Наталья Леванова
Конспект занятия с песком (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе
«ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»
Цель: познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом, дать представления о свойствах песка. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир неживой природы;
Публикация «Конспект занятия с песком (средняя группа)» размещена в разделах
2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.
3. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.
4. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
5. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Материал к занятию :
Большая детская песочница, набор формочек, совочки, лейки, салфетки, лупы, трубочки для коктейля,
Ход занятия:
- Поиграем мы с утра: Заниматься нам пора, но не лепкой и не чтеньем, ждёт нас опыт и игра. Мы сегодня будем с вами проводить опыты.
Отгадайте загадку:
Он и жёлтый, и сыпучий,
Во дворе, насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брат
И играть (песок)
- Правильно. Это песок. Скажите, а вы любите играть с песком? (Ответы детей). Давайте с ним немного поиграем и познакомимся с его свойствами. Но сначала давайте договоримся, что во время игры:
- не трём глаза грязными руками;
- песком не обсыпаемся.
- С песком нужно работать аккуратно, чтобы он не попал нам ни в рот ни в глаза.
1 ОПЫТ.
-Давайте мы с вами посмотрим из, чего же состоит песок. Поставьте перед собой тарелочки. Возьмите щепоточку песка и потрите между пальцами, посыпьте «дождиком».
- Что вы почувствовали? Какой песок?
(ответы детей) (Сухой, сыпучий, рыхлый и т. д.)
- А теперь возьмите вот такое приспособление, кто знает, как оно называется, (увеличительное стекло, лупа).
- Правильно оно так называется, потому что увеличивает, а ещё можно сказать лупа.
2 ОПЫТ.
Возьмём лупу и внимательно рассмотрим песок.
- Из чего он состоит? (ответы детей) (Зёрнышки, камешки).
- Эти маленькие камешки называются песчинки, которые не прилипают друг к другу.
- Как выглядят песчинки? (ответы детей)
- Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, коричневые, светло-коричневые в зависимости от разновидности песка).
- Похожи ли песчинки одна на другую? (Ответы детей)
- Чем похожи?
- Чем отличаются? (ответы детей)
3 ОПЫТ.
Возьмите трубочки и осторожно дуньте на песок в тарелочках.
- Что происходит с песком? (ответы детей)
- Они разлетаются, потому что песчинки не прилипают друг к другу.
4 ОПЫТ.
- Ребята, попробуйте что-нибудь слепить из него.
- Что происходит? (ответы детей) (песок рассыпается)
ВЫВОД: Сухой песок состоит из маленьких песчинок, которые разные по форме, цвету, размеру и не прилипают друг к другу. Из него нельзя ничего слепить.
- Ребята, давайте отдохнём, поиграем в игру, а потом продолжим.
- Но сначала, перед игрой мы с вами помоем руки.
Подвижная игра «Песчинки» (повторяется 2-3 раза).
Цель: Знакомить детей с явлениями природы, знать, уметь изображать, двигаться легко и непринужденно, действовать по сигналу.
Ход игры:
- Становитесь все в круг. Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь. Присели все на корточки. О-о, сколько у нас песка.
- Но вот подул ветер, поднял песчинки, и они полетели в разные стороны. (Дети имитируют полёт песчинок).
- Ветер стих и песчинки опустились на землю.
(Дети приостанавливают движение, присаживаются на корточки).
- Молодцы, ребята! Хорошо поиграли.
- А теперь мы с вами продолжим наши игры с песком.
5 ОПЫТ.
- Добавьте в чашечку с песком воду из стакана.
- Что происходит? (ответы детей) (вода исчезла)
- Куда исчезла вода? (Ответы детей)
- Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.
-Каким стал песок? (Ответы детей) (мокрый, влажный).
- Попробуйте мокрый песок посыпать.
- Что происходит? (ответы детей) (он не сыпется)
ВЫВОД: Песок не сыпется, потому что песчинки намокли от воды и прилипли друг к другу.
6. ОПЫТ.
-Возьмите влажный песок и попробуйте слепить из него что-нибудь, например, шар или пирожок.
- Почему вы смогли слепить? (ответы детей)
- Потому что он мокрый, влажный и т. д.
- Что можно слепить из мокрого песка? (ответы детей).
ВЫВОД: намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрая песчинка слипается со своей «соседкой».
- Из какого песка нужно строить песочный дом? (ответы детей) (из мокрого).
Итог занятия :
- Молодцы, ребята, сегодня, при помощи опытов, мы с вами узнали много интересного о песке.
- Что мы узнали:
Песок состоит из песчинок;
Сухой песок сыпучий;
Мокрый песок тяжелее сухого;
Песок пропускает воду.
- Ребята, давайте с вами подумаем и вспомним, для чего нужен песок.
- Песок нужен в строительстве. Из него делают раствор, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий.
-песок используется в гололёд, для посыпания дорожек чтобы не было скользко.
В давние времена, когда еще не было других часов, именно песочные помогали людям отмерять время.
-Песок используется для детских игр
Самостоятельные игры с песком в песочнице.