Цаплина
Конспект занятия по энергосбережению «Бережливым буду я»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Петровская средняя общеобразовательная школа
(дошкольное образование)
«БЕРЕЖЛИВЫМ, БУДУ Я»
Воспитатель: Цаплина Оксана Андреевна
Конспект занятия «Бережливым буду я»
Публикация «Конспект занятия по энергосбережению „Бережливым буду я“» размещена в разделах
- Бережливость. Бережливые технологии
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Энергосбережение. Бережем электроэнергию
- Темочки
Цель: Формирование у детей нравственно-экономических представлений в процессе ознакомления с электроприборами
Задачи:
1. Расширять представления об электричестве и электроприборах;
2. Учить детей бережному, экономному отношению к электроэнергии и природным ресурсам;
3. Развивать внимание, память, мышление, воображение и речь;
4. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности
5. Активизировать речь и мыслительную деятельность детей: умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
6. Воспитывать элементарные навыки безопасного поведения в быту при общении с электроприборами.
7. Расширять знания детей о простейших способах экономии в быту при пользовании электроприборами посредством вопросно – ответной формы беседы.
Оборудование:
Бумага, карандаши, картинки.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам послушать сказку о трёх братьях (сказка рассказывается с опорой на иллюстрацию).
За ельником, за березняком,
За густым, частым можжевельником
Домик маленький стоит —
Неопрятный он на вид.
Нет ступенек у крыльца,
И задвижка без кольца
На распахнутых дверях.
В доме видим двух нерях:
Брат Транжира с братцем Лень
Телевизор смотрят целый день,
На печи лежат,
Спят, беседуют, едят.
Что Транжира принесёт,
Братец Лень всё тянет в рот.
Беспорядок, хаос —
Грязью домик тот зарос.
Если ляжешь на кровать,
Можешь звёзды наблюдать.
Дождь пойдёт, посыпет снег —
Зонт дырявый или плед
Спрячет братьев от всех бед.
Окна битые и щели —
Вот раздолье для метели!
Свет горит там ночь и день,
Брат Транжира с братцем Лень
Газом печь обогревают,
Никогда не закрывают
Кран на кухне — и вода
Лужей там стоит всегда.
Жили так и не тужили,
Но однажды…
Вдруг стучится кто-то в домик.
Глядь — да это ж младший гномик,
Мое имя Берегоша
Бережливый гномик я.
И ко всем моим советам
Вы прислушайтесь, друзья!
Я пришел сегодня к вам
С таким предложением:
Давайте вместе обучаться
Энергосбережению!
Транжира и Лень выслушали Берегошу.
Они рещили стать такими же, как он.
Вот какие правила бережливости рассказал друзьям Берегоша. Мы сегодня узнаем с вами на занятии.
Ребята отгадайте загадку:
«К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество
Это ….(электричество!»
Скажите, дети, что такое электричество?
Ответы детей.
Воспитатель: Электрический ток течет по проводам, спрятанным глубоко под землей, или очень высоко над землей, словно речка, но в этой речке течет не вода, а маленькие частицы-электроны, которые заставляют работать электрические приборы. Ребята, а какую пользу приносит электричество?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что раньше человек обходился без электричества. Ему было конечно потяжелее чем сейчас. Сейчас мы поиграем в игру «Что есть, что было» и посмотрим, сколько бытовой техники усовершенствовал человек, благодаря электричеству. (Раскладываем карточки, составляющие пару: стиральная машина – корыто, пылесос – веник, электролампа – свеча, венчик – миксер, костер – микроволновая печь)
Воспитатель: Ребята скажите, как добывают электричество?
Ответы детей.
Воспитатель: Все верно. Электрический ток вырабатывается на больших мощных электростанциях. Чтобы получить электричество, на таких станциях используют силу воды, солнца, ветра. Современные способы получения электроэнергии приносят непоправимый ущерб природе и здоровью человека. Загрязнение атмосферы при неэффективном использовании энергоресурсов ведет к глобальному потеплению и как следствие к экологической катастрофе. Поэтому для предотвращения катастрофы нужно что-то делать уже сейчас. Ребята, как вы считаете, что мы можем сделать, чтобы предотвратить экологическую проблему? Ведь полностью отказаться от электричества мы не можем.
Ответы детей.
Воспитатель: Да, правильно. Мы можем экономить электроэнергию. Самый простой и посильный даже маленьким детям способ уменьшить загрязнение окружающей среды – это бережно относиться к электроэнергии. Одним словом это называется – ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ. ( повторяем все вместе: энергосбережение) Ребята, а как можно бережно относиться к электроприборам?
Ответы детей
Воспитатель: Все верно. Использовать микроволновку только для подогрева пищи, а не для приготовления. Выбирать правильный режим температуры и времени. Перед тем как сушить волосы нужно тщательно вытереть их полотенцем. Волосы лучше сушить естественным путем. Телевизор можно смотреть не более двух часов в день. Нельзя оставлять телевизор включенным, если его никто не смотрит.
-Наш помощник – пылесос, но опять возник вопрос.
Что нам делать, как нам быть, пылесосить или мыть?
Дети отвечают
Воспитатель: Ковры можно выбивать на улице, можно провести влажную уборку.
-Обогреватель весь день напролет, работал, устал,
Как энергии помощь, чтоб его он не съедал.
Ответы детей
Воспитатель: Необходимо утеплить окна, двери. Не держать долго открытую дверь, особенно в холодный период. Не накрывать батареи. Проветривать помещение, ненадолго, широко открыв окна.
Воспитатель: Дети, расскажите, кто из вас экономит электроэнергию и как вы это делаете у себя дома?
Ответы детей: Уходя гасим свет, кипятим в чайнике только необходимое количество воды, чтобы в следующий раз не кипятить ту же воду, пользуемся энергосберегающими лампочками.
Физкультминутка: «Электроники».
Представьте, что вы маленькие электроники, которые бегут по проводам (дети бегут по кругу). По сигналу: «Стоп!» останавливаются, замерев на одной ноге. По сигналу: «Свет» кружатся, подняв руки вверх, по сигналу «Темнота» приседают. (Игра повторяется 3 раза).
Воспитатель: Сейчас я вам покажу, как можно получить электричество своими руками. У меня для вас волшебные шары и расчески, они нам помогут понять, как образуется электричество. Давайте проведем с ними опыты.
Опыт№1 (с шарами).
Возьмем шар, потрем его о кусочек шерстяной ткани, прислоним к стене. Что происходит с шарами? (они прилепляются к стене)Как это объяснить? ( ответы детей: волшебные, стали магнитные).Оказывается, при трении о шерсть шар получает заряд, который отличается от заряда, который имеет стена. Противоположные заряды притягиваются. Вот шар и «держится» за стену. А теперь потрем шары о шерстяную ткань и прислоним их друг к другу. Что происходит? (шары отталкиваются).Почему? (одинаковые заряды отталкиваются). Вывод: при трении о шерсть шары электризуются.
Опыт№2 (с расческой и кусочками бумаги).
Быстро проведем расческой по сухим волосам, а затем поднесем ее к голове. Что мы наблюдаем? (волосы встают дыбом)Почему? (расческа наэлектризовалась и притягивает волосы) Расчешем еще раз волосы и поднесем расческу к нарезанным кусочкам бумаги, не прикасаясь к ним. Что происходит с бумагой? (бумага прилипает к расческе).Почему? (наэлектризованная расческа притягивает бумагу) Вывод: От трения о волосы на расческе образуется статическое электричество. Оно притягивает волосы и бумагу.
-Вам понравилось проводить опыты? ( ответы детей: да, интересно).
- С каким электричеством мы познакомились? (со статическим электричеством)
Воспитатель: Ребята, электричество есть и в природе.
Отгадайте загадку:
-Стучит без рук, горит без огня, это гром и (молния).
Демонстрируется иллюстрация с изображением грозы.
Молния-это мощный электрический заряд, который переходит из тучи в землю. Он может ударить в высокое дерево, металлический предмет, движущийся объект на открытой местности. Электричество опасно и в розетках и в природе. А могут ли животные производить электричество? (да, некоторые могут).
Демонстрируется иллюстрация с изображением электрического ската.
Электрический скат, обитающий в морях, использует свое электричество, чтобы убить или обездвижить жертву.
Воспитатель: Дети, достаем белый картон, простой карандаш, цветные карандаши. Рисуем круг на весь лист белого картона. Вспоминаем, как мы рисуем круг. Правильно, обращаюсь к ребенку, круг мы начинаем рисовать снизу, затем плавно поднимаемся вверх. Нарисовали? Молодцы. Теперь вы должны придумать какой-нибудь запрещающий или предписывающий знак и нарисовать его внутри вашего круга.
Для примера два энергосберегающих знака вывешены на доске.
Давайте запомним правила энергосбережения :
-уходя из дома – гасите свет;
-не включайте много электроприборов;
-не включайте свет в солнечную погоду;
-не оставляйте включенным телевизор, магнитофон, радио, компьютер, если вы их больше не смотрите и не слушаете;
Рефлексия:
Что нового вы узнали на занятии? Что понравилось больше всего? Какие опыты вы повторите дома? Как теперь будете относиться к электричеству?
Знает каждый, стар и мал,
Очень много ток нам дал:
Каждый вечер на планете
Миллиарды точек светят.
Это лампочки горят,
Людям свет они дарят!
Давайте к свету относиться экономно,
Зря не использовать,
А если тратить - скромно.
Ведь в наших силах этот мир сберечь,
Давайте же не будем свет понапрасну жечь!
Список используемой литературы
1. Башмаков И. Сказка о трех братьев. - М., 2012 г.
2. Все обо всем. Мир вокруг нас. – М., 2000 г.
3. Дворецкая Ж. Г., Ситникова И. А. Путешествие малышей по стране «Бережливость. - Витебск, 2010 г.
4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. – М., 2010 г.
6. Книжка-раскраска «Капелька и искорка учат экономить энергию». С-П.
7. Идом Х., Вудворд К. Домашняя лаборатория. Опыты с водой, магнитами, светом и зеркалами. – М., 1999 г.
8. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно-эксперименальной деятельности детей 2-7 лет. – М., 2011 г.
9. Пиляк М. А. «Азбука Берегоши».
10. Презентация «Энергосбережение для малышей.
11. Репьев С. А. Забавные физические опыты. Мастерилка, 1998 г.
12. Репьев С. А. Забавные химические опыты. Мастерилка, 1998 г.