Галина Мартынова
Конспект занятия с элементами экспериментирования в старшей группе «Путешествие в зиму»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность по теме:
«Путешествие в зиму».
Цель:
Познание:
Коммуникация:
Социализация:
Словарная работа:
Предварительная работа:
Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы, учить самостоятельно находить их. Развивать способность наблюдать, строить предложения, предлагать способы их проверки, делать выводы. Воспитывать чувства эмпатии к родной природе.
Публикация «Конспект занятия с элементами экспериментирования в старшей группе „Путешествие в зиму“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Материал: цветок - годовик 12 лепестков; для опыта - 2 снежка, блюдце, стакан, шерстяной шарф; иллюстрации - тундра, тайга, смешанный лес, Северный полюс; картинка со снеговиками; календарь природы - 3 зимних месяца; палочки высотой 30 см.
Ход образовательной деятельности
Мотивация:
Ребята, я сегодня на улице встретила детей, своих соседей Ваню и Таню, которые спорили, чей снеговик растает быстрее. Когда они узнали, что я иду в детский сад, то попросили меня, может быть, вы им помогли бы? Поможете?
Посмотрите внимательно на рисунок, подумайте и скажите, чей снеговик растает быстрее, если начнёт припекать солнце? Объясните, почему вы так думаете. 2 -3 ответа.
Сейчас мы с вами проведём подготовку к опыту со снегом. Подходим к столу.
Возьмём 2 снежка. Один я положу на блюдце и поставлю на стол. Другой положу в стакан и заверну его в шерстяной шарф.
Как вы думаете, какой снежок растает быстрее? 2 -3 ответа. Это мы с вами узнаем чуть позже.
А, сейчас, рассмотрим иллюстрации.
Что на них изображено?
Где мы уже побывали? (тундра, тайга, Северный полюс, смешанный лес).
А во что Таня с Ваней были одеты? (зимние куртки, тёплые сапоги, меховые шапка и варежки).
Почему?
На дворе зима.
Ребята, а сколько месяцев в году? (12 месяцев).
Давайте посмотрим на наш цветок - годовик. Расскажите мне, какими цветами обозначены: весна, лето, осень.
Какого времени года здесь нет? (зимы).
Скажите, лепестки у зимы какого цвета, почему? (белый снег).
Молодцы! Давайте приклеим к нашему цветку - годовику ещё и белые лепестки, только я забыла, а сколько их должно быть? (три).
Хорошо! А кто мне назовёт зимние месяцы? (1 - 2 ответа).
Теперь цветок - годовик полный и мы можем подойти к столам. Сели.
Итак, первый месяц зимы - декабрь.
В старину этот месяц называли : лютень, студень, стужайло.
Какие дни можно так называть? (холодные, лютые, морозные).
Послушайте пословицу: "В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты". 2 -3 ответа.
Как вы, понимаете эту пословицу?
Второй месяц зимы - январь.
И в народе его называют - просинец. Потому, что в этом месяце чаще светит солнце и проглядывает синее небо. Январь считается самым морозным, самым снежным, самым ветреным.
И народные поговорки гласят: "Мороз не велик, да стоять не велит", "В зимний холод всякий молод". Как вы, понимаете эти поговорки?
Зима - время весёлых игр. Много их придумал русский народ. Вот одна из них - "Малечина - калечина".
Физкультминутка.
У каждого ребёнка в руках палочка длиной 30 см. Все произносят слова: «Малечина–калечина»
Сколько часов до вечера
До зимнего?"
После последних слов ребёнок ставит веточку на ладонь и старается удержать. Воспитатель считает. Выигрывает тот, кто смог удержать веточку дольше всех.
Сели за столы.
Последний месяц зимы - февраль. В старину февраль называли : ветродуй, бокогрей, вьюговец.
Такие непохожие названия. Что бы это значило? 2 -3 ответа.
Русская пословица говорит: "В феврале два друга - мороз да вьюга".
А сейчас, мы с вами определим, в какую погоду Таня и Ваня заполняли свой календарь. Внимательно рассмотрите картинки и проведите стрелки. Напомнить детям, что февраль - тёплый месяц и температура воздуха показывает вверх. (Красная стрелка). Январь - солнце яркое, небо проглядывает. Декабрь - день пасмурный, стрелка показывает вниз, холодно. Молодцы, все справились!
Ребята, наступил момент, когда можно посмотреть на наш опыт.
Подойдём поближе, развернём шарф.
И что же мы видим?
Снежок, лежащий на блюдце, растаял значительно больше. Почему? 2 - 3 ответа.
Давайте проверим. Зажжём свечу и попробуем подержать над ней руку. Горячо!
Что нужно сделать, чтобы не жгло? Убрать руку или заслонить огонь чем – ни будь? Например, шарфом.
Почему теперь руке не горячо? Шарф не пропускает тепло от свечи к руке, задерживает его.
Почему не растаял снежок в стакане? Шарф не пропустил комнатное тепло к снежку. 2 - 3 ответа.
Человек зимой надевает шубу. Почему мы говорим: "Шуба греет". 2 - 3 ответа.
Шуба не выпускает тепло тела человека на улицу или не пускает к нему холод. Ребята, а помните, о чем вас просили Таня и Ваня? Какой снеговик растает быстрее, если начнёт припекать солнце?
Теперь вы готовы ответить на этот вопрос. (2-3 ответа). Танин снеговик растает быстрее, так как на нём нет одежды, а Ванин - ещё постоит и порадует детей во дворе. Значит, время прошло с пользой, и мы помогли Тани и Вани в их споре.
Что вы узнали нового?
Что для вас показалось трудным?