Лидия Цыбуля
Конспект занятия в подготовительной группе «Напитаем душу красотой». Знакомство детей с народно-прикладным искусством
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Напитаем душу красотой»
Цель: Продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством Кубани – вышивкой;
Дать представление о традициях кубанского быта;
Воспитывать интерес к произведениям народного искусства Кубани.
Предварительная работа:
Знакомство детей с народно-прикладным искусством Кубани – вышивкой.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Напитаем душу красотой“, Знакомство детей с народно-прикладным искусством» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Темочки
Ознакомление с кубанскими обрядами, праздниками.
Прослушивание аудио и просмотр видео – записей Кубанского казачьего хора «Криница».
Разучивание народных песен, хороводов.
Материал: белая ткань, нитки мулине, иголки, игольницы, ножницы, пяльцы.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Дети, я вам много рассказывала о том, как люди жили в старину у нас на Кубани, об их быте, праздниках, обычаях. Скажите, а чем, зимой занимались люди? (вышивали, шили, вязали).
- Да! Зимними холодными днями и вечерами люди занимались рукоделием, украшением своих домов – вязали, ткали, пряли, вышивали, мастерили игрушки. Иногда это делали в одиночку, а чаще всего собирались вместе на сходницу. Не зря есть пословица: «Собирай свою родницу на веселую сходницу». Задушевная песня всегда помогала людям в работе. Вместе дружно поработаем, а потом повеселимся, весну встречать будем. Хотите? Ну тогда милости прошу! (педагог надевает фартук, украшенный народным кубанским орнаментом).
-Хозяйка в дому, что оладушек в меду.
- Она убирает, она подает.
-Она одна за все отвечает.
-Ведь какова пряха, такова и рубаха.
- Проходите, гости дорогие, ко мне во светелку на сходницу. Посмотрите, сколько красивых вещей тут у меня. Их сделали руки взрослых людей с большой любовью и желанием. Поэтому они так украшают светелку. Что вам больше всего нравится? Что вы видите? (скатерти).
- Скатерти очень красивые, украшены бахромой. А мы с вами знаем, как называлась в старину скатерть?
- Настольник, так как клали ее на стол. Что вы еще видите? (салфетки, полотенца) А как на Кубани называли полотенца? (рушники).
- Давайте посмотрим, что вышивали умелые руки на этих рушниках. Какие узоры подбирали. Верно, узоры для своих вышивок народные рукодельницы подсматривали у природы. Это были цветы, птицы, животные.
- а какие цвета использовали мастерицы, чтобы вышить рушник? (красный, черный). Посмотрите на мой передник. Что вышито на нем? (цветы).
- а знаете, что означает эта вышивка? Цветок красный с цветами и бутонами – символ крепкой семьи. Корни - это дедушка и бабушка. Цветы это родители, а батоны – это дети. В крепкой семье уважают стариков, берегут родителей, любят детей. Прямая черная линия – символ земли.
- Оказывается, рушники, которые вы здесь видите, имеют свое специальное предназначение. Ими украшали свои дома, самый красивый вешали в красный угол, то есть в красивый, видный угол, где обычно висела икона. Было еще одно предназначение для рушников. С наступлением весны девушки выходили со своими рушниками на улицу весну встречать, красну закликать. Женщины в этот день пекли «птушек» или «жаворонков». Этих «птушек» раздавали детям. Давайте и мы с вами подготовимся к встречи весны. Садитесь девочки сейчас будем вышивать, но сначала пальчики немножко разомнем, похлопаем в ладошки, в кулачок сожмем, затем их посчитаем и вышивать начнем: раз, два, три, четыре пять начинаем вышивать. (дети садятся вышивать)
- Наши рукодельницы вышивают, шьют, за работой песенку тихонечко поют.
Песня рукодельниц
Я скатерку вышиваю
За стежком кладу стежок
Вышла скатерть как живая
Как живой на ней цветок
А вот тут сверкает с неба
Солнца лучик золотой
Ручеек журчит тихонько
Он ведь тоже как живой
Шьет и шьет моя иголка
Для детей старается
Ты трудись моя иголка
Вышивать я буду долго
Мне работа нравится
В средине занятия :
- А теперь друзья немного от работы отдохнем и все вместе поиграем, потанцуем и споем. Но сначала подскажите, как у казаков назывались сапоги (чеботы, а сапожки у детей (чебаки).
Разминка.
Танцевали гопака
Отбили ботинки
Остались на ногах
Чулки да резинки.
Куй, куй чебаток
Подай баба молоток
Не подашь молотка
Не подкую чебатка.
Или
Мы с веселой песней дружим
По кубански говорим
Хорошо живем не тужим
Со сметаной хлеб едим.
Ты играй повеселей
Гармошечка кубанская
Мы девчата боевые
С Края Краснодарского
Дети садятся, заканчивают работы.
- А теперь возьмем корзинку
И поделочки свои
Все в корзиночку положим
Пригодятся нам они.
Ведь спешит весна к нам
Скоро будет праздник мам
Мы поделочки возьмем
Мам поздравим с женским днем.
А чтоб весна скорей пришла
Мы заклички пропоем,
Пропоем и прочитаем
Весну в гости позовем.
Жаворонушки прилетите-ка, весну - красну принесите-ка.
Прилетайте, жаворонки, приносите девять ключей.
Запирать будем на девять замков зиму лютую.
Отпускать на волю весну красную.
Дети поют.
Ясна - красна, приди весна с голубою далью,
С Иваном - да – Марьей, с золотистым гребнем
С изумрудным стеблем.
Пришла весна, войной пошла на все зимнее:
На льды – ливнем, на снег – теплом, на всю зиму - помелом.
Исполняется танец с платочками.
Дети:
Весна, весна, приходи,
Солнышко, солнышко высоко взойди, далеко посвети.
На темные лесочки, на серые борочки,
На речку, на поля, на синие моря,
На зеленый огород и на весь народ.
- Педагог угощает детей печеными «жаворонками» (блюдо держит на рушнике вышитом в кубанском стиле).
Рушники повышивали
Весну в гости мы позвали.
Наступает час прощанья
Всем мы скажем – До свиданья.