Оксана Григорьева
Конспект осенней экскурсии в природу (выпускная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Образовательные задачи: учить находить признаки изменения в природе (в неживой природе, растительном и животном мире). Осенью солнце поднимается высоко, уменьшается продолжительность дня, небо бледно-голубоё или хмурые тёмные тучи появляются неожиданно, и идёт холодный дождь. По утрам появляется иней на траве, лужи затягиваются льдом. Пожелтела трава, деревья сбрасывают свой золотистый наряд. Учить отличать деревья по коре, кроне, листьям и плодам. Закрепить название деревьев на участке: липа, клён, берёза, ель, рябина и кустарников: спирея, белоснежноягодник, кизильник, шиповник. Закрепить понятие о перелё тных птицах: стрижи, грачи, ласточки, скворцы, зимующих: сороки, вороны, галки, снегири, синицы, свиристели, клесты. Первыми улетают те птицы, которые питаются насекомыми (ласточки, стрижи, а последними улетают водоплавающие птицы. Совершенствовать культуру речи. Учить отвечать краткими развёрнутыми предложениями. Активизировать слова: бороздчатая, крона, кора, плоды, водоплавающие, насекомые.
Публикация «Конспект осенней экскурсии в природу (выпускная группа)» размещена в разделах
- Выпускной. Сценарии выпускных в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Развивающие задачи: развивать умение детей логически грамотно излагать свои мысли, выбирать точные предложения для характеристики изменений в природе. Развивать активность детей.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей любовь к природе, бережное отношение к ней, любознательность. Осуществлять эстетическое воспитание: умение видеть и понимать красоту осенней природы. Формировать эмоциональную отзывчивость, желание ухаживать за птицами. Индивидуальная работа: Активизировать малоактивных детей: Наташу М., Сашу С., Сашу Н.
Предшествующая работа: На прогулке ежедневно отмечали изменения в природе, в календаре природы - состояние погоды. Рассматривать картины «Золотая осень», читали рассказы на природоведческую тему. Заучивали отрывки из стихотворений Пушкина, Толстого. Проводили дидактические игры: «От какого дерева лист?», «С какой ветки детки?» и др. Заучивали пословицы, поговорки. Использовали приметы в наблюдениях. Изготовили кормушки для птиц. Заготовили на зиму корм для птиц (семена берёзы, ягоды рябины).
Оборудование: гербарии: листья деревьев, кустарников; карточки «Плоды от деревьев»; картины «Золотая осень», «Поздняя осень».
Литература:
1. Веретенникова С. А. Четыре времени года, М. ,
2. Лучич, Детям о природе, М., 1983.
3. Программа воспитания ребёнка-дошкольника, под ред. О. В. Драгуновой, Чебоксары, 1993.
4. Как знакомить дошкольников с природой, под ред. П. Г. Саморуковой, М., 1983.
Методические приё мы:
1 часть - чтение отрывков из стихотворений,
- сравнение признаков поздней осени с периодом золотой осени,
- внесение картины «Золотая осень», рассматривание,
- рассматривание готовых рисунков,
2 часть - установка кормушки,
- приметы осени и зимы,
- рассматривание деревьев,
- сравнение 2-3 деревьев,
- наблюдение за птицами
- дидактические игры: «Найди дерево по плодам», «Чьи детки?», «От какого дерева лист?»
3 часть - пословицы и поговорки об осени,
- обобщение экскурсии.
Ход занятия:
Ребёнок читает стихотворение (отрывок) Пушкина:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная осень
С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман.
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора:
Стоял ноябрь уж у двора…
Ребё нок читает стихотворение:
От осени не скрыться,
Не скрыться никуда.
Кричат печально птицы,
Молчит в реке вода. Скамейки дождик мочит,
Деревья и дома…
Он плачет, он не хочет,
Чтоб к нам пришла зима.
О каком времени года говорится в стихотворении? А сейчас какое время года? Какие периоды осени вы знаете? Ребята, давайте посмотрим на эту картину. Как художник назвал эту картину? Какое настроение возникает у вас, глядя на эту картину? Какие краски использовал художник? Какие признаки поздней осени вы видите? А сейчас рассмотрим ваши рисунки. Какие краски использовали в своих рисунках? Почему?
Дети, сейчас мы оденемся и выйдем на улицу, повесим кормушку, отметим состояние погоды, понаблюдаем за птицами, покормим их. Обратим внимание на приметы, понаблюдаем, осуществляются они или нет.
На улице.
(Дети с воспитателем вешают кормушку, насыпают корм для птиц).
А теперь, ребята, понаблюдаем за природой. Что произошло с покровом земли? Какие стали деревья? Что осталось на деревьях? Как называются деревья на участке? А как вы догадались, что это за дерево? Давайте сравним липу и берёзу. Чем они отличаются? (У липы крона шаровидная, нижние ветки отходят от ствола к низу, а на концах приподнимаются. Верхние отходят под углом вверх. Ствол прямой круглый, гладкая. Плоды орешки. У берёзы крона белая, есть чёрные бороздки. Все ветки от ствола отходят вниз, концы свисают. Ствол прямой, круглый, кора бороздчатая). Что общего между ними? Кроме деревьев, что ещё растёт на нашем участке? Как называются? Давайте, ребята, сравним дерево и кустарник. Чем они отличаются? (У дерева ствол один, прямой, высокий, а у кустарника много мелких стволов). А что общего между ними? А какая сегодня погода на улице? (пасмурная, небо обложено серыми хмурыми тучами, идёт дождь). Как можно сказать об осеннем дожде? Есть ветерок? А как сегодня мы отметим погоду в календаре? Что нарисуем? Ребята, давайте поиграем в дидактическую игру «Лесовичок печёт пирог». Воспитатель раздаёт детям листочки разных деревьев. А у лесовичка нет листочков. Дети просят: «Лесовичок, испеки нам пироги». Лесовичок: «А с какой начинкой?» Дети кладут на ладонь листок и называют: с берёзой, липой и т. д. Лесовичок (переворачивает) путает листочки и раздаё т: вот твой пирог вишнёвый, из берёзовых листьев и т. д. Вторая игра лесовичка «Определи дерево по плодам». Лесовик показывает плоды, дети находят дерево. Далее дети уходят на свой участок, где повесили кормушку. Воспитатель предлагает послушать, не слышно ли пение птиц? Давайте, ребята, понаблюдаем, какие птицы прилетают к кормушке. Почему птиц стало мало? Какие птицы улетели первыми? Почему? (они насекомоядные, а насекомых давно исчезли). Давайте поищем все вместе насекомых, может они остались? А где проводят зиму насекомые? А какие птицы улетают последними? (водоплавающие). Почему? (водоёмы не замёрзли). Ребята, а какие птицы стали прилетать к жилью? (воробьи, сороки, галки, синицы, снегири). А где они были летом? (летом они выводили птенцов, а сейчас их не отличишь от родителей). Какие птицы зимуют у нас? Дрозды пролетают мимо, они задерживаются, пока есть корм, питаются рябиной. Дети, мы с вами можем у нас задержать птиц, если повесим кормушки и будем птиц кормить.
Воспитатель делает обобщение: что такое осень? Дети тоже делают обобщение. Ребята, что мы сегодня наблюдали? Какие пословицы знаете об осени? Ребёнок читает отрывок из стихотворения С. Есенина, в котором как раз говорится об изменениях в природе в период поздней осени :
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога,
Ей сегодня примечталось, Что совсем, совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Их, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребёнком
Запрягался в наши сани.
Воспитатель предлагает детям свободные игры.