Ксения Дмитриева
Конспект занятия, посвященного 75-летию снятия блокады Ленинграда
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города - блокаде;
дать представления о тяжелых и героических днях в истории родного города; воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: общение с взрослым, совместные игры со сверстниками, восприятие музыки, стихов, рассматривание картинок.
Интегрированные задачи:
Публикация «Конспект занятия, посвященного 75-летию снятия блокады Ленинграда» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Образовательные: Закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда. Расширять знания детей об истории родного города, о героизме людей, переживших блокаду используя ИКТ. Познакомить с творчеством ленинградских поэтов – блокадников.
Развивающие: Закрепить навыки речевой, музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом материале; активно участвовать в диалоге с воспитателем. Развивать устную речь; активизировать в словаре детей: город – герой, добровольцы, монумент, мемориал.
Воспитательные: Воспитывать любовь и гордость к родному городу, чувство благодарности и уважения к его защитникам. Учить видеть состояние города, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать. Прививать уважительное отношение к пожилым жителям города.
Предварительная работа:
1. Оформление экспозиции посвященной Блокаде Ленинграда.
2. Рассматривание иллюстраций, изображающих монументы и памятники защитникам города.
3. Чтение художественных произведений по теме.
4. Рассматривание фотоальбома «Город – герой», картин о войне.
5. Прослушивание песен и музыки военных лет.
6. Чтение и разучивание с детьми стихов о блокадном городе.
7. Просмотр мультипликационных фильмов по теме, соответствующих возрасту; Рассказ о блокаде, стихи о блокаде… презентация-фильм на тему «К 70-летию снятия блокады…».
8. Оформление выставки и книги памяти о блокаде совместно родители - дети.
Материалы и оборудование: презентации «Блокадный Ленинград», ноутбук, строительный конструктор «Город»; книги и иллюстрации по теме; разрезные картинки-открытки с изображением основных достопримечательностей нашего города; запись воздушной сирены; запись метронома; запись песни «Священная война».
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, сегодня я хочу вам рассказать о подвиге нашего города во время войны.
Пальчиковая гимнастика «Под мирным небом»
Мы дети свободной и мирной страны.
Народ наш великий – не хочет войны.
Нам в жизни открыты – любые пути.
Под небом спокойным, хотим мы расти.
Воспитатель: Скажите, ребята, как сейчас называется наш город, в котором мы с вами живем.
Слайд.
Ответы детей. Сейчас наш город называется Санкт – Петербург, он красив и горд.
Воспитатель читает стихи о Санкт – Петербурге.
Ты красив в любое время года:
Грустной осенью, студеною зимой.
И в жару, и даже в непогоду
Я люблю тебя, мой город над Невой!
Город музеев, чудесных дворцов,
Город каналов, мостов, островов,
Город чугунных оград на Неве, -
И нет прекрасней его на земле!
Слайд.
Воспитатель: Много испытаний было у нашего прекрасного города: наводнения, пожары, но Великая Отечественная война стала самым страшным испытанием для нашего города. Хотя вы ещё маленькие, но по рассказам взрослых, по фильмам знаете о страшной войне с фашистами, которую наша страна выиграла в жестокой битве.
Наше с вами занятие посвящено Дню снятия блокады Ленинграда, которое отмечал наш город 27 января, в это воскресенье. Это очень памятная дата для нашего города.
А кто мне скажет, как назывался наш город во время войны?
Ответы детей. Ленинград, а жители назывались ленинградцами.
Слайд.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, как выглядит наш город на карте. Рассматривание карты города на слайде.
А давайте построим наш город?
Конструирование нашего города
(На столе, дети из конструктора строят город.)
Воспитатель: Какой замечательный получился город. До войны люди жили мирно. Взрослые работали, дети ходили в школы и детские сады. По вечерам и выходным гуляли в парках, ходили в театры, музеи.
Слайд.
В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась война…. Страшная, беспощадная. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить город блокадой. Немцы окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город.
Слайд.
Рассматривание карты Блокады Ленинграда.
Воспитатель: Посмотрите (карту-картинку, на что это похоже? (Круг, кольцо.)
Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это кольцо называют блокадой. Все дороги, ведущие к нашему городу, были перерезаны. Осталась одна - по Ладожскому озеру. Она соединила Ленинград с большой землёй.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы встанем в плотное кольцо вокруг нашего города. (Звучит песня «Священная война» муз. А. Александрова, сл. Лебедева – Кумача.) В начале войны была написана эта песня, которая звала народ на борьбу. Вот и тогда все встали на защиту города.
Слайд.
Воспитатель: Наступила холодная зима… Наступили страшные блокадные дни…
Их было 900… это почти 2, 5года.
Норма хлеба снизилась в 5раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда -125грамм (показать детям кусок хлеба). И всё, только вода.
Слайд.
Воспитатель: Дома не отапливались. В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева.
Слайд.
Воспитатель: До наших дней чудом сохранился дневник маленькой девочки – Тани Савичевой. Блокаду пережили только её старшие сестра Нина и брат Михаил, благодаря которым дневник Тани уцелел и стал одним из символов Великой Отечественной войны.
Физкультминутка
В осеннем тумане (Закрывают ладонями глаза.)
В январском снегу (Разводят руки в стороны.)
Стоит Петербург (Руки над головой в виде крыши.)
На морском берегу (Плавные движения руками-волны.)
С дворцами и парками (Отводят руки влево и вправо.)
Строг и красив (Повторить.)
Как будто вплывает (Движения руками «плывут».)
В широкий залив (Повтор.)
В блокадные дни Шагают на месте
Под обстрелом в снегу (Повторить.)
Не сдался, не сдался (Повороты головы.)
Наш город врагу (Повтор.)
Воспитатель: Город регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха. И тогда люди слышали такой сигнал (звучит запись воздушной сирены).
А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома (звучит запись метронома). Он напоминал звук биения сердца.
Говоривший людям, что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Все 900 дней и ночей он сообщал о том, что город живет, дышит, что Ленинград не сдался.
Слайд.
Воспитатель: Жизнь в городе с каждым днем становилась труднее. Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро (показ картин). По этой дороге под обстрелом противника перевозили хлеб в город, а обратно вывозили детей и стариков. Поэтому этот путь назвали «Дорога жизни». А весной поездки по льду были опасны, машины проваливались под лед.
Воспитатель: Спустя 900 дней, 27 января 1944 наши войска прорвали кольцо блокады. Это был великий день! Радость наполняла сердца не только освобождённых ленинградцев, но всех солдат, защищающих страну от врага.
Слайд.
В честь этой победы был дан артиллерийский салют. Отгремели тяжелые бои. Город залечил раны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в памяти народа.
Слайд.
В честь прорыва блокадного кольца был установлен памятник на Ладожском озере «Разорванное кольцо». Много времени отделяет нас от той войны, но каждый должен помнить подвиг защитников.
Слайд.
Воспитатель: На Пискаревском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады, у братской могилы горит Вечный огонь. Посередине возвышается скорбная фигура Матери-родины.
Воспитатель: Ребята, а мы с вами зажжём свои маленькие огоньки, в знак того, что наши сердца тоже будут помнить подвиг ленинградцев.
Чтение стихотворения ’’Блокадные дни’’.
В блокадные дни.
Под обстрелом, в снегу
Не сдался, не сдался,
Наш город врагу.
Здесь гордые, смелые люди живут.
И славиться всюду их доблестный труд!
Рефлексия.
Детям задаются вопросы:
1. О чем мы сегодня говорили?
2. Где проходила Дорога жизни?
3. Сколько дней длилась блокада Ленинграда?
4. О каких мемориалах вы узнали?
5. Что вам запомнилось из моего рассказа?