оксана тулупова
Конспект занятия в подготовительной группе «Матрёшка и волшебное зеркало»
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ.
Образовательные:
Обобщить знания детей о Народных Промыслах России.
Рассказать историю возникновения народной деревянной игрушки – матрешки, закрепить знания о ней.
Развивающие:
Развивать внимание, сообразительность, логическое мышление.
Закреплять навыки связной речи, говорить не торопясь, выразительно.
Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в украшении наряда матрешки, при составлении узора из нескольких элементов в заданном стиле, составлении композиции.
Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Матрёшка и волшебное зеркало“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
Воспитывать детей в народных традициях, показывая народное творчество нераздельно от народной музыки и фольклорного жанра.
Воспитывать чувство сопереживания, желание оказатьпомощь попавшим в трудную ситуацию.
Умение договариваться, распределять обязанности в коллективной работе.
Материал. Демонстрационный:
-игрушка Матрёшка, -зеркало-пазлы (из картона, -чашечки и блюдца с цифрами от 1 до 10, -3 шаблона сарафана (для коллективного украшения, -паровозик с вагончиками в разных стилях: Хохлома, Гжель, Городец.
Раздаточный: -элементы с узорами разных росписей на картоне, выполненные в технике «Пластилинография» (выполненные детьми заранее, кисточки, салфетки, баночки с клеем-карандашом,
-ложки деревянные, одетые в кукол-матрёшек.
ИКТ:
-аудиозапись, -презентация, музыкальное сопровождение: русские народные мотивы, частушки. Предварительная работа:чтение сказки и просмотр мультфильма А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой Царевне и семи богатырях», игры с народными игрушками, с матрёшками, рассматривание и народных игрушек, чтение стихов о народных игрушках, заучивание стихов и частушек про матрешку, работа по освоению навыков техники «Пластилинографии», игры и упражнения по теме «Народные промыслы России».
Ход занятия.
В: Ай, да девицы-красавицы, парни добры-молодцы!
Проходите без стесненья, как настроение?
Рада вас видеть. Поздоровайтесь с нашими гостями.
В: -Ребята, что вас привело в этот зал?
Дети: -Нас сегодня пригласили на праздник «День рождения Матрёшки». Мы пришли её поздравить и подарить подарки. (В корзине у детей ложки-матрёшки) А где она?
В:Да, а где же наша именинница!
Дети высказывают предположения.
Слышатся аудиозапись. Голос Матрёшки :
«-Ребята, помогите мне, пожалуйста! Я готовилась к празднику: угощения, конкурсы для вас, сюрпризы. А когда стала наряжаться, случайно разбила зеркало. Да не простое, а волшебное. Это зеркало Злой Царевны. Вот и заколдовала она меня: сделала невидимой. Помогите мне, без вас не справиться!»
В: -Как нам быть, ребята?
Ответы детей: (поможем, нельзя бросать друзей в беде)
В: -Только как это сделать? Зеркало-то разбито!
На 1 слайде: Образ Злой Царевны:
«- Ваша неуклюжая Матрёшка разбила моё любимое зеркало! И вам придётся очень постараться, чтобы меня порадовать. Если вы выполните все задания и соберёте разбитое зеркало, так и быть, верну вам вашу подругу. Торопитесь, время идет»
В:-Ребята, а вот и зеркало. Посмотрите, на каждом осколке задание. Выполнив каждое из них, мы сможем присоединить все осколки к основанию зеркала, тем самым – восстановим его. Мы справимся? (Да)
-Тогда вперед! Артем, принеси осколок с цифрой 1. На нём –задание
упражнение «Вспомни и расскажи» -Расскажите все, что вы знаете о матрёшке?
Ответы детей:
-Матрёшка –это игрушка,
-сделана из дерева-деревянная,
- всегда яркая, разноцветная,
-её одежда – сарафан, платок, передник;
-матрёшка не бывает одна, всегда с сестрами или подругами,
-символ нашей страны России.
В: -Молодцы, ребята, справились с первым заданием! Берут осколок с цифрой 1 и прикрепляют к основанию (попросить присоединить ребёнка)
На 2 осколке задание «В Мастерской» : Заглянуть в мастерскуюи узнать как делают Матрёшки (3,4,5,6,7 слайды)
«Появилась первая матрёшка в России больше ста лет назад. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. А у нас на Руси так делали деревянные подарочные яйца на праздник Светлой Пасхи: большое крашенное яйцо, а внутри – маленькое. С большим старанием, вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин, а художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал. Вот так и появилась на свет деревянная фигурка девочки с петухом в русском сарафане. Кто-то из художников воскликнул: «Хороша Матрена!», так деревянную фигурку и назвали Матреной, или ласково – Матрешкой. Вот так и появилась на свет деревянная фигурка девочки – Матрёшки.
Делаютзаготовки для кукол из сухой древесины мягких пород: липы, берёзы, осины, начиная с самой маленькой.
После обработки изделие шлифуют (делают гладким)Потом матрёшек расписывают. А когда высохнет краска – лакируют (или покрывают лаком). Такие матрёшки становятся более прочными и блестящими.
В самых разных образах Матрёшку в качестве сувенира приобретают гости нашей страны, туристы»
Дети: -Очень интересно!
-Ребята, а теперь распределите по порядку картинки и назовитеэтапы изготовления матрешек? (Делают заготовки из дерева, шлифуют, расписывают, лакируют)
В: - Ребята, вы выполнили это задание. Прикрепляют осколок с цифрой 2 на основание зеркала.
На осколке с цифрой 3 следующее заданиеигра «Собери сервиз» : -Матрёшка не успела расставить сервиз для чаепития. Мы ей поможем. Но сделать это надо так, чтобы числа на чашечках и блюдцах являлись составом числа 10. На чайнике подсказка-напоминание число- 10. (Мальчики берут чашечки, а девочки – блюдца)
В: -Молодцы, ребята! Как вы красиво и правильно все расставили.
Крепят к основанию зеркала осколок с цифрой 3.
На следующем осколке с цифрой 4 задание:
ФИЗМИНУТКА «Найди пару»
-Ребята, нам надо соединить все варежки по парам и назвать какие игрушки на них.
Дети встают в круг и передают варежки с изображением дымковских игрушек под музыку. Когда музыка останавливается – дети ищут свою пару и называют игрушку.
–Молодцы, справились. Присоединяют этот осколок.
На осколке с цифрой 5 творческое задание «Наряди и проводи» :
-Матрёшки любят наряжаться. Хранят свои наряды в сундуке. А сундук-то непростой и наряд в нём расписной! Посмотрите, какие сарафаны для именинницы я приготовила. Вы поможете мне их украсить? Наряда всего три. Разделитесь на группы по четыре человека и распределите, кто из вас будет выбирать элементы росписей, а кто – составлять узор и наклеивать. Подсказка для вас на пояске.
Дети выполняют. Показывают.
В:-Очень красивые получились сарафаны! А вот в этом волшебном поезде наша Матрёшка отправиться в путешествие. Куда она поедет в этом наряде? ( развешиваем наряды в разные вагончики: Гжель, Хохлома, Городец)
Последний осколок с цифрой 5 и зеркало собрано.
В: -Ребята, мы собрали зеркало!
На 10 слайде появляется образ Злой Царевны: -Справились значит с моими заданиями. Да, дружба творит чудеса! Ладно, вы вернули мне зеркало, я возвращаю вам вашу подругу. Прощайте!
На слайде появляется Матрёшка :
- Спасибо, ребята, что не оставили меня в беде! Я бы одна не справилась. Давайте праздновать, веселиться!
Дети: -С Днём рождения, Матрёшка! Мы приготовили для тебя подарки! Ложки-матрёшки, мы их сделали сами. Они не простые, а музыкальные! Каждый ребёнок берёт куклу-ложку. Исполняют. Танцуют.
«1: -У Матрёшки ДеньРожденье!
Всех звала на угощенье
Русская красавица,
Всем ребятам нравится! (проигрыш)
2. Яркий сарафан в цветочек,
А на голове – платочек.
Ты всегда нарядная,
Весёлая, румяная!
3. С днём рожденья поздравляем!
И от всей души желаем:
Будь веселой, озорной,
Вместе с нами песни пой!
М: -Спасибо, ребята! Очень приятно!
Дети: - А эти ложки-матрёшки для тебя в подарок. Веселись и танцуй со своими сестричками!
М: - Ребята, вы такие молодцы! Веселые, задорные! Пора и угощенье подавать:
«Самовар шумит. Баранки на скатерти-самобранке!
За столы вас приглашаю, русским чаем угощаю!
Накрываю на стол и жду вас в вашей группе»
Подведение итогов.
В: - Ребята, какая удивительная история с нами приключилась! Что вам понравилось больше всего? Что вызвало затруднения? Что нового мы сегодня узнали? (повторить как делают матрёшки, значения новых слов (Ответы детей)
В:-Ребята, вы сегодня очень старались…
А сейчас вас ждет угощение Матрёшки в группе.