Лилия Поликарпова
Конспект занятия «Путешествие в казачий хутор»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в казачий хутор»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
МО г. Краснодар «Центр – детский сад №182»
Мой город Краснодар.
«Путешествие в казачий хутор»
Воспитатель: Поликарпова Л. С.
г. Краснодар
2022
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в казачий хутор“» размещена в разделах
Цель: Знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять представления о казачестве, самобытности, культуре, традициях этого народа. Стремиться сохранять и приумножать культурное наследие своего края, через мини музей «Казачий хутор» и проведение цикла конкретных мероприятий.
Задачи:
Образовательные: Познакомить с обычаями на Кубани, дать сведения о жизни казаков;
расширять словарный запас
Развивающие : Развивать эмоциональную отзывчивость при знакомстве с народным ремеслами Кубани;
развивать мышление, умение отвечать на поставленные вопросы.
Воспитательные: Воспитывать интерес и уважение к кубанским народным традициям и ремеслам;
желание принять непосредственное участие в происходящем.
Предварительная работа: отгадывание загадок про кубанский край, знакомство с народным кубанским костюмом казачки и казака, кубанскими ремеслами, обычаями, работа на ткацких станках и гончарных кругах.
Словарная работа: рушник, пряхи, хутор, хата, глэчик, кичка, папаха, надзоры, ряднины
Приё мы: Рассматривание, художественное слово, загадки, пояснения, поощрения, самостоятельная деятельность детей
Ход:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Мы с вами прочитали много сказок. Вы верите в и сказки? Мечтали бы вы оказаться в любом другом месте? Может вернемся на двести лет назад, в старинную казачью станицу? Мы с вами посетим мини-музей «Кубанский дворик» нашего любимого детского сада. А для того, чтобы перенестись в далекое прошлое, предлагаю надеть старинные атрибуты (кичка и папахи).
Воспитатель: Посмотрите ребята, мы с вами превратились в казаков и казачек.
Дети берутся за руки, и воспитатель под слова ведет всех в мини-музей
«Кубанский дворик».
Воспитатель:
Любили казаки свой край
И превратили его в рай.
Пахали, строили, служили.
Обычаи и веру сохранили.
Сегодня в прошлое мы с вами попадём,
Дом казака увидим и в него войдём.
О том, как жили, многое узнаем.
Итак, готовы? Мы начинаем.
Воспитатель: Сегодня я вам расскажу, как и где жили казаки в старину на Кубани. Куда мы попали?
Он не город, не станица
Тут простые казачьи лица.
С утра до ночи слышен хутор,
Это небольшой казачий ….
Дети: ответы.
Воспитатель: Да, казаки селились в хуторах, станицах, городах. Мы с вами сегодня в хуторе. Посмотрите, это жилище казаков.
Воспитатель: А кто знает, как раньше называлось жилища у казаков?
Дети: ответы.
Воспитатель: Правильно, свои жилища казаки строили из местных материалов. Пол мазали глиной, коровяком, крышу покрывали камышом или соломой. Снаружи хату белили, красили ставни, внутри украшали половичками, занавесками, покрывалами, скатёрками, вышивками. Во дворе располагались хозяйственные постройки: сарай для скота, амбар, погреб, летняя печь, навес для повозок.
Воспитатель одевает на голову кичку и юбку казачки и вступает
в роль хозяйки хаты.
Хозяйка: А сейчас я буду в роли самой хозяйка хаты.
Хозяйка: Приглашаю вас в мою уютную старинную хату. Рассмотрим внутреннее убранство хаты.
Дети обходят комнату.
Хозяйка показывает кровать, печь, стол, лавку, одежду казаков, предметы быта.
Хозяйка: Казачки придавали большое значение убранству хаты. В красном углу были иконы, они крепились к стенам, украшались рушниками и цветами. Перед иконами крепилась лампадка, которую зажигали, когда молились или на большие праздники. В главной комнате стояла кровать, на которой было множество подушек в нарядных наволочках, подзоры (ими украшали низ кровати) вязаные крючком. Неотъемлемой частью кубанского жилища были «пряхи» - прялки. А кто может из вас рассказать для чего нужны были прялки?
Дети: ответы
Хозяйка: Правильно, из тонкой пряжи ткали полотно, чуть погрубей - ряднины. А вот из такой пряжи вязали предметы одежды. Казачьи семьи изготавливали все необходимое для жизни сами: ткали, пряли, делали предметы быта, орудия труда.
Хозяйка: Ребята, что это за предмет?
Дети: ответы.
Хозяйка: Дети, определите, из какого материала сделан кувшин?
Хозяйка дает всем детям по очереди потрогать кувшин.
Дети: ответы.
Хозяйка: Правильно, он сделан из глины. А если немного пофантазировать, то можно ощутить тепло рук гончара, сделавшего этот кувшин. Глину брали на реке. Сначала глину долго месили босыми ногами, потом мяли руками и ваяли кувшин. Готовую форму кувшина обжигали в жарко натопленной камышом печи. Этот кувшин служил очень долго. В нем хранили молоко, мед, воду.
Хозяйка: Люди очень дорожат старинной посудой. А еще, дети, этот кувшин на Кубани называли глэчик.
Хозяйка: А сейчас мы с вами побудем гончарами и ткачами. Гончары будут делать кувшин на гончарном круге, а ткачи будут ткать из пряжи ткань на ткацком станке.
Дети по своему желанию выбирают кем они будут, подходят к станкам,
садятся и начинают работу.
Хозяйка подходит к каждому ребенку помогает, оценивает, сравнивает.
Хозяйка: Молодцы, ребята! Вы все отлично справились. Посмотрите какие красивые кувшины получились у наших гончаров и великолепная ткань у наших ткачей.
Хозяйка: Ребята, сегодня вы отлично потрудились, рассказали и узнали много интересного. Интересное получилось у нас путешествие в прошлое. Главное, чтобы вы не забывали о прошлом и еще больше стремились познать историю своего народа.
Хозяйка: В гостях хорошо, а дома лучше, пора и нам отправляться домой.
Ну, вот мы и дома, ребята, что сегодня нового вы узнали об устройстве казачьего хутора, а что вам понравилось больше всего?
Дети: ответы.
Хозяйка: Что нового ещё хочется вам узнать?
Дети: ответы.
Хозяйка: Замечательно, мне тоже очень понравилось с вами путешествовать.