Татьяна Мищенко
Конспект занятия в группе продленного дня «История простого карандаша»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в группе продленного дня.
По страницам детских энциклопедий:
«История простого карандаша»
Цель:
• познакомить с историей появления карандаша,
• объяснить значения карандашей, правила пользования ими,
• показать, как устроен карандаш,
• рассказать, как его правильно точить,
Публикация «Конспект занятия в группе продленного дня „История простого карандаша“» размещена в разделах
• воспитывать бережное отношение к школьным принадлежностям.
Оборудование:
• простые карандаши,
• иллюстрации с изображениями древних приспособлений для письма,
• фотографии необычных карандашей
• детские энциклопедии.
Ход занятия:
1. Вызов
Он бывает очень острым
И рисует ярко, пестро.
Грифелек со всех сторон
Древесиной окружен.
Это друг надежный ваш
И художник. .
Воспитатель: Знаете ли вы, что это за предмет? (показать карандаш). –Правильно, карандаш.
-Для чего он нужен?
-Почему он «простой»? (Потому что он просто устроен, им можно провести линию на бумаге, не прилагая особых усилий).
2. Осмысление.
Воспитатель: Знаете ли вы, чем писали люди раньше? (ответы детей).
(Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций)
-Писали люди по-разному:
пальцами на песке,
угольками на светлых камнях,
заостренными палочками на восковых досках, (такие палочки называли «стило»,с обратной стороны к нему прикреплялось лопаточка, которая заглаживала или стирала ошибки при письме,
свинцовыми палочками (стереть след от такой палочки можно было только хлебным мякишем,
серебряными палочками. Этот инструмент представлял собой тонкую серебряную проволоку и требовал от пишущего высокого уровня мастерства, так как стереть им написанное было невозможно. Со временем серые штрихи, нанесенные таким «карандашом» становились коричневыми. Такие палочки были доступны только богатым людям! Они берегли их, и хранили в специальных футлярах.
Графитные карандаши, которыми пользуемся мы, известны с 16 века более 4оо лет. Их появлению предшествовала забавная история :
Английские пастухи овец из местности Камберленд после бури и сильной грозы нашли в земле у поваленного дерева темный мягкий камень. Этим камнем они выпачкали руки в серый цвет. Камень оставлял четкие следы на ткани и бумаге. Но грязь легко отмывалась водой и оттиралась тканью. Умные пастухи стали помечать камнем своих овец, что бы было легче их считать.
Затем из такого камня начали производить тонкие, заострённые на конце палочки и использовали их для рисования и письма. Камню дали название – графит. Графитные палочки были мягкими, быстро ломались и пачкали руки.
- Как вы думаете, дети, что же придумали люди, что бы не пачкаться?
(ответы детей,) – да, они придумали «одежду» для карандаша. Сначала это были кусочки коры дерева или веточки, которыми оборачивали графит или вставляли его внутрь, затем и бумага, и веревка. И только потом- деревянные трубочки.
- Всякое ли дерево может служить карандашу «одеждой»? - (предположения учеников, - нет, чаще всего для карандашей используется кедр. (показать картинку дерева).
Современный карандаш придумал еще в 1794 году талантливый французский ученый и изобретатель Никола Жак Конте. Карандаш был гладкий, ровный. А вот шестигранную форму корпуса карандаша предложил конце 19 века граф Лотар фон Фаберкастл, он заметил что карандаш круглого сечения часто скатывается с наклонных поверхностей во время письма. (Предложить детям попробовать покатать по парте карандаш круглого сечения и шестигранный).
Проблемный вопрос :
Вопитатель: Почему карандаш с круглым сечением легко скатывается с гладкой поверхности? (Ответы).
3. Физминутка
Эта легкая забава –
Повороты влево, вправо.
Нам известно всем давно:
Там – стена, а там – окно. Повороты туловища вправо и влево.
Приседаем быстро, ловко,
Здесь нужна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. Приседания.
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. Ходьба на месте.
4. Рассматривание «Как устроен карандаш».
Дети и воспитатель рассматривают карандаш в разрезе. Можно нарисовать схему на доске, или подобрать иллюстрацию.
Проблемный вопрос :
Воспитатель: Есть ли у карандаша характер?
- Все ли простые карандаши одинаковы? (Ответы)
- Ребята посмотрите, на карандашах есть обозначения, часть из них в виде букв. Но если разобраться, то ничего особенного и странного здесь нет: эти буквы называют маркировкой.
Т – означает «твердый»;
М – «мягкий»;
С – средней твердости.
Твердый карандаш оставляет тонкий след (ученики пробуют проводить линии на бумаге). Мякгий- жирный и насыщенный.
Маркировку карандашей учитывают художники, чертежники, конструкторы, архитекторы при построении чертежей.
5. Это интересно. «Какие бывают карандаши»
Материал взят из энциклопедии» Что? Когда? Зачем? Почему?» Современная детская энциклопедия. М. ,2012. – с. 124.
Воспитатель: Существует огромное количество интересных и необычных карандашей :
Лилипуты – размером до 1 см;
Великаны – величиной более 3 метров;
Карандаш+ластик – нарисовал и сказу стер;
Карандаш + кисточка - нарисовал и раскрасил красками;
Карандаш для сонь – на конце карандаша есть маленький колокольчик;
Карандаш с подсказками – на «одежке» карандаша могут быть написаны правила или таблица умножения, формулы;
Ароматические карандаши – с разными запахами;
Витаминизированные карандаши – для тех кто любит грызть конец карандаша;
Карандаш для аквалангистов – таким карандашом можно писать под водой.
6. Рефлексия.
Проблемный вопрос. Игра в ассоциации.
Воспитатель: Что объединят эти предметы: карандаш, поваленное дерево, овцы.
Подведение итогов.