Абатурова Наталья
Конспект занятия по тестопластике для старшей группы «Испекли мы Колобок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по тестопластике для старшей группы
Городское бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Севастополя «Детский сад №120»
Познавательно – продуктивная деятельность
«Испекли мы колобок»
Воспитатель:
Абатурова Наталья Михайловна
Специалист высшей категории
Программное содержание:
Публикация «Конспект занятия по тестопластике для старшей группы „Испекли мы Колобок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Тестопластика. Конспекты занятий
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Конспекты занятий
- «Колобок». Лепка, пластилин
- Темочки
Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством, объяснять значение старинных слов : амбар, сусека, лавка, сени. Провести аналогию с современными предметами через дидактическую игру «Было – стало…»
Закрепить навыки прямого, обратного, количественного, порядкового счета, умение составлять примеры. Расширить опыт работы с тестом (закрепить прием скатывания).
Развивать речь детей путем использования художественного слова.
Воспитывать уважение к традициям русского народа (гостеприимство, народные праздники).
Активизировать словарь детей словами: взбивать, консистенция, густой, жарить, выпекать, венчик, кондитер.
Материал и оборудование:
• Книга «Русские народные сказки»;
• Мольберт со схемой сказки;
• Мольберт для решения примеров;
• Разделочные доски;
• Ингредиенты для теста, мука, яйца, дрожжи, соль, сахар, масло, сметана;
• Противень, венчик, кисточка;
• Телевизор, видеоряд с изображением старинных предметов.
Предварительная работа:
1. Работа кружка «Волшебные ладошки».
2. Чтение русских народных сказок.
3. Рассказ о профессии кондитера. Видеоэкскурсия в кондитерский цех.
4. Заучивание стихотворений.
Ход:
Под музыку «В гостях у сказки» входят дети.
Воспитатель:
- В нашей группе сегодня светло и весело, к нам пришли гости. Давайте улыбнемся и поздороваемся с ними. Ведь улыбка – это маленькое чудо, солнце, от которого становится тепло и светло. Поэтому и предлагаю почаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
«Доброе утро!»
«Доброе утро!» - солнцу и птицам,
«Доброе утро!» - приветливым лицам,
«Доброе утро!» - гостям дорогим.
Дети стоят полукругом.
«За горами, за лесами,
Сказка дивная живет.
За широкими морями
В гости нас к себе зовет.
Ладошки раскрываются –
Сказка начинается.
Воспитатель:
Все минуточку внимания,
Сказку я хочу начать:
Этой сказочки название,
Поспешите отгадать.
В мире много разных сказок –
Грустных и смешных,
Но прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди,
Сказка в гости к нам стучится –
Скажем сказке: «Заходи!»
- Вот мы сказку пригласили, и окунемся в ее волшебный мир. А какая сказка к нам пришла, вы узнаете, когда отгадаете мою загадку.
Выносится мольберт со схемами героев сказки «Колобок» в неправильном порядке.
Дети: выстраивают персонажей в правильном порядке. Отгадывают название сказки «Колобок».
Дети:
- Жили – были дед и баба, которые испекли колобок : персонажи леса – заяц, волк, медведь, лиса. (Показывают указкой)
Воспитатель:
- Сколько всего персонажей в сказке? (Дети считают порядковым счетом и обобщают количество -7персонажей)
- Посчитайте прямым и обратным счетом.
- Кто был перед лисой?
- Кто после зайца?
- За медведем?
- Между зайцем и медведем?
- Ребята, а сколько всего было жителей леса?
- А сколько жителей в избе?
- Кого больше? Жителей избы или жителей леса? На сколько?
Примеры:
2+1=3
3-1=2
4+1=5
Воспитатель:
- Дети, у нас как в сказке «Колобок» есть дед и баба. Они почему-то очень грустные. Что же вы пригорюнились?
Дед:
- Был у нас один колобок, да и тот в лес укатился.
Баба:
- Не с чем даже чаю попить.
Дети:
- Не волнуйтесь, мы откроем кондитерский цех и наши кондитеры испекут много пышных и румяных колобков.
Физминутка:
«Колобок, колобок, колобок румяный бок
По дороге покатился и назад не воротился.
Встретил мишку, волка, зайку
Всем играл на балалайке,
У лисы спел на носу,
Больше нет его в лесу…
Дети идут к столам.
Воспитатель:
- Я буду главным кондитером, а вы моими помощниками.
Ребенок:
Чтоб тесто сделать пышным, белым
Нужна не только нам мука
Вниманье нужно нам, уменье:
Про соль и сахар не забыть,
Чтоб лучше сделать угощенье
Начнем и тесто мы месить.
Воспитатель предлагает детям вытереть руки влажными салфетками.
Воспитатель:
- Что мне надо для приготовления теста?
- Напомните, как мы это делали?
Дети:
Надо муки насыпать две горсти,
Дрожжей ты ложку положи,
Яйцо разбей, да поскорей
Венчиком его ты взбей.
Сметаны в тесто ты налей,
Про соль и сахар не забудь.
На сковородку, жарь скорей
И на окошко положи.
Всего минуточки на три.
Да присмотри!
Воспитатель:
- Спасибо!
Сначала я беру муку. Ее надо просеять через сито, чтобы удалить примеси, и чтобы мука обогатилась кислородом, тогда и тесто пышнее.
Дети:
- Берем яйца, взбиваем их венчиком, соль, сахар, дрожжи, сметану.
Пока взбивают тесто, дети приговаривают:
- Надо тесто вымешивать хорошо, чтобы оно было однородным, без комочков. Тесто бывает густым и жидким. Из жидкого теста на Руси пекут блины и оладушки.
Ребенок:
«Ох, блин, румяный блин
До чего же ты хорош,
Круглый, вкусный, ароматный,
Ты на солнышко похож»
Воспитатель:
- Как же этот праздник называется, когда блинами угощают?
Дети:
- Масленица.
«Целую неделю мы блиночки ели.
Каждый день блины мы ели
На Масленичной неделе.
Воспитатель:
Чем отличается тесто для блинов и для оладушек?
Дети:
- Густотой, консистенцией.
Воспитатель:
- Вот тесто и готово!
Пальчиковая гимнастика:
Замесила бабушка
Не булки, не оладушки.
Доставала из печи
Ни пирог, ни калачи.
Как поставила на стол,
Он от бабушки ушел.
Кто же бегает без ног?
Ну, конечно, колобок.
Воспитатель:
- Теперь мы с вами будем катать колобки.
- Какой прием лепки мы будем применять?
Дети:
- Скатывание.
Воспитатель:
- На какую геометрическую фигуру похожи колобки?
Дети:
- На шар.
Дети катают колобки.
Воспитатель:
- Что теперь нам надо сделать?
- Какой способ приготовления колобка.
Дети:
- Его надо испечь.
Воспитатель:
- Баба с дедом испекли колобка в русской печи. А мы в чем можем испечь?
- К сожалению у нас нет русской печи, но мы будем их печь в духовке или в современном электрическом шкафу. Выложим колобки на противень, смажем маслом и будем печь. Мы их отправим на кухню, и попросим испечь для нас колобки – поваров. Мы еще маленькие и пользоваться нам духовкой опасно!
Дети вытирают руки влажными салфетками.
Воспитатель:
- А еще каким способом можно приготовить колобки?
- Я вам подскажу – жарить или как в сказке колобок был пряжен. Жарить их можно на сковороде, сотейнике, фритюрнице – это сейчас, а раньше их жарили в чугунке.
Дети:
Все у нас уже готово
Колобки сейчас в печи.
На сметане мешенные,
На окошечке стуженные.
Круглый бок, румяный бок
Выпекайся, колобок.
Дети садятся на стулья.
Воспитатель:
- Пока пекутся колобки, мы вернемся к сказке.
- Давайте подумаем. Все ли мы знаем о колобке?
- Что такое колобок?
Рассматривание иллюстраций.
- В словаре живого великого русского языка В. Даля говорится:
Колобок – круглый бок, это скатанный из теста ком или шар, круглый хлебец.
Амбар - это хозяйственное строение для хранения зерна, муки и других припасов. В амбаре стояли сундуки или лари, которые называли – сусеки. В них хранилась мука. Они были очень удобны. Особенно удобным было приспособление, чтобы набирать точную порцию муки. Вытаскиваете заслонку из сусека, и мука, под действием силы собственной тяжести, высыпается в специальный ящик, необходимый для приготовления нужного количества теста. А мести по сусекам, как баба – не надо: в сусеке муки много.
Лавка – это скамья для сиденья или лежания, прикрепленная к стене в русской избе.
Сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревянных избах.
Игра «Парные картинки». «Было – стало…»
Русская печь – духовка
Изба – дом
Чугунок – фритюрница
Лавка – диван, скамейка
Сени – прихожая
Воспитатель:
- Давайте поищем колобка.
Гимнастика для глаз:
Посмотрим налево
Посмотрим направо
Вниз, вверх
Вперед и повернемся назад
- А вот и наши колобки уже готовы.
Колобки лежат на двух подносах – по способу приготовления.
- Но почему одни у нас круглые, а другие сплюснутые с одной стороны? Ведь в сказке говорится, что колобок был круглый, и мог катиться по дорожке.
Смогут ли сплюснутые колобки катиться?
- Почему они не круглые?
Они отличаются формой потому, что одни колобки жарились, а другие пеклись.
Дед и баба предлагают детям придумать выход из проблемной ситуации «Как спасти колобка»
Варианты:
1. Поменять колобку цвет – лиса испугается;
2. сделать несъедобным;
3. Поменять форму – лиса не узнает;
4. Изменить размер – лиса не заметит;
5. Сделать колючим и т. д.
Воспитатель:
– Колобки наши уже остыли. Они пышные да румяные. Вот пора и посиделки устраивать. По традициям русского народа, гостей дорогих чаем да сладостями угощают, песни распевают.
Дети становятся на полукруг и исполняют песню «Калинка»
Воспитатель:
- Ребята, сегодня мы с вами побывали в удивительном мире прошлого, прикоснулись к истории вещей, которые нас окружают и поняли, что человек с течением времени изобрел современные и удобные предметы
Дед и баба:
Мы кондитерами были,
Тесто мягкое месили
И как в сказке бабка с дедкой
Колобочки бы лепили.
И хотим мы поскорей
Угостить своих гостей.
Не закончилось веселье
Пришло время угощенья.
Не робейте, не стесняйтесь,
Колобками угощайтесь.
Дети:
Добрые слова не лень
Говорить нам целый день.
Всем гостям мы на прощанье
Скажем дружно: «До свидания!»
Приходите в гости к нам,
Очень рады мы гостям
Воспитатель:
Уважаемые гости, Вы сегодня путешествовали вместе с нами по русской народной сказке «Колобок». И сейчас наши дети предлагают Вам по традициям русского народа спеть под баян русскую народную песню «Блины» :
Блины
1. Как на масленой неделе мы блиночков захотели
Со сметаной и медком напекли мы целый ком
Ой, блины мой блины, вы блиночки мои
Ой, блины мой блины, вы блиночки мои
2. Вот летит, летит блинок, не в тарелку а в роток
Он и пышный и румяный, словно солнцем обагряный
Ой, блины мой блины, вы блиночки мои
Ой, блины мой блины, вы блиночки мои
3. По селу прокатим с вами мы на тройке с бубенцами
Будем песни петь-плясать, всех блинами угощать
Ой, блины мой блины, вы блиночки мои
Ой, блины мой блины, вы блиночки мои
4. Как на масленой неделе мы блиночков захотели
Со сметаной и медком напекли мы целый ком
Ой, блины мой блины, вы блиночки мои
Ой, блины мой блины, вы блиночки мои
Список используемой литературы:
1. Антипова М. А. “Соленое тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками”, Ростов-на-Дону,ИД “Валдис”, 2008.
2. Воспитатель ДОУ №2/2007.
3. Дашкевич Е. В. «Лепим из соленого теста». «Кристал». Санкт-Петербург, 2000г
4. Лыкова И. А. «Лепим с мамой», «Карапуз-Дидактика», 2005 г
5. Лыкова И., Грушина Л. «Пир на весь мир из соленого теста», «Цветной мир», 2008г
6. Лыкова Ирина, Шипунова Вера «Вкусная лепка для детей и взрослых», «Цветной мир», 2014г
7. Надеждина В., «Поделки и фигурки из соленого теста. Удивительное рукоделие и моделирование» /Авт-сост. 2008г.
8. Фирсова Анна, «Чудеса из солёного теста», «АЙРИС – ПРЕСС», Москва 2008г.
9. Фролова Е. С. «Забытое ремесло» «Аст-Пресс»,2000г
10. Хоменко В. А. Солёное тесто Шаг за шагом. - Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга». 2007.- 64с
11. Чаянова Г. Н. “Соленое тесто для начинающих”,М. ,ООО “Дрофа-Плюс”, 2005.
12. Чибрикова О. В. “Подарки к праздникам. Делаем сами”,М., “Эксмо”, 2006г.
13. Интернет-ресурсы:
• https://festival.1september.ru/articles/566041/
• https://www.maam.ru/detskijsad/testoplastika-v-rabote-s-doshkolnikami.html
• https://doshkolnik.ru/solenoe-testo/8925-tstoplastika.html