Тати Романова
Конспект занятия с элементами тренинга для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста «Ёлочка — лесная красавица»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 84 «Ёжик»
Конспект занятия с элементами тренинга
для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста
Тема: «Ёлочка — лесная красавица»
Подготовила: педагог – психолог
Публикация «Конспект занятия с элементами тренинга для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста „Ёлочка — лесная красавица“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Татьяна Геннадьевна Белецкая
Ульяновск
2020 год
Введение
Наступила зима. Вот уже снег хрустит под ногами. Приближение Нового Года все ощутимее. А главное дерево праздника, конечно же, елка, украшенная игрушками, гирляндами, мишурой, она создаёт особое праздничное настроение. Но каждый год после новогодних праздников мы наблюдаем картину, как около мусорных баков валяются ёлочки, которые недавно украшали дома и радовали детей. Не правда, ли грустная картина? Я задумалась, а могут ли дети помочь лесным красавицам, изменить ситуацию? Поэтому я решила до наступления новогодних праздников привлечь внимание детей, родителей, жителей нашего города к этой проблеме - сохранения лесных красавиц.
Цель:
- формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к природным богатствам родного края, повышение творческой активности и природоохранной деятельности детей.
Задачи:
ОО «Познавательное развитие» :
-формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного поведения детей в природе;
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- развивать умение правильно взаимодействовать с природой;
- способствовать развитию творческих способностей, воображению детей.
ОО «Социально – коммуникативное развитие» :
- воспитывать бережное отношение к хвойным деревьям, желание сохранить их растущими в ближайшем окружении: на участке, в лесу.
- способствовать включению семьи в процесс реализации проекта по формированию экологической культуры.
- привлечь внимание жителей нашего города к проблеме сохранения хвойных деревьев в период предновогодних и новогодних праздников.
ОО «Психолого—коррекционные» :
- формировать произвольность поведения и самоконтроль;
-обучать приемам саморасслабления, снятию психомышечного напряжения.
- развивать логическое мышление и воображение;
- снять психоэмоциональное напряжение;
-развивать способность к переключению внимания и распределению внимания;
-- снять эмоциональную усталость;
-- способствовать сплочению детского коллектива.
Оборудование: картинки с изображением соснового бора, ельника, тайги, картинки для дидактической игры, ковёр, конверт, крупные изображения сосны и ели, краски, пластилин, бумага формат А 3, небольшой поднос с крупой музыкальный центр, ноутбук.
Ход занятия:
Педагог – психолог:
-Здравствуйте, ребята! Совсем скоро мы будем отмечать самый главный праздник в году. Какой? (Ответ детей). Конечно, Новый Год! А что обязательно должно быть на новогоднем празднике? (Ответы детей : Дед Мороз, Снегурочка, подарки, ёлка и т. д.)
К нам в детский сад пришло письмо, нас приглашают к себе в лес деревья, а какие угадайте:
Упражнение «Отгадываем загадки – рисуем разгадки».
Дети сидят за столами. Перед каждым – небольшой поднос с крупой. Психолог объясняет правила работы с крупой:
- Посмотрите, перед каждым из вас стоит небольшой поднос. На нем – крупа. Рисовать мы будем прямо на этой крупе. Ребята, а вы видите на столах кисточки или краски? (нет) Рисовать мы будем нашими пальчиками! Справа и слева есть ручки. Потрогайте их. Если нарисовать на крупе пальчиком, и вам что – то не понравится в вашем рисунке, то потом можно просто взять поднос за ручки и, не отрывая от стола, немного потрясти, и вот уже перед вами – снова чистый лист! А сейчас вы будите, отгадывать загадки и рисовать разгадки на крупе)
«Её всегда в лесу найдём -
Пойдём гулять и встретим
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем». (Ель.)
«У меня длинней иголки, чем у ёлки,
Очень прямо я расту в высоту
Если я не на опушке,
Ветки только на макушке». (Сосна.)
Дерево в лесу растёт.
Цвет зелёный круглый год.
Вместо листика иголка.
Распушила ветки. (Ёлка)
Педагог – психолог:
- Вы правильно угадали, нас приглашают сосна и ель. Это лиственные деревья? (нет, хвойные). Почему их так называют? (потому, что у них вместо листьев хвоя). В какой лес мы отправимся? (в хвойный лес).
- Просто так нам до леса не дойти. На чём туда можно добраться? (на поезде, на самолёте). Давайте вспомним, на чём ездили или летали сказочные герои. (на ступе, на ковре - самолёте и т. д.). Нас много, что нам больше подходит? (ковёр - самолёт).
Упражнение «Релаксация»
Педагог – психолог:
-Дети закройте глаза и представите себе:
- Мы садимся на «ковёр - самолёт» и поднимаемся в воздух: «Вот появились высокие деревья. Лес стоит сплошной стеной. В этих краях суровые морозы, а жёсткая листва - хвоя защищена от них оболочкой. Приземляемся».
Посмотрите вокруг (звучит музыка, показывается видео ролик с изображением хвойного леса). Какие деревья вы видите? (Ель, сосна, кедр, пихта.)
Педагог – психолог:
-Дети слышите, кто – то завет нас на помощь? (показывается изображение ёлочки на видео) Ель: Да, скоро наступит праздник Новый год, начнут рубить ёлки и молодые сосны, а после праздника нас выкинут в мусорные баки, как ненужный сор, а ведь за один новогодний день уничтожают целый лес!
Упражнение «Изобрази эмоцию»
Педагог – психолог:
-Дети покажите какие эмоции и чувства сейчас испытывает Ель? (грусть, страх, печать, отчаяние, страдание) А если мы ёлочке поможем, какие она эмоции и чувства будет испытывать? ( дети показывают: радость, смех, счастье, спокойствие)
Творческая игра «Сказка про елку»
Дети составляют тематическую сказку по опорным вопросам, по заданному началу предложения.
«Жила-была елочка. Росла она… (где) А рядом с елочкой росли ее соседи – … (какие растения). Все они елочку очень … (как к ней относились). Любили резвиться возле елочки и лесные зверята … (какие зверята). Зайчика и лисичку елочка зимой защищала от метели своими пушистыми веточками, а белочку кормила елочка вкусными семенами из своих шишек.
Перед новогодним праздником пришел к елочке с топором … (кто). Хотел он срубить елочку. И тут случилось чудо – все жители леса – и растения, и животные вдруг заговорили и стали просить (персонажа) … (о чем просить). (Что сказали они ему) (а как он отреагировал на эти просьбы, что сказал в ответ)
Растения и животные очень обрадовались и поблагодарили (персонажа) … (какими словами поблагодарили) На радостях лесные жители устроили новогодний бал возле этой елочки. (Как они веселились на праздничном балу, что делали) (Чем закончилась эта история)»
Ребята, я запишу эту историю, а вы нарисуете к ней картинки. Так у нас получится настоящая книга. Мы дадим ее почитать родителям и детям других групп нашего детского сада.
Упражнение «Нарисуй плакат»
Педагог - психолог: Не волнуйся, Ёлочка, я думаю, наши дети не дадут тебя в обиду. Ребята, как мы можем помочь нашей ёлочке? (Можно нарисовать плакаты в защиту ёлок и развесить их на улицах.)А рисовать будем не карандашами, не мелками, а пластилином и красками без кисточек, ладонями и пальцами на бумаге.
Но прежде разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Елка»
Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локоточки поднимите,
Ну а пальцы – разведите.
Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой, ладони под углом друг к другу. Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.
Ребята, чем можно заменить ёлку? (Искусственной, она красива, долговечна, можно заменить целую ёлку еловыми или сосновыми ветками и украсить их.)
(дети рисуют плакаты)
Педагог – психолог:
- Давайте попрощаемся с лесной красавицей ёлочкой и вернёмся в детский сад на «ковре - самолёте». Ребята, закройте пожалуйста глаза (играет музыка в лесу родилась ёлочка).
Ну вот мы и в детском саду ребята. Вам понравилось наше путешествие? Что вы расскажите своим родителям о путешествии?
Выводы:
В результате проведенного занятия дошкольники понимают и знают, что:
• ели играют в природе и в жизни человека важную роль.
• вырубка елей наносит большой вред природе.
• как помочь хвойным деревьям жить долго и приносить людям пользу и радость.
Список использованной литературы:
1. Грехова Л. И. В союзе с природой. М. : Илекса, 2000.
2. Дмитриев Ю. Тропинка в лесу. Сказки о лесе и его обитателях. Цветные иллюстрации В. Федотова. М. Малыш 1981г. 84 с.
3. Николаева С. Н. Юный эколог. «Мозаика-синтез», 1999
4. Справочник педагога – психолога №2 2018
5. Журнал ребенок в детском саду № 5 .2017
6. Журнал ребенок в детском саду № 4 .2017
7. Хухлаева О. Н. «Тропинкой к своему я»2-е издание – М. : Генезис, 2009.-175с.