Нелли Шевякова
Конспект занятия «Путешествие в страну настроений»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 2 «Дюймовочка»
Тема: «Путешествие в страну настроений»
(Формирование у детей представлений о базовых эмоциях,
развитие умения их различать и понимать)
подготовительная к школе группа
Автор: Шевякова Нелли Анатольевна,
воспитатель высшей
квалификационной категории
г Заринск
«Путешествие в страну настроений»
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в страну настроений“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
(подготовительная к школе группа)
Тема: Формирование представлений детей о базовых эмоциях, развитие умения их различать и понимать.
Образовательные области: познание, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.
Цель: Развивать эмоционально – волевую сферу детей.
Образовательные задачи:
1. Учить распознавать эмоциональные проявления (свои и других людей) по различным признакам: мимика, пантомимика.
2. Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции: радость, грусть, печаль, злость, удивление, страх, испуг, обрадоваться, разозлиться, испуганный, сердитый и т. д.
3. Закреплять у детей знания об основных эмоциях: радость, страх, гнев, грусть.
Воспитательные задачи:
1. Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей.
2. Помочь ребенку определять имеющиеся у него отрицательные эмоции (страх, гнев, злость и др., формировать умение справляться с ними.
3. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств, различными социально – приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).
4. Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.
5. Развивать эмпатию и выразительность речи и движений.
Предварительная работа: Работа с «Экраном настроения», рассматривание иллюстраций персонажей сказок, беседы, игры «Подбери друга», «Театр настроений», «Прочитай письмо по пиктограммам», занятия в кружке «В гостях у сказки» (сказкотерапия).
Оборудование, наглядный материал:
1. Колокольчик.
2. Три магнитных доски, набор магнитов.
3. Предметные картинки с изображением сказочных героев, выражающих различные эмоции: Буратино, Мойдодыр, Бармалей, Чиполино и т. д. для мимической гимнастики «Покажем героя».
4. Материал к игре «Расколдуй девочку»
5. Пять плоскостных изображений фей: злости, грусти, страха, удивления, радости.
6. Обручи три штуки.
7. Дидактическая игра «Читаем стихотворение» (по схемам).
8. Шапочки маски к игре «Маски».
9. Карточки к игре «Прочитай письмо».
10. Игра лото «Театр настроения».
11. Карандаши, листочки для рисования.
12. Желтая и оранжевая бумага – кусочки для «салюта радости»
13. Магнитофон.
14. Угощение.
1 часть - Начало занятия
Приветствие: Здороваемся друг с другом глазками, ладошками.
Цель: Установить с детьми эмоциональный контакт, способствовать организации внимания.
Педагог: Я очень рада всех вас видеть! Сегодня я хочу пригласить вас в кинотеатр, чтобы посмотреть один увлекательный мультфильм. Хотите его посмотреть?
Упражнение «Колокольчик - звоночек»
Цель: Настроить детей на общение, дать каждому ребенку возможность почувствовать себя в центре внимания.
Педагог: Вставайте в кружок. Вы знаете, что в кинотеатре зрителей приглашают в зал с помощью звонка? Так вот, как только кто – то из вас услышит звук колокольчика звоночка и свое имя, тот может занимать место у экрана.
Дети выполняют задание.
2 часть – основная часть
Рассказывание сказки, демонстрация «мультфильма».
Цель: Развитие у детей способности к сопереживанию.
На экран последовательно выставляются картинки – эпизоды сказки.
«Сказка про улыбку и слезку».
Жили – были на свете далеко – далеко отсюда две девочки и ничего друг о друге не знали. Одну из них звали – Улыбка, а другую – Слезка. Улыбка была доброй, веселой девочкой и все ее радовало: солнышко ли в окошко заглянет, дождик ли пойдет – все хорошо и весело.
Слезку же все обижало и огорчало: дождь только платье мочит, солнышко голову печет.
И вот однажды в песочнице возле дома Улыбка увидела Слезку в голубом сарафанчике, Слезка плакала и Улыбке захотелось ее успокоить!
- Какая славная девочка,- сказала она и подошла к Слезке,- Но почему ты плачешь?
- Я могу рассказать, но это очень печальная история.
И Слезка начала свой рассказ:
Представьте себе давным – давно это было, жила на свете девочка, была она очень добрая, жизнерадостная, веселая и все окружающие любили ее. Этому завидовала одна злая колдунья, которую звали Черная королева. И вот однажды она явилась к девочке и произнесла свое заклинание:
Я – Королева Черная коварная и злая.
Детей я ненавижу, веселье презираю.
Ни смеха, ни улыбок чтоб в жизни не видала я.
Пусть будут грусть и скука, печаль, тоска, разлука.
Черная королева заколдовала девочку и забрала ее приветливое выражение лица. «Вот с тех пор я все время плачу и забыла, как улыбаться» - закончила свой печальный рассказ Слезка.
- Очень грустная история,- сказала Улыбка,- Я очень хочу тебе помочь, но я такая маленькая и слабая, а расколдовать тебя, можно только в стране Настроений и выполнив задания фей.
Педагог: Ребята, а может мы с вами поможем расколдовать Слезку?
Дети: Да…
Педагог: Но для этого нам нужно отправиться в путь. На чем нам можно отправиться в путешествие? (предложения детей). А я предлагаю отправиться в путешествие на машине времени. Чтобы она начала работать, нам необходимо определить настроение сказочных героев на картинках, назвать их и показать это настроение с помощью выражения лица, движений рук, тела.
Упражнение «мимическая гимнастика» «Покажем героя» (погрусти как., позлись как. и т. д. по карточкам).
Цель: Развивать способность детей распознавать и изображать эмоции с помощью мимики, жестов, пантомимики.
Педагог: вы правильно выполнили задание (звон колокольчика) – машина времени готова к работе. Все встают в обручи (звучит музыка из фильма «Гостья из будущего»).итак, мы с вами перенеслись в страну Настроений, где нас будут встречать поочередно пять фей, задания которых надо будет выполнить. И если мы правильно выполним их, то настроение нашей Слезки изменится. Если задание будет выполнено верно, то будет звонить колокольчик.
А вот и первая фея.
- Какое у нее настроение?
Дети: Злое, сердитое.
Педагог: Да, это «Фея злости». Давайте посмотрим какое задание она приготовила для нас.
Подбери настроение к стихотворению.
Цель: Закреплять умение детей определять эмоциональный настрой стихотворения, продолжать учить подбирать соответствующее графическое изображение.
И. Токмакова «Ничья кошка», В. Приходько «Король Боровик», А. Кондратьев «По ночам», М. Бородицкая «Колдунье – не колдуется», А. Барто «Светит солнышко в окошко», А. Усачев «Что я могу?».
Педагог читает отрывок из стихотворения, а дети подбирают схему – злость, грусть, страх, удивление, радость. (звенит колокольчик если дети выполнили задание верно, если не верно, предложить исправить ошибку, еще раз подумав).
Отправляемся ко второй фее - это «Фея грусти».
Какое же задание она вам предложит?
Игра «Маски»
Цель: Развивать способность определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям, описывать мимику окружающих при изображении эмоций.
Педагог: Ребята на этой станции все кругом молчат и фея грусти предложила поиграть в игру «Маски», где вы должны выбрать ведущего, он закрывает глаза, а мы надеваем ему на голову шапочку, а потом он глаза открывает, а мы показываем ему только выражением лица, движениями рук, тела, того кто изображен на шапочке. Ведущий доложен догадаться кто это. (проигрываем 3-4 раза с разными шапочками – медведь, обезьяна, петух, лиса).
Звенит колокольчик.
Отправляемся к третьей фее.
Встречает – «Фея страха, испуга».
Она все время прячется, всех боится, живет на станции невидимок. Какое же задание она нам приготовила? Какие – то письма.
Цель: Развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.
Педагог: Оказывается эти письма были написаны очень давно, когда люди еще не знали букв и не умели по настоящему писать. Но все же общались друг с другом. И сейчас мы постараемся расшифровать эти необычные письма. В каждом из них нарисовано несколько лиц, отражающих разное настроения ивам надо их постараться прочитать, например: в этом письме изображены грустное и веселое лица и прочитать можно так – мальчик сидел у окна, смотрел на дождь и грустил, потому что мама не пускала его гулять. Но вот неожиданно дождь закончился, выглянуло солнышко. «Ура! Теперь, можно идти на улицу». Детям вручается три письма, они друг за другом рассказывают, что они «прочитали» в своих письмах.
Предложить детям 2 письма, на которых нарисованы маски – эмоции.
Звенит колокольчик.
А теперь нас встречает «Фея удивления». Для нас следующее задание «Театр настроения»
Цель: Развитие воображения, наблюдательности, сообразительности.
Детям предлагается 5 изображений масок с разными эмоциями и 3 вида карточек с разными изображениями настроений и эмоций животных и детей. Дети раскладывают маленькие карточки к большим изображениям масок в соответствии с настроением.
Звенит колокольчик.
Встречает «Фея Радости».
Цель: Развивать умение графически передавать заданную эмоцию.
Предлагает нарисовать портрет любой феи.
Игра – упражнение «Салют радости».
Цель: Создать у детей положительный настрой, развивать навыки группового взаимодействия, способствовать снятию мышечных зажимов.
Раз! Два! Три!
Салют радости – лети! (подкидывают вверх)
- Ура!- все хлопают в ладоши.
Педагог: Какой красивый салют у нас получился? А какое настроение у вас при этом было?
А сейчас мы прощаемся со страной Настроений и на машине времени возвращаемся домой.
Дети встают в обручи. Звучит музыка. Затем дети садятся на стульчики, смотрят на экран и видят, что на экране девочка не грустная, а веселая. Пока дети выполняют последнее задание, помощник не заметно подменил картинку на экране.
Педагог: Дети вы видите, что наша Слезка повеселела и уже улыбается. Ее теперь зовут по-другому – Радость! И она очень рада, что повстречала таких замечательных помощников. Она вас благодарит и дарит вам сладкие призы.
Итог занятия (заключительная часть)
Цель: Закрепить полученные навыки, создать положительный эмоциональный фон.
Педагог: Наше путешествие закончилось.
- Кому мы помогли? (ответы детей).
- Что мы для этого делали?
До свидания!