Евгения Келехсаева
«Удивительный воздух». Конспект занятия
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект составила : воспитатель Келехсаева Е. Г.
Тема: «Удивительный воздух»
Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования.
Задачи:
ОО «Познавательное развитие»
1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
Темочки:
- Воздух. Свойства воздуха
- Воздух. Свойства, экспериментирование. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
2. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
ОО «Речевое развитие»
1. Активизировать речевую деятельность.
2. Закреплять и расширять словарный запас детей.
3. Воспитывать культуру общения.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
- воспитывать у детей позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Организация детских видов деятельности:
• общение ребенка с взрослым;
• игровая деятельность;
• исследовательская деятельность (исследовательская практика).
Тип, форма и методы используемые в НОД: соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Метод – словесный, практический, исследовательский, игровой, наглядный.
Форма – фронтальная и индивидуальная.
Вид детской деятельности: коммуникативный, двигательный, игровой, здоровьесберегающий.
Активизация словаря: слова, обозначающие свойства воздуха (лаборатория, невидимый, легкий, прозрачный, занимает место и т. п.).
Материалы и оборудование: воздушный шарик; стаканчики по количеству детей с бутулированной водой, трубочки по количеству детей; полиэтиленовые пакеты по количеству детей; 6 воздушных шарика; по три салфетки на каждого ребенка, духи, сок апельсина, сок чеснока;
поддон с землей, шпажки с именем ребенка, семечки яблока.
Предварительная работа: наблюдение на улице, просмотр познавательных фильмов о воздухе, практиковались в надувании шариков.
Ход непосредственно - образовательной деятельности
Этап образовательной деятельности Организация рабочего пространства Деятельность взрослого Деятельность детей Психолого-педагогические условия/ задачи
Вводная часть (организационный момент) В. Дети, подойдите ко мне. Я очень рада вас видеть. Посмотрите все на меня, к нам пришли гости.
Встаньте рядышком по кругу
Улыбнемся все друг другу.
Если каждый улыбнется-
Утро доброе начнется:
Скажем: Доброе утро, Светлана Владимировна
Дети стоят в кругу.
Ответы детей. Создание условий для психологического комфорта в группе.
Вводная часть (мотивационный момент)
Загадка про воздух
Проходим к столам.
В. : Дети, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать,
С нами рядом каждый час
Но невидим он для нас!
Что это?
Правильно воздух.
-Ребята, а хотите поиграть с воздухом : ощутить его, поймать, почувствовать?
-Тогда, приготовьтесь. Мы сегодня отправимся в нашу лабораторию и будем исследовать воздух. Мы будем проводить эксперименты и опыты с воздухом.
Ответы детей.
Ответы детей.
Обеспечение интереса и эмоциональности детей
Основная часть
1. Эксперимент “Воздух невидимый, прозрачный”
2. Эксперимент “Воздух можно увидеть”
2. Эксперимент “Воздух можно поймать”
Физкультминутка:
Дует ветер с высоты. Гнутся травы и цветы.
Вправо – влево, вправо – влево клонятся цветы и травы.
А теперь давайте вместе все попрыгаем на месте.
Выше! Веселей! Вот так. Переходим все на шаг.
Вот и кончилась игра. Заниматься нам пора
3. Эксперимент “Воздух может принимать разные формы”
Надеваем фартуки
Работа в лаборатории
В группу залетает
шарик
Дети подходят к доске
Атрибуты для исследования
Исследование воздуха
Взрослый предлагает детям провести эксперимент с воздухом,
на столах атрибуты для исследования по количеству детей.
Атрибуты для исследования
Исследование воздуха
Взрослый предлагает детям провести эксперимент с воздухом,
на столах атрибуты для исследования по количеству детей
Взрослый предлагает детям провести эксперимент с воздухом,
на столах атрибуты для исследования по количеству детей
Взрослый предлагает детям провести эксперимент с воздухом,
на столах атрибуты для исследования по количеству детей В. Заходим в нашу лабораторию. Прежде всего нам надо одеть халаты, шапочки и послушайте правила поведения в лаборатории: внимательно слушать задание воспитателя и без разрешения ничего трогать нельзя.
Наши открытия мы будем отмечать с помощью карточек с символами, чтобы мы не забыли про них.
Перед проведением опытов нам надо выполнить дыхательное упражнение «Ветер»
А ветер щёки толстые надул, надул, надул,
И на высокие деревья он подул, подул, подул.
Опыт 1
Воспитатель:
В. К нам залетел шарик.
-Как вы думаете, что у него внутри?
А сейчас я развяжу шарик и выпущу воздух. Что вы почувствовали?
(ветерок, а ветерок это тоже воздух, который движется.
-А что вы услышали? Как воздух выходит из шарика? Давайте вместе произнесем: ш-ш-ш-ш.
-А вы его увидели?
-Значит, получается, что воздух невидимый или прозрачный, раз его не видно.
-Какой воздух? : воздух прозрачный, невидимый.
Вывод: Мы с вами сделали открытие, что воздух невидимый, прозрачный.
Максим, выбери карточку и прикрепи к доску.
Опыт 2
Как вы думаете, дети, а можно воздух увидеть. У нас на столе стаканчики с водой и трубочкой. Подойдите к столу, присядьте. Послушайте задание: вдохните воздух носом и подуйте один раз в трубочку.
-Посмотрите, что появляется на поверхности воды?
-А почему появляются пузыри? Внутри нас есть воздух.
-А давайте подуем посильнее? Сколько появилось пузырей?
-А где еще есть воздух? (вокруг нас, на улице, внутри нас)
Вывод: Воздух можно увидеть. Воздух есть внутри нас, мы дуем в трубочку и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем и получаются пузырьки. Вот еще одно открытие.
Аня, возьми карточку и прикрепи ее к доске.
Опыт 3
А как вы думаете : можно поймать воздух (дети пробуют поймать ладошками)
Давайте попробуем поймать воздух.
Посмотрите, что лежит на столе?
Д: Пакеты.
-Возьмите пакетик и скажите какой он.
Д: пустой, плоский.
Откройте пакетик, поймайте воздух, закрутите пакет. Что у вас в пакетах?
Д: Воздух.
-Какой пакетик стал?
Д: Упругий, полный.
-Теперь давайте выпустим воздух. Какой стал пакетик?
Д: Пустой, плоский.
-Снова наберём воздух.
Вывод: Воздух упругий, его можно почувствовать.
Воздух везде, вокруг нас.
Даша, выбери следующую карточку.
Дети, давайте немножко отвлечемся и разомнемся.
Физминутка:
Дует ветер с высоты. Гнутся травы и цветы.
Вправо – влево, вправо – влево клонятся цветы и травы.
Руки ставим перед грудью
Рывки руками делать будем
А теперь давайте вместе все попрыгаем на месте.
Выше! Веселей! Вот так. Переходим все на шаг.
Вот и кончилась игра. Заниматься нам пора
В. Мы вместе провели очень сложную работу.
Опыт 4
Понравилось проводить опыты? Продолжим. Посмотрите на эти воздушные шарики. Возьмите в руки по шарику и надуйте их. Что внутри их? А какой они формы –разной.
Вывод: воздух может приобретать форму предмета, в котором он находится.
Выберете карточку и прикрепите к доске
Опыт 5
Имеет ли воздух запах. Давайте понюхаем. Вдохните воздух носом. Какой у него запах. Д: Он без запаха. Правильно воздух не имеет запаха. Открытие отмечаем карточкой
Даша Д выкладываем на доску карточку.
Встаньте вокруг стола полукругом, отвернитесь, закройте глазки. Повернитесь. Открываем глаза. Возьмите по одной салфетке. Помашите перед собой. Что вы чувствуете? – запах какой?
Положите в емкость салфетки. Отвернитесь, закройте глазки. Повернитесь. Открываем глаза, возьмите другие. Какой появился запах? Положите в емкость салфетки, отвернитесь, закройте глазки. Повернитесь. Открываем глаза, возьмите другие.
Что происходит с воздухом? У него появляется запах. Вот еще одно открытие мы с вами сделали.
Вывод: Воздух может переносить запах. Выкладываем карточку
Дети одевают халаты и шапочки.
Ответы детей
Вместе с взрослым дети приходят к выводу, что воздух невидимый, прозрачный
Ребенок выбирает карточку
Ответы и исследовательские действия детей
Ответы детей
Вместе с взрослым дети приходят к выводу, что воздух можно увидеть в виде пузырьков
Ребенок прикрепляет
Карточку к доске
.
Ответы детей
Ответы и исследовательские действия детей.
Вместе с взрослым дети приходят к выводу, что воздух упругий, легкий
Выбирают карточку
Дети встают в круг и выполняя с воспитателем движения по ходу текста.
(Наклоны в стороны.)
(Прыжки.)
(Ходьба на месте.)
Вместе с взрослым дети приходят к выводу, что воздух может принимать разные формы.
Выбирают карточку
Вместе с взрослым дети приходят к выводу, что воздух не пахнет
Ребенок прикрепляет к доске карточку
Воспитатель смачивает духами
Ответы и исследовательские действия детей.
Воспитатель смачивает салфетки соком чеснока
Воспитатель смачивает салфетки соком апельсина
Ответы и предположения детей.
Вместе с взрослым дети приходят к выводу, что воздух может переносить запахи
Ребенок прикрепляет к доске карточку
Условия для проявления поисковой активности,
любознательности, интерес к исследовательской деятельности.
Условия для выражения детьми своих мыслей
Условия для развития, речевой активности.
Условия для проявления поисковой деятельности.
Условия для развития познавательной активности
Условия для выражения детьми своих мыслей.
Условия для развития, и стимулирования речевой активности.
Условия для проявления поисковой деятельности
Условия для проявления поисковой деятельности.
Условия для развития, и стимулирования речевой активности.
Условия для оздоровления детей и двигательной активности:
длительность в зависимости от степени утомляемости детей.
Условия для развития познавательной активности
Условия для развития, и стимулирования речевой активности.
Условия для выражения детьми своих мыслей
Заключительная часть В: А теперь подойдите все ко мне. Вставайте подальше, чтобы всем были видны карточки. Какое открытие мы сегодня сделали? С помощью карточек подсказок повторим, что мы сегодня открыли. Пора возвращаться из лаборатории.
Ответы и предположения детей.
Условия для выражения детьми своих мыслей.
Условия для закрепления
нового материала.
Условия для развития, и стимулирования речевой активности.
Рефлексия: итог НОД.
Оценка деятельности детей.
В. Скажите, вам понравилось наше путешествие в лабораторию? Мне очень понравилось, какие вы были замечательные ученые. Сделали столько открытий.
Я дарю вам по воздушному шарику.
Я открою вам секрет, чтобы воздух был чистым, нужно сажать деревья и другие растения. Они впитывают в себя грязный воздух, а отдают - чистый.
Я предлагаю вам прямо сейчас посадить семечко, чтобы выросло деревце. Каждый из вас возьмет семечко и посадит его в земельку и будет ухаживать Ответы детей.