Наталья Федосеева
Конспект занятия в группе первого года обучения «Рельефная рыбка из соленого теста»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог д/о Федосеева Н. В.
Объединение «Город мастеров»
Конспект занятия в группе первого года обучения на тему :
«Рельефная рыбка из соленого теста»
Программное содержание:
• Познакомить учащихся с лепкой из соленого теста;
• Учить детей лепить из соленого теста (раскатывать тесто скалкой, аккуратно работать с шаблоном и стекой);
Публикация «Конспект занятия в группе первого года обучения „Рельефная рыбка из соленого теста“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Тестопластика. Поделки из теста
- Темочки
• Развивать воображение и мелкую моторику рук;
• Воспитывать навыки аккуратной работы с соленым тестом;
• Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.
Оборудование: иллюстрации с изображением рыб, готовая работа (рыбка) из соленого теста, соленое тесто, стеки, файл.
Цель: развитие интереса к лепке из соленого теста.
Задачи:
1. Образовательные: ознакомление с элементарными навыками и умениями, используемыми при лепке из соленого теста (тестопластике)
2. Развивающие: формирование творческой активности, художественного вкуса; развитие мелкой моторики; формирование чувства цвета.
3. Воспитательные: воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание.
Ход занятия
А приятно ли получать подарки, сделанные своими руками?
Вручение подарка – одна из древнейших традиций человечества.
На Руси этот обычай поддерживал даже царь Иван Грозный. На Руси было принято дарить фигурки из соленого теста.
Считалось, что любая поделка, из соленого теста, находящаяся в доме - символ богатства и благополучия в семье.
Наши прабабушки лепили из него фигурки различных птиц и животных, так называемых «жаворонков», с которыми встречали весну, баранки, пряничные «козули», которыми одаривали своих друзей и родственников под Новый год, на Рождество, ко дню рождения в знак любви и благодарности. Изделия из теста использовались как детские игрушки.
С тех далеких пор изменились формы подарков, но суть осталась прежней. Подарок - это пожелание добра, и счастья.
А знаете ребята, я вам хочу рассказать интересную новую сказку про «Чикамаза». Вы меня спросите кто это такой? А я вам отвечу – это донская рыбка, которую когда-то поймал дед Матвей. Много в ту пору разной рыбы водилось в Дону. И вот однажды старый казак поймал простую рыбку ни на какую из знакомых рыбок не похожую, бросил ее в лодку и опустил удочку снова в Дон. И приметил Матвей Иванович, что рыба больше не ловится, сидит расстроился. А тут «Чикамаз» говорит человеческим голосом: - Что Матвей Иванович невесел, что ты голову свою повесил? Удивился казак, а сам отвечает, так чему ж радоваться, улова нет, с чем домой пойду, чем семью кормить-то буду? Отвечает ему рыбка : - помогу я твоему горю, если пообещаешь мне маленькую рыбу если поймал, то будешь отпускать, Дон-батюшку почитать, от мусора беречь и берега убирать. И передавай эту заповедь всем казакам, да потомкам своим. Я же в свою очередь пообещаю, что без рыбы ты домой уходить не будешь. Но как только нарушишь уговор, то забудь к Дону дорогу, никогда не поймаешь ни одной рыбешки.
Подумал Матвей Иванович, да и согласился. А рыбешку он отпустил и в этот день ловить рыбу не стал. И с тех пор, да по ныне казаки из уст в уста передают эту сказку.
Повторение изученного материала:
• Вы наверное догадались кого мы будем лепить сегодня на занятии?
• Как готовится соленое тесто?
• Что бы при сушке детали не отвалились, как нудно налепливать декор?
• Можно ли делать очень тонкие детали?
Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик маленький, (загнуть мизинец)
Этот пальчик слабенький, (загнуть безымянный палец)
Этот пальчик длинный, (загнуть средний палец)
Этот пальчик сильный, (загнуть указательный палец)
Ну а это толстячок, (загнуть большой палец)
А все вместе — кулачок! (покрутить кулачком)
Ребята, я вам предлагаю сделать эту рыбку из соленого теста.
А украшать вы ее будете, как захотите. Чтобы создать такую красивую поверхность можно использовать самые разнообразные подручные средства: стеки, колпачок от фломастера, пуговицы, формочки. Обычный колпачок оставляет отпечаток в виде круга, а с обратной стороны - красивую снежинку. Можно наклеить на тело рыбки маленькие фигурки, шарики, их вы можете слепить сами, тоже получится очень красиво.
Ход практической работы.
1. Берем кусок теста скатываем в шар, расплющиваем его и раскатываем пласт.
2. Прикладываем шаблон, аккуратно при помощи стека вырезаем рыбку.
3. Сглаживаем края при помощи стека или влажной кисточки.
4. Сделаем сверху два отверстия для веревочки обратной стороной кисточки. При помощи стеки делаем границу лёгким нажатием, между головой и туловищем.
5. Лепим глазки, скатав шарики из теста.
6. Шарики меньшего диаметра приклеиваем на большие.
7. Обратной стороной кисточки нажимаем на шарики, делая зрачки.
8. При помощи колпачка наносим чешуйки на поверхность нашего рельефа. Если кто-то хочет украсить свою рыбку, можно сделать маленькие шарики из теста и приклеить их к телу рыбки; можно вырезать с помощью формочек разные фигурки и украсить рыбку. Не забываем смачивать каждую деталь водой.
9. Раскатываем тонкую колбаску из теста, приклеиваем ротик рыбке.
10. Делаем оттиск на хвосте, продавливая линии.
11. Рыбки готовы! Осталось только высушить.
Рефлексия:
Ребята вам понравилось лепить из соленого теста?Нравится вам ваша работа. Молодцы! Давайте вместе посмотрим какие работы у вас получились.
Список использованной литературы.
1. Занятия по прикладному искусству. 5-7 классы: работа с соленым тестом, аппликация на ткани, лоскутковая техника, рукоделие из ниток/авт. -сост. Е. А. Гурбина. - Волгоград: Учитель,2009.-122. :ил.
2. Скребцова Т. О. соленое тесто : идеи для интерьера: панно, фоторамки, миниатюры/Т. О. Скребцова, Л. А. Данильченко. – 2-е изд:- Ростон/ Д: Феникс,2007.-235. :ил.
3. РубцоваЕ. С. Лучшие поделки из соленого теста/Е. С. Рубцова – Ростов н/ Д: Владис: М. :РИПОЛ классик 2009.-240 с. ,ил. (Красивые вещи своими руками).
4. Фигурки из соленого теста. - М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012.- 80с. ил-(Мастер-класс на дому).
5. Фирсова А. В. чудеса из соленого теста/Анна Фирсова. - М. : Айрис-пресс, 2008.-32. :цв. ил. – (Чудесные фантазии).
6. Рубцова Е. В. Фантазии из соленого теста/Елена Рубцова. - М. : Эксмо,2008.-64с. : ил. - (Азбука рукоделия вместе с детьми).
7. Антипова М. А. Соленое тесто. Необычные поделки своими руками. - Ростов н/ Д: Владис: М. :Рипол классик 2009.-240.,с. ил.
8. Конышева Н. М. Лепка в начальных классах: Кн. для учителя. Из опыта работы 2-е издание., дораб. - М. : Просвещение, 1985.-80с.
9. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя/сост. Г. С. Лабковская. -М. : Просвещение,-1983.-304с.
10. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. - М. : Знание,№1,1981 – 96с.
11. Боголюбов Н. С. Лепка на занятиях в школьном кружке. - М. :Просвещение, 1979.- 80с. ,ил.
12. Чаянова Г. Н. Соленое тесто. - М. : Дрофа-Плюс,2008.- 144с. :ил.
13. Мир народной культуры: материалы для занятий с детьми, внеклассные мероприятия/ сост. В. П. Ваташин. – Волгоград. Учитель,2009.-175с.