ольга царёва
Конспект занятия «Россия — народов дружная семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное образовательное дошкольное учреждение детский сад «Улыбка»
п. Колышлей.
по познавательному развитию
с детьми средней группы
«Россия – народов дружная семья»
Составила
Царёва Ольга Ивановна
воспитатель МДОУ детский сад
«Улыбка» п. Колышлей
2024г.
Цель:
Публикация «Конспект занятия „Россия — народов дружная семья“» размещена в разделах
- День народного единства, 4 ноября
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Формировать представления детей о России, как о многонациональной стране.
Задачи:
- Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию.
- Расширять познавательные интересы детей.
- Развивать связную речь, обогащать словарный запас.
- Воспитывать чувство любви к родной стране, доброжелательное отношение к народам, населяющим Россию.
Оборудование: ноутбук, мольберт, наборы цветных картинок «Народы России», карта РФ, с изображёнными на ней народами, рисунок формата А1 с нарисованными людьми в национальных костюмах (русские, мордва, татары, чуваши, аудиопроигрыватель.
Предварительная работа: слушание песен о Родине, чтение сказок народов России (русские народны сказки, татарские народные сказки, мордовские народные сказки); слушание национальных мелодий народов России (татарские мелодии и песни, мордовские, чувашские, русские народные); разучивание подвижных игр народов России (татарские народные игры, русские народные игры, мордовские народные игры, чувашские народные игры, подготовка материалов и оборудования.
Словарная работа: многонациональная страна, Россияне, национальность, народы, малая Родина, журналист, редакция.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Воспитатель: Ребята, к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. (Дети здороваются)
Воспитатель: Улыбнёмся друг другу и гостям, чтобы у всех у нас было хорошее настроение.
Воспитатель: А сейчас повернитесь ко мне и послушайте отрывок из песни, а потом мне скажите, о чём эта песня. (песня «Самая любимая Родина моя» сл. и муз. Т. В. Богач)
Воспитатель: О чём мы слушали песню?
Дети: Слушали песню о Родине.
Воспитатель: Скажите, что такое Родина?
Дети: Родина – это страна, в которой мы родились и живем. Это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка. Это место, где стоит наш детский сад.
Воспитатель: Да, каждый из вас правильно ответил на мой вопрос.
Воспитатель: Как вы думаете, с каким словом похоже слово Родина?
Дети: Со словом «родной».
Воспитатель: Что оно обозначает?
Дети: Самый близкий, как мама и папа.
Воспитатель: У каждого человека есть Родина. И Родина бывает одна – как и родители, и также, как мама и папа, она нам очень дорога. Для нас с вами – это страна, у которой удивительно красивое название… -Какое?
Дети: Россия.
Воспитатель: Российская Федерация.
ИГРА «Передай сердечко и скажи словечко»
Воспитатель: Я предлагаю вам каждому сказать, какая наша Родина. Мы будем передавать по кругу сердечко и каждый ответит одним словом: Наша Россия, какая?
(Дети передают по кругу сердечко и называют по одному прилагательному к слову Россия : милая, любимая, красивая, чудесная, заботливая, надежная, прекрасная, миролюбивая, дорогая, единственная, сильная, богатая, могучая).
Воспитатель: Вот сколько красивых слов вы смогли сказать о России.
Воспитатель: А вы знаете, что у каждого человека есть и малая Родина? Это город, посёлок, село в котором живёт человек.
Воспитатель: Ребята, а как называется наша малая Родина, наш посёлок? (Колышлей)
Воспитатель: Давайте с вами присядем, хочу вам кое – что показать.
На телефон приходит сообщение.
Воспитатель: Кажется, мне пришло сообщение. Извините, ребята, я посмотрю, вдруг что-то срочное. Точно сообщение…голосовое. (включает, вместе слушают)
- Здравствуйте, Ольга Ивановна. Меня зовут Светлана. Я работаю в детской газете журналистом. В редакции мне дали задание написать статью про народы, проживающие на территории России. Я знаю, что вы, Ольга Ивановна, работаете воспитателем в детском саду. Не могли бы вы с ребятами помочь мне собрать материал на данную тему, о народах России. Буду вам очень благодарна.
Воспитатель: Попробуем помочь?
Воспитатель: Я как раз хотела показать вам мультфильм о народах, проживающих в нашей стране. Давайте посмотрим его, может Светлане пригодится этот материал, да, и мы с вами узнаем что-то новое.
Просмотр мультфильма «Народы России»
Воспитатель: Вам понравился этот мультфильм? О ком этот мультфильм? О каких народах в нём говорилось?
Дети: Русские, мордва, татары, чуваши.
Воспитатель: Что вы узнали об этих народах, о чём мы можем рассказать Светлане?
Дети: Народы разговаривают на разных языках – татары на татарском языке, чуваши на чувашском, мордва на мокшанском и ерзянском языках. У народов отличается музыка, одежда.
Воспитатель: Пойдёмте посмотрим на карте нашей Родины, где и какие народы проживают. Наша страна большая и необъятная, здесь проживает очень много разных народов и всем хватит места. Наша страна сильна дружбой народов, её населяющих. (воспитатель показывает, рассматривают) Сегодня мы поговорим с вами о самых многочисленных народах. Это русские, мордва, татары и чуваши. Из мультфильма мы узнали, где живут татары (в республике Татарстан. Показывает на карте., мордва (в Мордовской республике, чуваши (в Чувашской республике). (Всё показывают на карте) Это основное место проживания этих народов. Но люди по тем или иным причинам переезжают на другое место жительство. Меняют место проживания. И очень много людей этих национальностей проживают на нашей малой Родине, рядом с нами. Даже в нашем детском саду есть дети разных национальностей, и в нашей группе.
Воспитатель: А вот вы знаете какая у вас национальность? (ответы детей)
Воспитатель: Дети любой национальности очень любят играть. У каждого народа есть свои национальные игры. Какие вы знаете русские народные игры?
Дети: «Горелки», «Ручеёк», «Гори, гори ясно».
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в татарскую национальную игру, которая называется «Тимербай»
(Звучит татарская народная музыка)
Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Выбирают водящего — Тимербая. Он становится в центре круга. Дети идут по кругу и читают стихотворение:
Пять детей у Тимербая
Дружно, весело играют.
В речке быстро искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
Со словами «Вот так!» водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправить Светлане нашу картотеку игр, где есть игры разных народов. Может ей пригодиться этот материал. Возможно она научит других детей в них играть.
Воспитатель: У меня есть картинки, на которых изображены люди в национальных костюмах. Посмотрите какие они разные и интересные.
Дети подходят к доске, где картинки людей разных национальностей. (русские, мордва, татары, чуваши)
Воспитатель: Давайте попробуем определить, к какой национальности относятся эти люди. (называют национальности людей, какие цвета преобладают в костюмах)
Воспитатель: Ребята, а сейчас на улице можно встретить людей в таких костюмах?
Так люди одеваются на свои национальные праздники. У каждого народа есть свои национальные праздники, обычаи. Даже любимая еда может быть разной, у каждого народа есть свои национальные блюда. Но все народы объединяет одно : для всех Россия – большой общий дом, и все народы хотят в нём жить дружно и мирно.
Воспитатель: - …расскажи пожалуйста стихотворение о нашей большой, дружной стране.
Ребё нок: Как повезло тебе и мне,
Мы родились в такой стране,
Где люди все - одна семья,
Куда ни глянь – кругом друзья.
Воспитатель: Дружба и единство народов делает нашу страну сильной. Мы не должны ссориться! Мы все должны жить в мире и согласии, уважать друг друга независимо от национальности!
Воспитатель: Ребята, смотрите, сколько мы собрали материала для Светланы о народах, проживающих в России. О чём мы можем ей рассказать? Какой материал отправим? О каких народах мы сегодня говорили?
Дети: Говорили о таких народах как русские, мордва, татары, чуваши. У каждого народа есть свой национальный язык, национальный костюм, музыка, сказки, игры, национальные праздники, национальная еда.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, у меня есть вот такая картина. Скажите, что на ней изображено? (на фоне Российского флага и берёз стоят люди в национальных костюмах, взявшись за руки) Обратите внимание, что национальные костюмы людей не разукрашены. Предлагаю вам разукрасить костюмы и отправить эту картину вместе с другим материалом журналисту Светлане.