Лариса Донских
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Из песка»
«Из песка… (свойства песка, почвы, глины)
Цель: Формирование познавательно-исследовательских знаний и умений детей дошкольного возраста в процессе деятельности.
Задачи: Образовательные
Продолжать учить детей использовать исследуемый объект (песок) в разных целях. Закреплять умение обобщать полученные знания. (ПР)
Развивающие:
Развивать интерес к объектам исследования. (ПР) Развитие связанной речи (РР, мелкую и общую моторику. (ФР)
Воспитательные
Воспитывать познавательный интерес к природе и желание отражать полученные знания в творчестве. (СКР)
Материалы и оборудование: лупы «сыщиков», листы картона (на каждого ребенка, простые карандаши; емкость с сухим просеянным мелким песком, клей, рисунок выполненный из песка.
Предварительная работа: рассматривание энциклопедий, игры с песком на участке детского сада.
Педагог вносит в группу коробку, в которой находится ёмкость с песком, сообщает, что «сыщикам» передали для исследования образцы с запиской: «Определить, как можно использовать данное вещество». Педагог предлагает детям заняться исследованием.
Педагог из коробки вынимает ёмкость с песком, демонстрирует детям вещество, просит назвать его, рассмотреть, выделить свойства. Дети рассматривают песок (в том числе через лупу, выделяют и называют его свойства: сухой, сыпучий, состоит из мелких песчинок, при увлажнении может менять форму. Педагог интересуется у детей: «Где имеется песок и как он используется?»
Ответы детей
Педагог сообщает, что песок можно использовать в новом, необычном качестве – рисовать им! Демонстрирует детям рисунок, сделанный из песка, предлагает создать такие же красивые рисунки, объясняет способ действия: «Сначала рисуем карандашом контур рисунка (любой, по желанию детей, затем тщательно промазываем клеем те места в рисунке, которые будем заполнять песком. Пока клей не высох, аккуратно, по щепотке, насыпаем песок на промазанные клеем места. Песок нужно насыпать так, чтобы бумаги под ним не было видно. Ждем, пока песок просохнет, затем стряхиваем лишний песок – и картинка готова!»
Дети создают рисунки, педагог следит за соблюдением порядка действий, уточняет у детей: «Какое свойство песка позволяет создавать из него рисунки?»
Ответы детей.
«Можно ли из влажного песка создавать картинку?»
Ответы детей.
Вывод: - Песок можно использовать не только в строительстве и производстве стекла, из него возможно создавать картины.
Педагог благодарит «сыщиков» за помощь в «расследовании дела», обобщает полученные знания, отмечает активное участие детей.