Наталья Кузнецова
Конспект занятия «Оренбуржье — край любимый» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Формирование у воспитанников целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры общения.
Задачи:
Обучающие:
- Развивать познавательный интерес к изучению родного края.
- Формировать знания о природных богатствах края.
- Формировать у воспитанников любовь к родной земле.
- Способствовать социализации воспитанников.
Развивающие:
- Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу.
Публикация «Конспект занятия „Оренбуржье — край любимый“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Оренбургская область
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
- Развивать творческие способности детей.
- Развивать популяризацию краеведческих знаний;
- Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства края.
Воспитательные:
- Формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного края.
- Воспитывать правильное понимание истинных человеческих ценностей через духовные, нравственные, патриотические, эстетические и трудовые представления у воспитанников.
Методические приемы:
беседа-диалог, наглядно-демонстрационный метод, художественное слово, отгадывание загадок, игровые, подведение итогов.
Оборудование: карта Оренбургской области, фотографии с изображением городов Саракташ, Соль-Илецк, п. Сакмара, п. Новосергеевкаи их достопримечательностей, корзина с шишками, Презентация «Богатства Оренбургской области»; образцы пуховых платков; аудиозапись песни
«Оренбургский пуховый платок»(композитор Г. Пономаренко, «Край родной» (муз. Д. Кабалевского, слова А. Пришельца, колокольный звон.
Предварительная работа:
Чтение книг, разучивание стихов о родном крае.
Рассматривание иллюстраций, фотографий.
Проведение тематических занятий.
Оформление выставки рисунков, фотографий.
Ход занятия:
Дети под музыку «Край родной» (муз. Д. Кабалевского, слова А. Пришельца) входят в группу.
Воспитатель: - Ребята, в какой области мы живем? Конечно в Оренбургской. А вокруг города Оренбурга, который является областным центром нашей области, раскинулись бескрайние земли, степи, поля, луга, леса и много-много городов, сел, деревень. Это все называется Оренбургская область. Она очень большая, такая, что на ее территории запросто смогли бы разместиться целых три небольших государства: Дания, Швеция и Голландия.
Хотите больше узнать о нашей Оренбургской области? Для этого нам надо отправиться в путешествие. На каком транспорте удобнее передвигаться?
Дети: - На машине, на автобусе.
- Посмотрите, это карта Оренбургской области. (Показ слайда №2).Вот здесь находится Оренбург, а вокруг него расположены районы. Что же такое районы? В нашем детском саду есть много групп : младшая, средняя, старшая, подготовительная, а все вместе называются «Детский сад №14 «Золотая рыбка». Вот и на карте мы видим много районов, а все вместе называется Оренбургская область. Каждый район имеет свое название, некоторые из них вы, наверное, слышали: Шарлыкский, Абдулинский, Акбулакский и много других, всего их больше 30. И каждый район чем-то славится. Ведь живут в них замечательные люди.
Воспитатель: Садимся в автобус и отправляемся в ближайший к нам Саракташский район. (Показ слайда №3). Здесь живут лучшие пуховницы, которые вяжут известные на весь мир пуховые платки и паутинки.
Встречает детей ребенок (Даша А. в роли пуховницы, жительницы Саракташа) и читает стихотворение :
Саракташский район
Шлет глубокий поклон.
Затуманились зарницы,
Воют ветры-степняки.
Вяжут, вяжут пуховницы
Оренбургские платки.
Ах, платочек мой, платочек
Весь в узорах уголочек.
В зимний день, в студену пору
Оренбургский наш мороз
Расчудесные узоры
На платочек перенес.
Воспитатель: - Потрогайте платки, какие они? / ответы детей: легкие теплые, мягкие, пушистые, красивые/. Композитор Г. Пономаренко написал музыку к замечательной песне «Оренбургский пуховый платок».
/СЛУШАНИЕ «ОРЕНБУРГСКИЙ ПУХОВЫЙ ПЛАТОК» Г. ПОНОМАРЕНКО/
Воспитатель: - А еще в Саракташе есть большой православный комплекс, где много церквей, храмов, даже есть церковная гимназия. Хотите посмотреть?
(показ слайда № 4, 5) Есть здесь и колокольня или звонница. В большие церковные праздники звонят колокола, их очень много, все они разные по величине и каждый имеет свой голос. Сначала призывно и размеренно бьет большой колокол, как бы призывая остальные. Затем включаются колокола поменьше и вот подключаются маленькие колокольчики и звучит колокольный перезвон. (Слушание аудиозаписи колокольного звона)
Воспитатель: - Мы побывали в Саракташском районе, а теперь приглашаю всех в автобус, мы отправляемся дальше.
- Есть в Оренбургской области Бузулукский район. (Показ слайда №6)
Он славен своим сосновым заповедником. Среди широких и привольных степей зеленым оазисом раскинулся Бузулукский бор. (Показ слайда № 7,8)
Воспитатель: Бузулукский бор возник на песчаных дюнах и гривах в бассейне реки Боровки в послеледниковое время. Около шести-семи тысяч лет назад здесь появились сначала островные сосновые и березовые леса. Впоследствии возник сплошной сосновый лесной массив с подлеском лиственных растений. Можно считать, что чистый сосновый бор сформировался около трех-четырех тысяч лет до наших дней. В то время климат был более влажным. В бору существовало большое количество глубоких озер, топких трясин и опасных зыбучих «окон». Об этом свидетельствуют сохранившиеся карты бора XIX века, где нанесено множество водоемов. Позднее — во второй половине XIX века и в начале XX века — в связи с хищническими порубками, лесными пожарами, рядом засушливых лет и другими причинами произошло массовое пересыхание водоемов, что привело к некоторым изменениям природных условий бора.
Ни один лесной массив в нашей стране не подвергся такому детальному изучению. Более ста лет в нем ведется правильное лесное хозяйство. Освоение Бузулукского бора относится к концу XVIII века. С 1852 года здесь начали искусственно разводить лес, а с 1843 года испытываются различные формы рубок. Около 300 печатных работ посвящены исследованиям, проведенным в бору.
Первым ученым, обратившим внимание на бор как мощное лесное сообщество, был крупнейший лесовод Г. Ф. Морозов. Чтобы вывести бор из тяжелого и запущенного состояния, он ценою огромных усилий добился основания в 1903 году Борового опытного лесничества.
Достопримечательностью бора являются две сосны в возрасте 300–350 лет в 118–119 квартале Борового-Опытного лесничества. Одна из этих сосен имеет высоту более 30 метров и диаметр 145 сантиметров.
Федор Г., в роли лесника, приглашает нас поиграть в игру «Кто быстрее соберет шишки» :
Вам привет сегодня шлет
Бузулукский весь народ.
В Бузулукском бору
Шишек я наберу.
Заповедник наш большой,
Сосны там стоят стеной.
Прямо в руки ребят
Шишки с веток летят.
Проводится игра «Кто быстрее соберет шишки». Воспитатель: - Ребята, вам понравилось в Бузулуке? Давайте скажем спасибо леснику за интересную игру, а мы отправляемся дальше в Новосергеевский район, который славится молочными продуктами. (Показ слйдов № 9, 10)
Ангелина Т. (в роли молочницы, на ней одет белый халат) читает стихотворение :
Новосергеевцы спешат
Всех порадовать ребят
Маслом, сыром, молоком,
Сладким, вкусным творожком.
Наши коровы
Ухожены, здоровы.
И душевно так мычат,
Словно спеть они хотят.
Воспитатель: - Спасибо, молочница. Наши ребята очень любят молочные продукты. Что вы знаете о пользе молочных продуктов для роста и развития детей? (ответы детей) А нам пора ехать дальше, дорога нас ждет не близкая, а продолжим свое путешествие по степным районам области на коне:
Физминутка «Конь»
Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в замок)
Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой, (покачивания головой, затем наклоны в стороны)
Быстро на седло вскочу,
Не поеду — полечу, (подскоки на месте)
Цок — цок — цок,
Цок — цок — цок, (руки полусогнуты в локтях перед собой)
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой. (подскоки на месте)
Воспитатель: - Вот и добрались мы до Соль-Илецка. (Показ слайда № 11)
Здесь расположено целебное озеро Развал.
Воспитатель: - Много веков назад на месте озера была соляная гора Туз-тубе (в переводе с казахского — крыша соли). В результате многовековой разработки гора была разобрана. На ее месте образовался котлован глубиной 18 метров. (Показ слайда № 12). В 1906 году воды реки Песчанки прорвались в него и образовали озеро. Дном озера и его берегами являются пласты соли. Этот перенасыщенный раствор называется рапой. Озеро связано с подземными водами. На западном берегу в летнее время можно видеть маленькие ручейки — роднички. Соленая вода из них поступает в озеро. Периодически озеро Развал уходит в шахту, затем снова возвращается. Последний уход был несколько лет назад. У северного берега образовалась трещина шириной 8 - 10 метров и длиной 100 - 150 метров. Вода ушла в шахту № 1. Прошли годы, шахту полностью затопили, и вода вновь вышла на поверхность. Озеро Развал имеет площадь около 7 гектаров, длина его 300 метров, ширина 25 метров, глубина -12 - 18 метров. В зависимости от времени года, наличия осадков, развития карстовых явлений, размеры, концентрация солей и глубина озера колеблются.
На восточном берегу озера имеется пляж из мелкозернистого песка в смеси с солью. (Показ № 13)
Крутой западный берег отступает от озера па 3 - 5 метров. Высота его достигает 8 - 10 метров. Берег имеет беловатый цвет из-за соли. (Показ слвйда № 14)
Это остатки соляной горы Туз-Тубэ, которая возвышается над поверх-ностью месторождения. Северный берег за последние годы спланирован и сделаны трапы - переходы к озеру для удобства купающихся. Озеро относится к редким водным бассейнам, является государственным заказником и подлежит охране.
А еще в Соль-Илецком районе растут замечательные сладкие сахарные арбузы. (Показ слайда № 15)
Соль-Илецкие арбузы
Очень любят карапузы.
Их не просто собирать,
Кто нам будет помогать? (предлагаю детям под музыку имитировать движения сбора арбузов)
Воспитатель: - Спасибо Соль-Илецкому району, а нас вновь ждет автобус и мы отправляемся в Сакмарский район.
А чем он славится Сакмарский район (Показ слайда № 16) – догадаетесь, когда отгадаете загадки:
***
Растет она – в земле,
Известна – в целом мире.
Частенько на столе
Красуется в мундире.
- картошка –
***
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …
- капуста -
***
Красная девица
Росла в темнице,
Люди в руки брали,
Косы обрывали.
- морковь –
***
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? …
- свекла –
***
Сразу этот овощ по цвету узнают,
Синим господином все его зовут.
С кожурой блестящей и продолговат,
Угостить он взрослых и детишек рад.
- баклажан -
***
Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это…
- перец –
Воспитатель: - Кто догадался, ребята, чем богат Сакмарский район? (Показ слайда № 17)
Дети: Овощами.
Артем Н. расскажет нам, чем богат Сакмарский район.
Из Сакмарского района
Привезли мы овощей.
И капусту, и картошку
И для супа и для щей.
Итог занятия :
Воспитатель: - Нам пора возвращаться. Садитесь в автобус и поехали.
Сегодня мы узнали лишь о нескольких районах Оренбургской области. Кто назовет эти районы?
Дети: - Мы сегодня узнали о Саракташском, Бузулукском, Новосергеевском, Соль-Илецком, Сакмарском районах Оренбургской области.
Воспитатель: Мы узнали, чем славятся эти районы. Что вам больше всего понравилось? Кто из вас назовет достопримечательности районов? (ответы детей)