Светлана Александрова
Конспект ОД «Русская изба» по формированию интереса дошкольников к истории, быту и любви к Родине в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Вид Интегрированное
Тип Познавательно-исследовательское
Группа Разновозрастная
Форма организации Подгрупповая
ФГОС Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Цель - Формирование интереса детей дошкольного возраста к истории и быту родного, любви к Родине.
Задачи Обучающие:
- познакомить детей с бытом русского народа в давние времена.
- познакомить с русскими народными пословицами, поговорками и загадками.
- приобщать детей к русским народным играм.
- развивать познавательный интерес
у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности, желание познавать новое.
- познакомить детей с русской избой, с предметами быта, с лексическим значением старорусских слов (печь, лавка, прялка, рушник, сундук, ухват, лопата).
- развивать память, мышление, воображение, фантазию.
- Побуждать детей к импровизации
Воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям.
Материалы и оборудование Мини-музей «Русская изба», театральные костюмы, мольберт, ленточка, платочки, картинки с изображением лаптей, печки, сундука, лавки, колодца, керосиновой лампы, крынка с молоком, тарелочки, цветная гуашь, пипетки, ватные палочки, пропитанные «Ферри», клееночки, влажные салфетки, наборы матрешек, иллюстрация с изображением посиделок.
Используемые технологии Здоровьесберегающая, игровая, познавательно-исследовательская деятельность.
Методы и приемы Наглядные, словесные, практические, игровые.
Ход НОД
(Организационный момент)
Здравствуй, небо! (руки поднять вверх)
Здравствуй, солнце! (руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, земля! (плавно опустить руки на ковер)
Здравствуй, планета Земля! (описать большой круг над головой)
Здравствуй, наша большая семья! (дети берутся за руки и поднимают их вверх).
Воспитатель: Ребята, каждый день люди при встрече, говорят друг другу, здравствуйте. Это слово от слова «здравие», «здоровье», т. е. мы желаем человеку быть здоровым, не болеть.
Это пожелание доброе или злое? (ответы детей).
Доброе, поэтому слово «здравствуйте», нужно говорить ласково, приветливо, глядя в глаза тому человеку с кем здороваешься.
Слово «здравствуйте», появилось в далеком прошлом, а вы хотите посмотреть, как жили люди давным-давно, когда еще не было ваших пап и мам и даже бабушек и дедушек? Хорошо, тогда давайте отправимся в те времена, когда жили ваши прабабушки и прадедушки. Посмотрите, что у нас есть! (детям выдаются кепки и платочки) Ну вот! Теперь все готовы! Тогда отправляемся! Встанем в круг.
-Ты глаза свои закрой
И тихонечко постой!
Вокруг себя ты повернись,
И в русском прошлом очутись.
Воспитатель: Смотрите, ребята! Где же мы очутились? (ответы детей). Жили раньше на Руси в избах. Дети, а вы знаете, что такая изба? (дети отвечают).
Раньше все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки из дерева, плели лапти, вязали, вышивали, пряли. Посмотрите какая красивая одежда: сарафан и косоворотка. Шили и украшали такую одежду сами хозяйки дома, не было фабрик по пошиву одежды и каждая хозяйка хотела, чтобы одежда у нее была красивой.
Воспитатель: Посмотрите, в горнице, так раньше называли комнату, все деревянное: стол, лавки, посуда. Столы в избах были большие. Мебель была самодельная и очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сидения за столом.
(На картинке изображение посиделок). Вечерами люди собирались в большой избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, рукодельничали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.
А теперь отгадай загадку: В избе – изба,
Из избы – труба.
Зашумело в избе.
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет. (печь)
Воспитатель: Давайте рассмотрим еще один из главных предметов каждой избы - печку. Обогревался дом с помощью печки. А что еще вы можете рассказать про печку? (ответы детей). А какие пословицы и поговорки вы знаете про печку? (ответы детей).
- Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
- Что есть в печи, все на стол мечи.
- У холодной печи не согреешься.
- Мала печка да тепленька.
- Печь краса – в доме чудеса!
Воспитатель: Действительно, печь – душа крестьянского дома. Печь кормила, поила, лечила и утешала.
Воспитатель: Ой, слышите, кто-то за печкой стучит? Кто же это может быть? (ответы детей).
(Появляется из-за печи домовенок Кузя).
Кузя: Рад вас видеть в нашем доме.
Воспитатель: Ребята, а знаете, что в народе считают, что домовой живет в каждом доме. Есть поговорка – «Никакой дом не стоит без домового». Он и вправду настоящий хозяин дома, хранитель, покровитель его.
Кузя: Все правильно, я оберегаю дом, слежу за порядком, чтобы мир был в доме, никто не ссорился, не бранился.
Воспитатель: Ребята, давайте покажем Кузе, что мы много знаем о том, как жили люди раньше. Поиграем в игру, что было и что стало.
(Дети садятся, воспитатель вывешивает картинки на мольберт, с изображением перечисляемого).
Дидактическая игра: «Что было и что стало»
1. Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги)
2. Раньше в печи готовили, а теперь (на плите)
3. Раньше на лавках спали, а теперь (на кровати)
4. Раньше воду из колодца носили, а теперь (льется из водопровода)
5. Раньше одежду в сундуках хранили, а теперь (в шкафу)
6. Раньше жгли лучину и керосиновые лампы были, а теперь (электричество есть)
Кузя: Молодцы ребята!
Воспитатель: Кузя, а научи нас какой-нибудь старинной игре.
Кузя: С, удовольствием! А игра наша называется «Игра с лентой».
Становитесь в круг, а водящий будет ходить по кругу и выбирать себе пару.
(Под русскую народную музыку ребенок идет внутри круга с лентой в руке, а дети водят хоровод и поют).
Вышел (имя ребенка) погулять,
Стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать.
Кому ленточку отдать.
(дети останавливаются).
Поклонись, поклонись.
Да за ленточку держись.
(Ребенок кланяется выбранному и говорит: - «Дарю тебе ленточку. Потому что ты самая добрая и т. д).
Воспитатель: Поиграли славно! Вам понравилось ребята? (Да)
Кузя: Молодцы ребята, за то, что вы такие умные и веселые я покажу вам волшебство. Это древний способ создания узоров на ткани и бумаге, вот тут на печи есть у меня молоко от моей Буренушки (достает молоко в крынке, проходите за столы, садитесь, и чуду дивитесь.
Воспитатель: А, пока Кузя разливает молоко, давайте разомнем пальчики. Посмотрите, какие здесь матрешки красивые. Давайте вспомним наш стишок про матрешек.
- Маню раскрываем, Зину вынимаем.
Вот раскрыли Зину, вытащили Нину.
А из Нины мы достали чернобровую Наталью.
А внутри Наташи засиделась Даша.
Дашу мы раскрыли, выпустили Лилю.
Все девчонки из кармана вышли в разных сарафанах.
(Дети выполняют соответствующие движения)
Кузя: Вот и все готово, моя изба стала еще красивее с такими замысловатыми узорами. Спасибо вам ребята.
(Под русскую народную песню дети рисуют узоры).
Воспитатель: Ребята, вы знаете, почему происходит это волшебство? Я вам расскажу. Так как, молоко жирное, краска не тонет, а с помощью «Ферри» красиво растекается.
(Все вместе рассматриваем работы, обсуждаем).
Воспитатель: Настало время прощаться. Спасибо тебе Кузя за гостеприимство, а нам пора в группу.
Кузя: И вам спасибо, что навестили меня. И как хозяин этой избы, я с пустыми руками вас не отпущу. Вот вам от меня гостинец и навещайте меня почаще.
(Кузя дарит корзинку с пряниками)
Воспитатель: Ну что ж, пора сказать волшебные слова.
- Ты глаза свои закрой
И тихонечко постой!
Вокруг себя ты повернись,
И в русском прошлом очутись.
Воспитатель: Вот мы и опять в своей группе. Вам понравилось наше путешествие в прошлое? А понравилось ли вам в гостях у Кузи? Что нового вы узнали? А игры понравились? Вы молодцы, помогли Кузе украсить горницу, а теперь пришла пора попробовать Кузино угощение.