Дети: Да.
Воспитатель: А что больше всего понравилось делать?
Дети: Собирать образцы росписи. Расписывать готовые изделия разными видами росписи. Играть со скоморохом.
Педагог: Собирайся, народ! Мастер торговать идет!
Хозяйка: Проходите на ярмарку. Изделия рассмотрите, да себе в подарок возьмите!
Итог.