Марина Гуменюк
Конспект занятия по экологии в средней группе «Как вести себя в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать у дошкольников знания о правилах поведения в природе, желание оберегать планету.
Задачи:
Образовательные: закрепить и обобщить знания детей о природных явлениях; об охране окружающей среды;
Развивающие: формировать бережное отношение к природе; развивать у детей умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к нашему общему дому - природе.
Оборудование: глобус; 2 картинки для сравнения – обычный дом и дом природы; следы с картинками.
Ход занятия.
Публикация «Конспект занятия по экологии в средней группе „Как вести себя в природе“» размещена в разделах
1. Вводная часть
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о нашей планете, которая называется…
Д: Земля!
В: Посмотрите, что у меня в руках?
Д: глобус.
В: что такое глобус?
Д: это наша земля.
В: Наш дом родной, наш общий дом -
Земля, где мы с тобой живём!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса и горы и моря-
Всё называется - земля!
Наша земля - это наш общий дом.
Как вы думаете, ребята, что мы оставляем на нашей планете Земля?
Вот такие следы остаются после нас на земле. Даже если вы их не видите, земля помнит их. И каждый человек, живущий на этой планете, оставляет свой след. Посмотрите, какие следы вы видите на земле?
Д: (Ответы детей.)
В: Правильно, большие, маленькие, чистые, грязные.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о том, какой же след мы должны оставить на земле.
2. Основная часть
В: Как вы думаете, что есть на нашей планете?
А природа есть на нашей планете?
Природа позаботится о том, чтобы Земля всегда была в «порядке».
Ребята, назовите, какие вы знаете природные явления. (Ответы детей.)
Правильно, ветер, дождь, снег, солнце.
Подумайте, как эти различные природные явления помогают Земле выглядеть так?
Например, такое природное явление, как ветер как помогает? (Ответы детей.)
Да. Ветер приносит прохладу, очищает воздух. А что, даёт дождь? (Ответы детей.)
Дождь питает растения, даёт влагу.
Воспитатель: Как помогает Земле снег? (Ответы детей.) Правильно, утепляет землю, покрывает как одеяло, даёт тепло, утепляет деревья, чтобы не замёрзли у них корни.
А как солнце помогает Земле выглядеть именно так? (Ответы детей.) Солнце даёт свет всему живому. Но солнце не только светит, что ещё делает?
Правильно, от солнца исходит тепло, оно греет.
Ребята, каждый из вас живёт в доме со стенами, но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом.
Послушайте, ребята:
«Словно крыша над землёю,
Голубые небеса.
А под крышей голубою-
Горы, реки и леса,
И поляны, и цветы, и, конечно я и ты».
Так, в какой мы дом попадаем? Правильно в дом – природу.
Посмотрите, ребята, на эти рисунки обычного дома и дома природы, давайте мы эти дома сравним. (Картины.)
От чего в нашем доме бывает светло? (От лампы.)
А что можно сравнить с лампой в природе? (Солнце.)
Но солнце не только греет, значит его можно сравнить ещё с чем?. с плитой, батареей.
В природе идёт дождь, а в нашем доме, что напоминает дождь? (Душ.)
В природе ветер, а в доме? (Вентилятор.)
В доме есть пол, а в природе? (Земля.)
На полу у нас лежит ковёр, а на земле? (Растёт трава.)
В обычном доме бывают каменные и деревянные стены, а в доме природы? (Горы и деревья.)
В природе выпадает снег, накапливается лёд на высоких горах, а у себя в обычном доме человек научился делать снег где? (В холодильнике.)
В природе живут какие животные? (Дикие.)
В обычном доме? (Домашние.)
В природе дикорастущие растения, а в доме? (комнатные растения)
Вот видите, как много общего между домом, в котором мы живем и домом природы.
-В своем доме мы всегда стараемся поддерживать чистоту и порядок. А в доме природы кто должен следить за чистотой и порядком?
А теперь мы отдохнём и немножко поиграем.
Физкультминутка:
Руки подняли и помахали-
это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем-
Крылья мы сложим назад.
Ребята, почему в обоих домах художник оставил часть рисунка не закрашенным, это что? (Воздух.)
А зачем нужен воздух, что произойдёт если не будет воздуха? (Ответы детей.)
Скажите, пожалуйста, кому нужен воздух, кто не сможет жить без воздуха? (Животные, птицы.)
Воспитатель: Человеку нужен воздух? Давайте проведём небольшой опыт и узнаем, что произойдёт, если не будет поступать воздух в наш организм. Закройте рукой нос. Вы можете дышать? почему? Воздух нам нужен, без него мы не сможем жить.
А в самом человеке, в нас с вами есть воздух?
«Раздуй каплю» (рисование воздухом).
Воспитатель: На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Отдельные детали мы можем дорисовать обычной кистью или с помощью фломастеров. Вам нравится?
Ответьте теперь на вопрос - в человеке есть воздух?
Дети: есть.
Как вы думаете воздух в природе нуждается в охране? Его нужно беречь?
Ответы детей
3. Рефлексия
Воспитатель:
Давайте будем беречь планету-
Во всей вселенной похожей нету.
Во всей планете только одна
Для жизни и дружбы она нам нужна!
Сегодня, ребята, мы с вами говорили о том, что наша природа нуждается в нашей защите. Вы хотите стать друзьями и защитниками природы? Тогда пообещаем беречь природу и постарайтесь сделать так, чтобы ваш след был на Земле полезен!
Подойдите к столу и возьмите такой след, который, по вашему мнению, вы оставляете на нашей планете. (следы с картинками бережного отношения к природе и наоборот)
Аутотренинг "Мы - друзья природы"
Ребята, закройте глаза и представьте:
Ярко светит солнце,
Дует лёгкий ветерок
Мы вдыхаем чистый
Свежий воздух.
Нам хорошо и приятно.
Мы хотим жить в мире с природой,
Мы будем друзьями природы.
Мы будем защищать всё живое!