Евгения
Конспект занятия «Удивительная вода» (старшая дошкольная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Никольская средняя общеобразовательная школа»
дошкольная группа
Конспект НОД
на тему «Удивительная вода»
Публикация «Конспект занятия „Удивительная вода“ (старшая дошкольная группа)» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Воспитатель:
Котенёва Е. А.
2022 год
Цель: формирование умения работать и находить решения на поставленные вопросы.
Задачи:
- Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов; о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса, имеет три агрегатных состояния – твёрдая, жидкая газообразная - пар); познакомить с круговоротом воды в природе.
- Формировать безопасное поведение на воде;
- Развивать логическое мышление; научить определять тему, осуществлять последовательно – исследовательскую деятельность, анализировать результаты,
- Воспитывать социальные навыки (умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнения партнёра, доказывать свою правоту).
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и экологическую культуру.
Словарная работа: активизировать и обогащать словарь детей, ввести новые понятия:
• лаборатория
• лаборант
• круговорот воды в природе
• жидкость
• пар
Материалы: Раздаточный материал на каждого ребё нка: 2 больших пластиковых стакана и 1 маленький, бусинка, лёд, клей, цветной карандаш, салфетки, лист бумаги формата А4, карточка с изображением стакана с водой, льда, пара.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем с вами работать в лаборатории, проводить опыты.
Закройте глаза и слушайте… Что шумит? (звучит шум ручейка, когда дети отгадают, на экране появится картинка).
Действительно, это журчит ручей. К нам в гости сегодня пришла капелька. Эта капелька путешествует по всему свету, много видела, много интересного знает.
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Воспитатель: Что это такое?
Ответ детей: Вода.
Воспитатель: Верно. Молодцы. Именно о воде мы будем сегодня с вами говорить.
Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Скажите, для чего нужна вода человеку?
Ответ детей: умываться, пить, поливать цветы.
Воспитатель: А как вы думаете, животным нужна вода?
Ответ детей: Да.
Воспитатель: Без воды живой организм долго не проживёт, ведь мы больше чем на половину состоим из воды.
Ребята, а воду всякую можно пить?
Ответ детей: Нет
Воспитатель: Пить можно только чистую воду.
Не забываем, что овощи и фрукты всегда нужно мыть перед едой. Вода может быть полезной и вредной. Нельзя пить холодную воду, под дождём можно промокнуть и заболеть.
Мы уже знаем много о воде, а сегодня познакомимся с её состоянием и некоторыми свойствами. Ребята, кто из вас мне скажет, что такое лаборатория? (ответ детей)
Лаборатория – это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. Давайте сегодня я буду учёным, а вы моими лаборантами, и мы проведём опыты с водой.
(воспитатель надевает халат, а дети колпаки)
Ребята вспомним наши правила:
1. слушаем
2. запоминаем
3. выполняем
4. делаем выводы
У нас будет три опыта. Перед вами три листа с пустыми квадратами.
Первый квадрат – это вывод из первого опыта
Второй квадрат – это вывод из второго опыта
Третий квадрат – это третий опыт.
Воспитатель: Всё понятно?
И так, приступаем.
Опыт № 1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»
Воспитатель: Возьмём пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан.
Всё получилось?
Ответ детей: Да.
Какая вода?
Ответ детей: вода жидкая.
А теперь сделаем вывод о том, что вода жидкая.
Перед вами лежат три картинки. Выберите нужную, которая доказывает, что вода жидкая и наклейте его на первый квадрат.
Воспитатель: Ребята, а где мы можем увидеть воду в жидком состоянии?
Ответы детей: речка, ручей, дождь, вода из крана, роса и т. д.
Молодцы ребята.
Опыт № 2 «Вода имеет твёрдое свойство»
Воспитатель: Ребята, возьмите теперь маленький стакан.
Посмотрите, что там лежит?
Ответ детей: лёд.
Воспитатель: Возьмите его в руку, какой он?
Ответ детей: холодный, мокрый, твёрдый и т. д.
Воспитатель: Смотрите, что с ним происходит? Во что превращается лёд? Ответ детей: в воду.
Воспитатель: Значит лёд - это вода. Вода может быть в твёрдом состоянии. Положите лёд в стакан, Возьмите салфетку и вытрите руки.
Молодцы. У всех всё получилось.
Ребята, как воду из жидкого состояния превратить в твёрдое состояние?
Ответ детей: формочку с водой поставить в морозильную камеру.
Воспитатель: Ребята, запомним, вода превращается в лёд при температуре 0 и ниже 0 .
Давайте посмотрим на экран, что мы видим? (показ картинок)
Ответ детей: снежинка, сосулька
Воспитатель: Скажите, всё, что вы мне сейчас назвали, относятся к жидкому состоянию или твёрдому?
Ответ детей: к твёрдому состоянию.
Воспитатель: Итак. Второй опыт закончился. Какое состояние имеет вода?
Ответ детей: твёрдое.
Воспитатель: Возьмите картинку, где вода в твёрдом состоянии.
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте ненадолго выйдем из лаборатории и встанем в круг.
Физкультминутка «Снежинка»
Кружатся снежинки
(дети кружатся)
В воздухе морозном
(медленно дуют на ладошки и плавно показывают руками движение снежинок)
Падают на землю
Кружевные звёзды
(встают, ловят воображаемую снежинку и лижут на ладошку)
Вот одна упала
На мою ладошку
(бережно прикрывают ладошкой)
Ой, не тай, снежинка,
Подожди немножко.
(на ладони другой ладошкой)
Воспитатель: Молодцы! Отдохнули? Снова возвращаемся в нашу лабораторию.
Опыт «Вода имеет газообразное состояние»
Воспитатель: Ребята, я вам сейчас покажу фокус (открывает термос и наливает кипяток в стакан).
Воспитатель: У меня очень горячая вода, с такой водой нужно обращаться осторожно.
Ребята, посмотрите, что происходит?
Что поднимается из стакана кверху?
Ответ детей: пар.
Теперь я беру стёклышко и накрываю стакан. А мы вместе посчитаем до пяти.
Раз, два, три, четыре, пять
Пар горячий стал водичкою опять
Вывод: Да, ребята, вода, испаряясь с поверхности, превращается в пар. А пар – это тоже вода, только в другом состоянии – газообразном.
У нас ещё осталась одна картинка. Наклейте её на пустой квадрат.
Воспитатель: Ещё, ребята, я бы хотела вам рассказать одну очень интересную историю. Внимание на экран. (Рассказ «Круговорот воды в природе»)
Вода в природе совершает путешествие по кругу. Вначале она превращается в пар, испаряясь с поверхности моря или океаны. Пар, поднимаясь в воздух, превращается в облака, где из пара образуются капельки воды, которые падают на землю в виде осадков. Когда тепло, будет дождь, а зимой – снег. Дождевая вода стекает в реки, оттуда она опять попадает в море и вскоре опять начинает испаряться. Всё вместе это называется круговоротом воды в природе.
Итог непосредственной образовательной деятельности:
Воспитатель: Подходит к завершению наша исследовательская работа. Мы с вами хорошо потрудились, и наша капелька не зря была у нас в гостях. Мы знаем теперь много интересного о воде. Вода – одно из самых удивительных веществ. Она может быть в трёх состояниях (каких) : жидком, твёрдом, газообразном. Вода находится в постоянном движении.
Сколько много фактов мы узнали о воде. А какую пользу нам приносит вода? (мы пьём воду, поливаем растения, умываемся, купаемся, стираем бельё)
Какая польза в природе? (воду пьёт животные и деревья и всё живое)
А чем полезен снег и лёд для нас? (мы можем кататься на коньках, лыжах, играть в снежки, кататься с горки).
А для природы? (в снегу прячутся многие животные и птицы от хищников, снежный покров защищает растения и землю от вредителей и от морозов)
Ребята, а снег и лёд могут быть опасны? (Сосульки могут падать с крыш, скользко на улице, лёд на водоёмах может треснуть)
Воспитатель: Да, ребята, вы правы.
Спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами.